Официальный сайт osinform 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Вирусы. Неклеточные формы жизни.

Фото пользователя Наталья Павловна Ильина
Submitted by Наталья Павловна Ильина on Wed, 02/11/2011 - 20:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ильина Наталья Павловна
Место работы, должность: 
МОУ "Мочалищенская СОШ" Марий Эл Звениговский район учитель биологии
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
все уровни образования
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Медицинский работник
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): 
Естествознание
Цель урока: 

Цели урока:

1) Обучающая: Способствовать формированию знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, сообщить сведения о лечении и профилактике вируса гриппа.

2) Воспитывающая:  Воспитывать чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, бережное отношение к здоровью, интерес к обучению, процессу познания.

3) Развивающая: Развивать умение слушать учителя, логически мыслить, обобщать материал, быть внимательным, аккуратным, развивать память через работу с новыми понятиями, уметь сравнивать и анализировать, делать выводы, подводить итоги.

Тип урока: комбинированный(1 час)

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
20
Используемые учебники и учебные пособия: 

электронное учебное издание: “Биология 9 класс. Общие закономерности”, «Физикон», 2006; «Дрофа», 2006.

Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват.учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2004. – 304 с.: ил.

Используемая методическая литература: 

 Литература.

1) Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват.учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2004. – 304 с.: ил.

2) Я познаю мир: Генетика: Энцикл. / Д.А. Шитиков. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2004. – 398 с.

3) Большая медицинская энциклопедия/  под ред. Б.В. Петровский. – 3-е изд. [В 30-ти т.]. – М.: «Советская энциклопедия», 1976. – Т.4. ВАЛИН – ГАМБИЯ, 576 с.: ил.

4) Величковский В.Г. Здоровье человека и окружающая среда. –М.: Новая школа, 1997.

 5) Делакур Ж.Б. Большой словарь характеров. – М.: «Зевс», 1997.

 6) Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: Торговый дом «Гранд», 2001.

 7) Фёдорова Л.И. Технологии обучения биологии в современной школе. –Якутск. Институт повышения квалификации работников образования, 2001.

 8) Примерные билеты и ответы по биологии для подготовки  к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в 2003/2004 учебном году / Автор-сост. В.С.Кучменко, Г.С. Калинова, Т.В. Иванова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова. – М.: Дрофа. 2004. – 96 с.

9) Общая биология. 9 – 11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 240 с.: ил.

10)Электронное учебное издание: “Биология 9 класс. Общие закономерности”, - М.: «Физикон», 2006; «Дрофа», 2006.

 

Используемое оборудование: 

-компьютер, проектор, экран. 1)Презентация  “Вирусы” для демонстрации,

2) электронное учебное издание: “Биология 9 класс. Общие закономерности”, «Физикон», 2006; «Дрофа», 2006.

- белые медицинские халаты (2),  повязки (2), градусник, фонендоскоп.

Используемые ЦОР: 

ПЛАН – СХЕМА урока

Учени__  9 класса ____________________________________

Тема урока ________________________________________________________

Дата _____________2010 г.

 

I  Вирусы (лат.virus - яд) –________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

II История открытия вирусов.  Сообщения учащегося №1

Год открытия___________ Ученый­­­­­­­­­­­­­­____________________________________

Изучал_____________________________________________и открыл, что причина заболевания-______________________________________,способ заражения_______ _________________________________. Наука о __________ - ___________________

8% генетического материала человека имеет происхождение от древних вирусов.

III Химический состав и строение вирусов.

Вирусы относятся к ___________________ древнейшим организмам, не обладающим четко оформленным ядром с оболочкой.

В__________________– это крупная частица нуклеопротеида, в состав которой входит:

1. _______________, в которой находится ____ / ____.

Функция (1): ______________________________________________________

2. _______________ -  белковая оболочка, которая окружает ___________. Функции (2): ____________________________________________________
Две
разных группы ______ов : ДНК-содержащие  или РНК-содержащие.

