РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ВАЛЕОЛОГИИ
Рабочая программа по валеологии разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Касаткиной В Н. для четырёхлетней начальной школы.- м. : ЛИНКА- ПРЕСС, 2000. - 336 с.
1 ступень обучения
Составители: Барышникова Л.В.
учитель начальных классов МОУ «СОШ»№31
г. Сыктывкара
г. СЫКТЫВКАР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из причин возникновения науки валеологии является резкое падение уровня здоровья населения в целом и школьников в частности. В 1980 году И.И. Брехман, автор термина «валеология» писал: « В современном сложном мире умение быть здоровым не приходит само. Для воспитания навыков сохранения здоровья недостаточно школьных курсов анатомии и физиологии, занятий физкультурой в школе. Необходима охватывающая всех людей в течение их жизни система обучения. Эта система должна основываться на положительной мотивации, строиться на быстрых и убедительных обратных связях между действием позитивных и негативных факторов и реакциями организма, предусматривать специальное обучение мерам сохранения здоровья, начиная с детства и до старости.»
Одной из важных составляющих частей науки о человеке должна стать наука о здоровье. Это не медицинская наука. Она должна возникнуть на стыке экологии, биологии, медицины, психологии, педагогики.
Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, «Здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие». Здоровье ребёнка, его физическая ,психическая и социальная адаптация зависит в значительной степени от условий его жизни, и , прежде всего условиями жизни в школе .Именно на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма.
Данные обследования здоровья первоклассников показывают, что процент здоровых детей, которых можно отнести к первой группе населения, за последние десятилетия уменьшился. За последние годы увеличился рост числа школьников с хронической патологией в полтора раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения, в 2 раза число нервно- психических расстройств. Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришколыюй среды и прежде всего перегрузок в начальной школе составляет 12% . На первом месте находятся отклонения со стороны костно - мышечной системы. Нарушения осанки от начальных до значительных форм диагностируются у 55-70% школьников. Школьники 7-8 лет имеют в среднем по 2 диагноза заболевания. Обращает внимание неожиданно высокий рост аллергических заболеваний, а также огромное распространение лор - заболеваний и близорукости.
Особенностью последнего десятилетия является рост социально- обусловленных болезней .Однако дома дети не получают системных знаний о своём здоровье , о том, как сберечь, не имеют представлений о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о своём здоровье.
Здоровье ребёнка, его физическая, психическая социально - психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями жизни, и, прежде всего, условиями жизни в школе. Именно на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В национальной доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования на 200- 2010 годы в качестве ведущих являются задачи сохранения здоровья, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Сформировать необходимые знания, умения, навыки здорового образа жизни, научить учащихся использовать полученные знания в повседневной жизни.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Образовательные:
1. формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания
2. включение учащихся в активную двигательную деятельность
Воспитательные:
1. формирование нравственного сознания и нравственного поведения
2. формирование волевых качеств, трудолюбия, эстетическое и эмоциональное развитие личности
Оздоровительные:
1. укрепление физического здоровья
2. профилактика заболеваний
Прикладные:
1. обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками
2.формирование представлений, знаний, умений, навыков необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩИМИСЯ
Отличительной чертой данной программы являются:
1 .Преобладание интерактивных методов организации занятий, при которых учащиеся не ограничиваются пассивным восприятием готовой информации. Дети оказываются активными участниками занятий.
2. Практическая значимость занятий.
3. Формируемые приёмы и навыки актуальны для данной возрастной группы.
4. Модульность структуры и содержания.
5. Обеспечивается вариативность при выборе проведения площадок для занятий(экскурсии и т. д.)
6. Обеспечение активного участия семьи в занятиях кружка.
ЗАДАЧИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Создание условий для академических занятий ребёнка
2. Создание условий для оздоровления ребёнка
3. Формирование морали социальных установок
4. Формирование мотивации
5. Передача культурных традиций
6. Взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях
КРИТЕРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
1. При решении конкретных задач занятие представляет собой завершённое, логически связанное с предыдущим и последующим
2. Доступность содержания занятия
3. Разностороннее влияние на учащихся
4. Подчинение общим целям умственного, нравственного, физического, эстетического воспитания
5. Разнообразие деятельности учащихся ка по содержанию, так и по характеру
6. Непрерывность деятельности
СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
СРЕДСТВА
Средства двигательной направленности:
- Элементы движений (ходьба, бег, прыжки)
- Танцевальные движения физминутки, эмоциональные разрядки и «минутки покоя»
- Гимнастика для глаз, пальцев, дыхательная гимнастика игры
Гигиенические факторы:
- выполнение санитарно- гигиенических требований
- личная и общая гигиена соблюдение общего режима дня
- обучение элементарным приёмам ЗОЖ
- ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежания переутомления
МЕТОДЫ
- фронтальный
- групповой практический познавательная игра
- ситуационный метод игровой метод
- соревновательный метод
- активные методы обучения
- метод индивидуальных занятий
ФОРМЫ
- с использованием профилактических методик
- с применением музыки
- с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью
- в виде реабилитационных мероприятий
- через массовое оздоровление
- создание здоровьеформирующей образовательной среды
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
При проведении занятий будут применяться следующие виды контроля: устные ответы, тесты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М.Д960.-С.235-301
2. Ильющенков В.В., Берсенева Г.А. Здоровье и образование. - СПб., 1993г.
