Submitted by Александра Николаевна Ефремова on чт, 03/11/2011 - 08:25
1.Сообщение темы и цели урока.
2.Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают составленные предложения на основе словосочетаний, записанных на уроке.
3.Практическая работа на уроке:
а) Расскажите по схеме о видах предложений.
Предложения
Простые
Сложные
По цели высказывания предложения делятся на:
По интонации предложения
делятся на:
Повествовательные
Вопросительные
Побудительные
Восклицательные
Невосклицательные
б) Работа с текстом.
-Прочитайте текст.
-Спишите, вставьте пропущенные орфограммы, объясните их.
Приш..л с..нтябрь. Хорошо в лесу! По опушкам л..сов еще р..стут гр..бы: под..синовики,сырое..ки, душ..стые рыж..ки Чист и пр..зрачен воздух.
Ул..тели уже многие птицы:л..сточки, стр..жи. В зол..тые осенние дни г..товились к отлету и журавли Покруж..ли они над р..кой,над р..дным б..лотом и пот..нулись в дальни.е страны.
Охарактеризуйте каждое предложение по плану:
--простое или сложное;
--если простое, то какое по цели высказывания и по интонации.
-Последнее предложение разберите по членам предложения и укажите части речи.
в) Определите по окончаниям, какие части речи имеются в виду в каждой группе;
-у, - ишь, - ит, - им, -ите, -ат;
-а, - ы, - е, - у, - ой, - ами, - ах;
-ой, - ого, - ому, - им, - их, - ими.
г) Определите в каждой строке, какой частью речи являетсякаждое слово
Двойка, двойной, вдвоем, удвоить.
Белый, белизна, белить, набело.
Бег, беговая (дорожка), бегать, бегом.
Запишите слова иначе: соберите вместе имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречию
Докажите правильность своего выбора, используя следующий план:
--определите общее значение части речи (значение предмета, признак предмета, действие, признак действия, качества, предмета.
--определите морфологические признаки слова (слово имеет род ,изменяется по числам и падежам; слово изменяется по родам, числам и падежам; слово спрягается; слово является неизменяемым.
--укажите типичные окончания и суффиксы, свойственные именам существительным, именам прилагательным, глаголам, наречиям.
д) Прочитайте текст, определите его главную мысль. Ответьте, что необходимо делать ,чтобы научиться хорошо говорить и писать.
Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать удачные выражения, точно отражающие мысль, а для того чтобы научиться писать - надо писать, писать письма, дневники.
Дневники следует вести с юных лет, потом они будут вам интересны, а в момент их написания вы не просто учитесь писать, вы невольно отчитываетесь о своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде»
---Из текста Д.С.Лихачева выпишите по пять имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий. Запишите их в таблицу
Встретились ли в этом тексте служебные части речи (предлоги и союзы)? Покажите это на примерах из текста.
---Выпишите из текста словосочетания, построенные по моделям:
сущ. + прил.
гл. + сущ.
сущ. + сущ.
нар. + гл.
---Покажите главное и зависимое слово в словосочетании, поставьте вопрос от главного слова к зависимому слову.