Ответ учащихся №2: У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным

IV Самостоятельная работа по таблице для всего класса.

Приложение №1.                            Заполнить прямо на листочке!

Сравнить строение клетки бактерии, растения (водорослей), животного и вируса. Задание: Сравнить и поставить знак «+», где есть данные органоиды, и поставить «-» там, где их нет.

 

Органоиды

Клетка

бактерии

Клетка

водорослей

Клетка

животного

Вирус

Клеточная оболочка/плазматическая мембрана

 

 

 

 

Цитоплазма

 

 

 

 

Ядро

 

 

 

 

Хромосомы

 

 

 

 

Реснички

 

 

 

 

Хлоропласты

 

 

 

 

   

Размеры вирусов___________________Формы:________________________

 

 

V Формы существования вирусов (2):

1) ____________________________________ синоним – «вирусная частица», «вирион»;

2)________________________________________ синоним – «комплекс вирус - клетка»

Способ существования__________________________________.

Размножение или репродукция вирусов____________________________________

Потому что _____________отсутствует_____________________________________

Вирусы – ____________________________бактерий, грибов, насекомых, растений, животных, человека. Используют для своего воспроизведения клеточный синтетический аппарат (рибосомы, мембраны), ферменты и энергогенерирующие системы (митохондрии) клетки хозяина. 

Н-р,Бактериофа́ги (фаги) (от др.-греч. φγω — «пожираю») —______________

___________________________________________________.____________________  размножаются внутри бактерий и_______________________(бактерии лопаются, умирают).______________ состоит из белковой оболочки и генетического материала( ________или _________).

VII  Механизм проникновения вируса в организм хозяина (5 этапов):

Эндоцитоз– это_________________________________________________________.

Этап 1._________________________________________________________________

На поверхности клеток имеются__________________________, с которыми бактериофаг связывается__________________________. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).        

Этап 2. _________________________________________________________________

Бактериофаг работает как генетический шприц:_______________________________________,

проталкивает внутрь клетки свою________________, а__________________остается снаружи.

Этап 3. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в «святая святых» клетки, в центр управления жизнедеятельностью –___________.

Этап 4.___________________________________________________________.Клетка начинает _____________ вирусные белки вместо собственных. При этом______________структуры и энергия самой клетки. Так образуются__________________-новые вирусные облочки. Этот процесс размножения уникален -“Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Этап 5. __________________________________________. Клетка_______________. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток. Вот так протекает инфекционный процесс.

Вывод:Вирусы, поступившие в живую клетку: 1)______________клеточным механизмом клетки-хозяина 2) вносят в клетку только свою_______________________ Если вирусы затронули много клеток, то возникает вирусное заболевание человека, растений, животных.

VII  Вирусы – возбудители многих тяжелых заболеваний:____________________

________________________________________________________________________

Что такое грипп? Ответ учащегося  №3

VIII Лечение вирусных инфекций.

Почему же трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

Ответ учащегося №4

Лечение вирусных болезней – задача весьма сложная.

Вопрос ученика №5: Так почему педиатры так любят назначать антибиотики при простудах?

Симптомы заболевания:

1)недомогание, 2)головная боль, 3) температура до 38,5 и 39; 4) поражение дыхательных путей (кашель, ангина, фарингит, насморк), 5) м.б.рвота, 6)м.б. диарея, 7) боли в мышцах

Лечение (терапия) вирусов: Ученик №7:Лечение гриппа.

1)Интерферонвырабатывается в организме человека и бывает 3 типов (α, β, γ). Интерфероны продаются в аптеках в виде мазей, свечей, таблеток, порошка в ампулах

2)Химиопрепараты: ацикловир, озельтамивир, азидотимидин

3)Отвлекающая терапия: ножную ванночку с горчицей перед сном (на 5 минут), надеть шерстяные носки. Пить горячий чай с лимоном (противогриппозное действие), или с малиной, чтобы пропотеть.Полоскать несколько раз горло отваром ромашки, шалфея или настойкой чеснока. Смазать полость носа оксолиновой мазью (убивает микробы)

4)Физиопроцедуры в домашних условиях:портативные кварцевые лампы типа “фотон”

5)Полноценное питание: пища должна быть разнообразной (бульоны, жидкие супы, свежие овощи и фрукты) Во время болезни острая пища отрицательно влияет на воспаленные слизистые оболочки пищевода, желудка и особенно печени.