3. Казин Э.М., Блинов Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию. М., 2000.
4. Кучма В.Ф. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. Мн., 2006-176с.
5. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. М.: Московский- городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.-380 с.
6. Педагогическая валеограмотность, /.Под редакцией Солдатовой. г Ростов-на-Дону, 1997.
7. Попов СВ. Валеология в школе и дома. (о физическом благополучии школьников); СПб: Союз, 1997.-256 с.
8. Смирнов Н.К. Валеология: новая область образовательного пространства // Человек. Культура. Здоровье. - М.: Генезис, 1997.
9.Смирнов Н.К. Задачи валеологии в контексте проблем общества и системы образования.// Актуальные проблемы валеологии в образовании. М.-, 1997. 10. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М., 1974.-64 с.
11. П.Якиманская И.С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. -М., 1996.-95с.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВАЛЕОЛОГИЯ.
Раздел
|
Тема
|
1 класс
|
2 класс
|
3 класс
|
4 класс
|
Самопознание через чувство и образ
|
Я познаю себя .Мы все похожие и все такие разные .Человек в мире людей. Познаю других.
|
6 часов
|
8 часов
|
7 часов
|
6 часов.
|
Школа
здорового
питания.
|
Питание и
эмоциональное
состояние. Как
происходит
пищеварение.
Питательные
вещества и их
роль для роста и
развития
организма.
Питание и
индивидуальное
здоровье.
Производство,
хранение,
распространение
продуктов.
|
10 часов.
|
8 часов.
|
8 часов.
|
8 часов.
|
Ослепительная улыбка на всю жизнь.
|
Зачем человеку нужен рот. Что в нём находится. Правила ухода за зубами. Как нужно беречь зубы. Здоровые зубы-здоровый организм. Строение зубов. Кариес. Чистка зубов.
Заболевание дёсен.
|
5 часов.
|
5 часов.
|
5 часов.
|
5 часов.
|
Профилактика
аддиктивного
поведения и
случайных
отравлений
лекарственными
препаратами.
|
Лекарственные
препараты.
Табак.
Алкоголизм.
Наркотические и
токсические
вещества.
Уроки»навыков
жизни».
|
7 часов.
|
4 часа
|
4 часа
|
8 часов
|
Безопасность детей на дорогах.
|
Что мешает видеть
проезжую часть улицы. Двор тоже улица. Опасность на «островке безопасности» Переход улиц. Пешеходный переход. «Ловушки « на углу
перекрёстка. Я-пешеход.
|
7 часов.
|
5 часов
|
5 часов
|
|
Поведение в
экстремальных
ситуациях.
|
Экстремальные ситуации. Модели поведения. Как звать на помощь. Как выйти из экстремальной ситуации. Поведение при пожаре, при ветре с незнакомым человеком,при экстремальной ситуации на воде. Травмы. Оказание первой помощи.
|
|
4 часа
|
5 часов
|
9 часов.
|
Итого
|
|
34 часа
|
34 часа
|
34 часа
|
34 часа
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 КЛАСС.
РАЗДЕЛ « САМОПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ЧУВСТВО И ОБРАЗ»
Части тела и их функции. Язык жестов, позы и мимики. Обобщённый образ телесного «Я». Внутренние органы и их роль в жизни. Личная гигиена. Возможность рук. Развитие мелкой моторики рук. Навык ухода за руками. Позитивное отношение к людям со специфическими особенностями строения тела. Навыки взаимодействия, общения и поддержки. Н Р К Чтение произведений П. Образцова о детях.
РАЗДЕЛ « ШКОЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»
Анализ ощущений при знакомстве с незнакомым продуктом. Деление продуктов на группы по обобщённому признаку. Соматогнозис процесса пищеварения. Питательные вещества и продукты. Русская национальная кухня.Режим дня, режим питания.Хранение продуктов в домашних условиях
.Техника безопасности в процессе обработки и приготовлении пищи. Н Р К Коми национальные блюда.
РАЗДЕЛ « ОСЛЕПИТЕЛЬНАЯ УЛЫБКА НА ВСЮ ЖИЗНЬ»
Строение полости рта, строение зубов. Уход за зубами, полостью рта. Как правильно чистить зубы. Основные правила гигиены полости рта. Вредные привычки. Н Р К Вредные привычки нашего класса.
РАЗДЕЛ» ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СЛУЧАЙНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ»
Лекарства. Способы их хранения. Пассивное курение. Алкоголизм. Наркотические и токсические вещества. Как мы храним лекарства дома. Какие лекарства знаем.