6)Отдых, сон

Ученик №6:Профилактикой от гриппа являются :

1)вакцинация, 2) хорошее питание, 3) движение, 4) положительные эмоции, 5)спокойный сон,

6) соблюдение правил личной гигиены, 7) активный отдых, спорт.  Ученик №8

 3) Закрепление знаний:

– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Ответ учащихся: нет, есть вирусы, не имеющие клеточного строения.

– Оцените мысль о том, что вирусы – это плохие новости в упаковке из белка.–

- Ответ учащихся: Да. Так. Ведь попавшие в клетку вирусные гены -“плохие новости” приводят к нарушениям нормальных процессов в клетке и к гибели.

– Стратегия жизни вирусов?

Ответ учащихся: безудержное размножение. 

Домашнее задание:

- устно § 1.9 стр.37 и  обязательно к следующему уроку приготовить д/з  на выбор :

1. Собрать материал о СПИДе и оформить информацию в виде статьи с иллюстрациями для школьной газеты.

2. Провести мини-исследование по вопросу: «Почему «вредные» компьютерные программы, нарушающие работу системы, тоже называются вирусами?»

 

Тестовая работа (Приложение №2)              

Вопросы экспресс-теста по теме «Вирусы» Вариант 1

Ответ может быть только один. Аккуратно подчеркнуть его.

 1) Какие организмы относятся к неклеточным  доядерным?

1. Вирусы  2.Животные  3. Растения  4. Бактерии

2) Какой вирус разрушает иммунную систему человека?

1. Полиомелит    2. Оспа    3. Грипп    4. ВИЧ

3) В каком году были открыты вирусы?

1. 1896 г.            2.  1982 г.         3. 1892 г.          4. 1839 г.

4)  Вирусы могут размножаться:

1. Только в организме хозяина  2. Путем простого деления

3.  Только бесполым путем        4.  Только половым путем

5) Какое самое эффективное средство защиты от вирусов:

1. Ферменты   2. Гормоны   3.  Витамины   4.  Антитела.     

 Оценка: _____________

ПЛАН – СХЕМА урока

Учени__  9 класса ____________________________________

Тема урока ________________________________________________________

Дата _____________2010 г.

 

I  Вирусы (лат.virus - яд) –________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

II История открытия вирусов.  Сообщения учащегося №1

Год открытия___________ Ученый­­­­­­­­­­­­­­____________________________________

Изучал_____________________________________________и открыл, что причина заболевания-______________________________________,способ заражения_______ _________________________________. Наука о __________ - ___________________

8% генетического материала человека имеет происхождение от древних вирусов.

III Химический состав и строение вирусов.

Вирусы относятся к ___________________ древнейшим организмам, не обладающим четко оформленным ядром с оболочкой.

В__________________– это крупная частица нуклеопротеида, в состав которой входит:

1. _______________, в которой находится ____ / ____.

Функция (1): ______________________________________________________

2. _______________ -  белковая оболочка, которая окружает ___________. Функции (2): ____________________________________________________
Две
разных группы ______ов : ДНК-содержащие  или РНК-содержащие.

Ответ учащихся №2: У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным

IV Самостоятельная работа по таблице для всего класса.

Приложение №1.                            Заполнить прямо на листочке!

Сравнить строение клетки бактерии, растения (водорослей), животного и вируса. Задание: Сравнить и поставить знак «+», где есть данные органоиды, и поставить «-» там, где их нет.

 

Органоиды

Клетка

бактерии

Клетка

водорослей

Клетка

животного

Вирус

Клеточная оболочка/плазматическая мембрана

 

 

 

 

Цитоплазма

 

 

 

 

Ядро

 

 

 

 

Хромосомы

 

 

 

 

Реснички

 

 

 

 

Хлоропласты

 

 

 

 

   

Размеры вирусов___________________Формы:________________________

 

 

V Формы существования вирусов (2):

1) ____________________________________ синоним – «вирусная частица», «вирион»;

2)________________________________________ синоним – «комплекс вирус - клетка»

Способ существования__________________________________.

Размножение или репродукция вирусов____________________________________

Потому что _____________отсутствует_____________________________________

Вирусы – ____________________________бактерий, грибов, насекомых, растений, животных, человека. Используют для своего воспроизведения клеточный синтетический аппарат (рибосомы, мембраны), ферменты и энергогенерирующие системы (митохондрии) клетки хозяина. 

Н-р,Бактериофа́ги (фаги) (от др.-греч. φγω — «пожираю») —______________

___________________________________________________.____________________  размножаются внутри бактерий и_______________________(бактерии лопаются, умирают).______________ состоит из белковой оболочки и генетического материала( ________или _________).

VII  Механизм проникновения вируса в организм хозяина (5 этапов):

Эндоцитоз– это_________________________________________________________.

Этап 1._________________________________________________________________

На поверхности клеток имеются__________________________, с которыми бактериофаг связывается__________________________. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).        

Этап 2. _________________________________________________________________

Бактериофаг работает как генетический шприц:_______________________________________,

проталкивает внутрь клетки свою________________, а__________________остается снаружи.

Этап 3. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в «святая святых» клетки, в центр управления жизнедеятельностью –___________.

Этап 4.___________________________________________________________.Клетка начинает _____________ вирусные белки вместо собственных. При этом______________структуры и энергия самой клетки. Так образуются__________________-новые вирусные облочки. Этот процесс размножения уникален -“Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Этап 5. __________________________________________. Клетка_______________. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток. Вот так протекает инфекционный процесс.

Вывод:Вирусы, поступившие в живую клетку: 1)______________клеточным механизмом клетки-хозяина 2) вносят в клетку только свою_______________________ Если вирусы затронули много клеток, то возникает вирусное заболевание человека, растений, животных.

VII  Вирусы – возбудители многих тяжелых заболеваний:____________________

________________________________________________________________________

Что такое грипп? Ответ учащегося  №3

VIII Лечение вирусных инфекций.

Почему же трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

Ответ учащегося №4

Лечение вирусных болезней – задача весьма сложная.

Вопрос ученика №5: Так почему педиатры так любят назначать антибиотики при простудах?

Симптомы заболевания:

1)недомогание, 2)головная боль, 3) температура до 38,5 и 39; 4) поражение дыхательных путей (кашель, ангина, фарингит, насморк), 5) м.б.рвота, 6)м.б. диарея, 7) боли в мышцах

Лечение (терапия) вирусов: Ученик №7:Лечение гриппа.

1)Интерферонвырабатывается в организме человека и бывает 3 типов (α, β, γ). Интерфероны продаются в аптеках в виде мазей, свечей, таблеток, порошка в ампулах

2)Химиопрепараты: ацикловир, озельтамивир, азидотимидин

3)Отвлекающая терапия: ножную ванночку с горчицей перед сном (на 5 минут), надеть шерстяные носки. Пить горячий чай с лимоном (противогриппозное действие), или с малиной, чтобы пропотеть.Полоскать несколько раз горло отваром ромашки, шалфея или настойкой чеснока. Смазать полость носа оксолиновой мазью (убивает микробы)

4)Физиопроцедуры в домашних условиях:портативные кварцевые лампы типа “фотон”

5)Полноценное питание: пища должна быть разнообразной (бульоны, жидкие супы, свежие овощи и фрукты) Во время болезни острая пища отрицательно влияет на воспаленные слизистые оболочки пищевода, желудка и особенно печени.