РАЗДЕЛ « БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ»
Движение транспорта. Движение на перекрёстке. Транспортные привычки. Неподвижные транспортные и нетранспортные средства .Временно остановившиеся транспортные средства. Опасность «ловушек» отвлечения внимания. Загадки пустынной улицы. Опасность на островке безопасности. Н Р К Беседа сотрудника ГИБ БД
2 КЛАСС
РАЗДЕЛ « САМОПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ЧУВСТВО И ОБРАЗ»
Расширенная информация об органах чувств. Значение и влияние звуков в нашей жизни. Использование музыки для релаксации. Расширенные знания о зрении человека. Расширенные знания об обонянии. Закаливание. Отношение к инвалидам. Творческие способности человека. Социальные формы поведения. Уникальность других людей. Чтение произведений А. Ванеева
РАЗДЕЛ « ШКОЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»
Сенсорные ощущения при выборе пищи. Пищеварительная система. Правильное пережёвывание и глотание нищи. Гигиена ротовой полости. Питательные вещества и их значение для роста организма. Индивидуальное здоровье. Производство, распространение и хранение продуктов. Сомнительный продукт. Приготовление пищи. Индивидуальное здоровье учеников нашего класса.
РАЗДЕЛ « ОСЛЕПИТЕЛЬНАЯ УЛЫБКА НА ВСЮ ЖИЗНЬ»
Правила гигиены полости рта. Временные и постоянные зубы, их естественная смена. Кариес. Прикус и его аномалии. Чистка зубов. Посещение стоматологического кабинета. Беседа врача.
РАЗДЕЛ « ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СЛУЧАЙНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ»
Лекарственные и ядовитые растения. Табакокурение. Алкоголизм- рядом опасный человек. Наркотические и токсические вещества. Красная Книга Республики Коми.
РАЗДЕЛ « БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ»
Правила перехода узких улиц. Правила перехода широких улиц. Пешеходный переход. Светофор. « Ловушки» на углу перекрёстка. Я- пешеход. Практическое занятие по переходу улиц в Эжве.
РАЗДЕЛ « ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ»
Экстремальная ситуация. Выход из неё. Модель поведения при экстремальной ситуации. Как звать на помощь. Травмы- ожоги, ошпаривания, ожоги ротовой полости и горла, электроожоги. Чтение прессы по Республики Коми
3 КЛАСС
РАЗДЕЛ « САМОПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ЧУВСТВО И ОБРАЗ»
Позитивное самоотношение и самовосприятие. Эмоции. Эмоциональный ряд. Мимика, жесты, позы .Отрицательные эмоции. Отыгрывание негативных эмоций Любовь к людям и самому себе. Разные вкусы. Эмоциональное переживание. Человек в мире людей. Чтение стихотворений П. Образцова.
РАЗДЕЛ « ШКОЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»
Навык разнообразного питания. Влияние продуктов на эмоциональное состояние. Строение и значение пищеварительной системы. Питательные вещества их значение для роста и развития организма. Индивидуальное здоровье. Хранение и распространение продуктов питания. Приготовление пищи. Грибы и ягоды Республики Коми.
РАЗДЕЛ « ОСЛЕПИТЕЛЬНАЯ УЛЫБКА НА ВСЮ ЖИЗНЬ».
Строение парадонта. Необходимость ухода за дёснами. Кариесогенная диета и поведение, позволяющем уменьшить вредное воздействие углеводов на зубы. Роль фтора в профилактике кариеса. Стоматологическая поликлиника.
Основные правила гигиены. Посещение стоматологического кабинета.
РАЗДЕЛ» ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СЛУЧАЙНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ»
Лекарственные препараты. Воздействие различных доз лекарственных препаратов на организм человека. Воздействие табака на организм человека. Воздействие алкоголя на организм человека. Наркотические и токсические вещества.
РАЗДЕЛ « ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ»
Поведение при пожаре. Поведение при встрече с незнакомым человеком. Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде. Травмы. Беседа фельдшера школы о поведении в экстремальных ситуациях.
4 КЛАСС
РАЗДЕЛ « САМОПОЗНАНИЕ ЧЕРЕЗ ЧУВСТВО И ОБРАЗ»
Внешние проявления внутренней культуры. Создание своего положительного образа. Восприятие другого. Навык общения на позитивной эмоциональной основе. Формирование навыков адекватной реакции на чужие эмоции. Этика поведения. Критика по отношению к своим словам и поступкам. Культура общения. Чтение произведений С. Раевского.
РАЗДЕЛ « ШКОЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»
Привычка предыдущего опыта на выбор продуктов. Разнообразие продуктов питания. Строение и значение пищеварительной системы. Основные питательные вещества. Правила здорового питания. Симптомы отравления. Помощь при пищевом отравлении. Выбор, хранение и потребление продуктов в соответствии с данными на упаковке. Приготовление пищи. Выпечка в коми кухне.
РАЗДЕЛ «ПРОФИЛАКТИКА АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СЛУЧАЙНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ ПРЕПАРАТАМИ»
Дружеские отношения. Формирование навыков правильного питания. Формирование личного мнения и умения отказывать.
РАЗДЕЛ « ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ»
Поведение при пожаре. Поведение при встрече с незнакомым человеком. Поведение при возникновении экстремальной ситуации на воде. Травмы. Оказание доврачебной помощи. Беседа родителей, работающихв МЧ С.
|