6)Отдых, сон

Ученик №6:Профилактикой от гриппа являются :

1)вакцинация, 2) хорошее питание, 3) движение, 4) положительные эмоции, 5)спокойный сон,

6) соблюдение правил личной гигиены, 7) активный отдых, спорт.  Ученик №8

 3) Закрепление знаний:

– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Ответ учащихся: нет, есть вирусы, не имеющие клеточного строения.

– Оцените мысль о том, что вирусы – это плохие новости в упаковке из белка.–

- Ответ учащихся: Да. Так. Ведь попавшие в клетку вирусные гены -“плохие новости” приводят к нарушениям нормальных процессов в клетке и к гибели.

– Стратегия жизни вирусов?

Ответ учащихся: безудержное размножение. 

Домашнее задание:

- устно § 1.9 стр.37 и  обязательно к следующему уроку приготовить д/з  на выбор :

1. Собрать материал о СПИДе и оформить информацию в виде статьи с иллюстрациями для школьной газеты.

2. Провести мини-исследование по вопросу: «Почему «вредные» компьютерные программы, нарушающие работу системы, тоже называются вирусами?»

Приложение №2

Вопросы экспресс-теста по теме «Вирусы» Вариант 2

Ответ может быть только один. Аккуратно подчеркнуть его.

1) Какие организмы относятся к  клеточным  доядерным?

1. Вирусы  2.Животные  3. Растения  4. Бактерии

2) Путь прохождения вируса в клетку хозяина называют?

1.Фагоцитоз   2. Эндоцитоз    3. Пиноцитоз   4.  Фотосинтез

3) Бактериофаг - это вирус, паразитирующий в клетках:

1. Растений            2. Бактерий         3. Животных          4. Грибов

4)  Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют:

1. Фаги  2. Вибрионы   3. Паразиты     4.   Тромбоциты

5) основоположником учения о вирусах является:

1. Т. Морган  2. Д. Ивановский   3.  В. Вернадский   4. Н. Вавилов

    

1)Иммунитет — одно из базовых понятий медицины, физиологии и вообще биологии. Под иммунитетом понимается невосприимчивость, слабовосприимчивость, сопротивляемость организма инфекциям и инвазиям чужеродных организмов (в том числе — болезнетворных микроорганизмов) и относительная устойчивость к вредным веществам.

Иммунитет — это внутренняя система организма, которая обеспечивает его защиту от вредных воздействий внешней среды.

2)Лимфоциты (от лимфа и греч. κύτος — «вместилище», здесь — «клетка») — клетки иммунной системы, представляющие собой разновидность лейкоцитов группы агранулоцитов, белых кровяных клеток. Лимфоциты — главные клетки иммунной системы, обеспечивают гуморальный иммунитет (выработка антител), клеточный иммунитет (контактное взаимодействие с клетками-жертвами), а также регулируют деятельность клеток других типов.

3)Эпидемией принято называть уровень заболеваемости, которая значительно превышает обычный или возникает там, где ранее болезни не было. Эпидемии характерно распространяются в пределах одной популяции (например, население страны), а пандемии - выходят за пределы одной популяции (охватывают страны, континенты).

 

Люди до сих пор не научились точно определять количество жертв пандемии и эпидемии. Порой трудно установить, что же стало причиной столь высокой смертности. Человечество страдало от поветрия очень давно, и первые письменные упоминание об эпидемии встречаются еще у Геродота. Он описал эпидемию проказы в Персии в 5-6 вв. до н. е. Конечно, с развитием медицины некоторые болезни удалось преодолеть (например, черную оспу), однако некоторые до сих пор напоминают о себе, забирая тысячи жизней ежегодно.

4)Бактерии — микроорганизмы, обычно 1-клеточные, которые не имеют оформленного ядра, у них более простое строение по сравнению с клетками животных и растений. Относятся к царству Прокариоты (Доядерные).

5)Клетка - элементарная единица строения и жизнедеятельности всех живых организмов (кроме вирусов, о которых нередко говорят как о неклеточных формах жизни), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию. Все живые организмы либо, как многоклеточные животные, растения и грибы, состоят из множества клеток, либо, как многие простейшие и бактерии, являются одноклеточными организмами. Раздел биологии, занимающийся изучением строения и жизнедеятельности клеток, получил название цитологии. В последнее время принято также говорить о биологии клетки, или клеточной биологии (англ. Cell biology).

 

6)Водоросли – обширная и неоднородная группа низших растений. Водоросли – самые многочисленные и одни из самых важных для планеты фотосинтезирующих организмов. Они встречаются повсюду: в морях и океанах, в пресных водоёмах, на влажной почве и на коре деревьев.

 

Среди водорослей встречаются одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. Клетки некоторых водорослей содержат много ядер, другие не содержат межклеточных перегородок. Клеточные оболочки состоят, как правило, из целлюлозы.

7)Пандеми́я (греч. πανδημία — весь народ) — эпидемия, характеризующаяся появлением нового вируса либо инфекционного заболевания, против которого у человеческой популяции нет иммунитета, и приводящая к нескольким одновременным эпидемиям по всему миру с огромным количеством заболеваний и смертей (например, холера, грипп).

Таблица 1. Наиболее существенные эпидемии и пандемии последнего времени    Год         Подтип       Штамм

Эпидемии  1972—1973H3N2A/Англия/72

1976  H3N2А/Виктория/75

1977  H3N2А/Техас/77

2003  H5N1Птичий грипп

Пандемии   1918  H1N1«Испанка»

1947  H1N1

1957  H2N2Азиатский грипп

1968  H3N2Гонконгский грипп

1976  H1N1Свиной грипп

2009  H1N1Свиной грипп[1][2]

 

8)Известные пандемии

Тиф

Пелопоннесская война (430 год до н. э.) — от тифа погибла четверть Афинской армии и четверть населения в течение 4 лет. Болезнь фатально ослабила доминирование Афин, но смертоносность болезни предотвратила её широкое распространение, то есть болезнь убивала зараженного быстрее, чем он мог передать заболевание. Точная причина эпидемии не была известна до 2006 года, пока анализ зубов, найденных в раскопках братской могилы под Афинским акрополем, не показал наличие бактерии тифа.

Чума

Юстинианова чума (541—700 годы) — занесена в Византию из Египта.

Чёрная смерть — пандемия бубонной чумы, занесённая из Восточного Китая, прошедшая по Европе в середине XIV века (1347—1351 годы). Погибло до 34 миллионов человек (треть населения Европы).

ВИЧ — по оценке Объединённой программы ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), с 1981 по 2006 год от болезней, связанных с ВИЧ-инфекцией и СПИД, умерли 25 миллионов человек. К началу 2007 года во всём мире около 40 миллионов человек (0,66 % населения Земли) являлись носителями ВИЧ.[источник не указан 340 дней]

Грипп

Испанский грипп (штамм H1N1) — в 1918—1919 годах болезнь унесла жизни 40-50 миллионов человек.

Азиатский грипп (штамм H2N2) — в 1957—1958 годах погибло около 70 тыс. человек.

Гонконгский грипп (штамм H3N2) — в 1968—1969 годах погибло около 34 тыс. человек.

Птичий грипп (штамм H5N1 — в 2003—2008 годах погибло около 360 человек.

Свиной грипп (штамм H1N1) — в 2009—2010 годах погибли около 1900 человек.

9)Ферме́нты или энзи́мы (от лат. fermentum, греч. ζύμη, ἔνζυμον — дрожжи, закваска) — обычно белковые молекулы или молекулы РНК (рибозимы) или их комплексы, ускоряющие (катализирующие) химические реакции в живых системах. Реагенты в реакции, катализируемой ферментами, называются субстратами, а получающиеся вещества — продуктами. Ферменты специфичны к субстратам (АТФаза катализирует расщепление только АТФ, а киназа фосфорилазы фосфорилирует только фосфорилазу). Ферментативная активность может регулироваться активаторами и ингибиторами (активаторы — повышают, ингибиторы — понижают). Белковые ферменты синтезируются на рибосомах, а РНК — в ядре.

 

Термины «фермент» и «энзим» давно используют как синонимы (первый в основном в русской и немецкой научной литературе, второй — в англо- и франкоязычной).

Наука о ферментах называется энзимологией, а не ферментологией (чтобы не смешивать корни слов латинского и греческого языков).

Приложение №1

Инсценировка «Прием у врача-терапевта» в начале открытого урока. Участники: учитель биологии и 2 ученика.

 

Кислицына Анна - пациент

Место действия. Утро во взрослой поликлинике. Стучишься в кабинет .

Больной (или пациент) приходит на прием к врачу: И на вопрос врача: «На что жалуетесь, Анна Михайловна?», отвечает пациент…

1)- Здравствуйте, Наталья Павловна и Гульназ Ростамовна. Я заболела, очень плохо себя чувствую, вот еле пришла.

(дальше - перечень симптомов, артистично, помедленнее)

2)- температура утром поднялась 38,7 , горло болит, трудно глотать, все тело ломит, хочется спать, глаза болят – слезятся.

         Действия: Больной садится на стул, отдает свою мед карту медсестре, а полис и паспорт – врачу. Дальше следует осмотр гортани, измерения пульса, врач ставит градусник и сам выписывает рецепт, медсестра заполняет мед. карту. Дальше после осмотра Врач, комментируя ситуацию, называет диагноз (Вирус гриппа), выписывает рецепт с перечнем лекарств и лечебных процедур (вслух называя), отдает больному направления на анализы. Назначает прием. После этого пациент уходит (в конец класса).

      Ближе к концу урока. Прошла неделя. Пациент заходит вновь. Врач его осматривает и выписывает, закрывает больничный лист, дает рекомендации по скорейшему восстановлению организма. Выздоровевший пациент благодарит мед.работников и присоединяется к классу.

(!!!!)Задание: вырезать из цветной бумаги 8 маленьких красных крестиков.

Дневники принести всем!!!!!

_______________________________________________________________________

 

Салахутдинова Гульназ - медсестра

Место действия. Утро во взрослой поликлинике. Начало приема больных. Личная гигиена.

Антураж. Мед.белые халаты, повязки на лице, шапочки или колпаки. Мед.приборы, градусник, мед эмблема (змея вокруг чаши), красный крест (нарисовать 2 ;15*15 см).-задание (!!!!)

Оборудование. Стулья (3), столы (2), 2 халата, 2 повязки, 2 мед.шапочки, 1 градусник, 1 фонендоскоп.

Реплики и действия медсестры.

1) Слова приветствия врач – медсестра. Прием первого и единственного пациента.

Обязанности медсестры: Заполнение мед.карты, под диктовку врача выписывает направления на анализы (обычно 2 мал.листочка) , слушает речь пациента, отдает направления  пациенту. После ухода пациента Врач, обращаясь к классу, рассказывает о статистике инфекционных заболеваний, о количестве жертв опасных вирусов. Начинается урок по теме: «Вирусы» с демонстрацией на проекторе слайд-шоу.

2) Медсестра раздает информационные листы с содержанием урока «Вирусы». Учитель биологии рассказывает новую тему, ведет беседу с учащимися, иллюстрируя материал урока слайдами. слайды. Ученики отвечают на вопросы по ходу урока, повторяют термины.

3) Медсестра  раздает листы с приложениями №1 и №2 (небольшой тест по вариантам)

4) В приложении №1 учащиеся заполняют сравнительную таблицу, а в приложении №2 выбирают варианты ответов тесте.

5) Закрепление знаний. Опрос  учеников по теме «Вирусы». Опрашивает учитель, ставит оценки, в конце урока в дневники.

Дневники принести всем!!!!!

 Оценка: _____________

 

Краткое описание: 
открытый урок в 9 классе по теме: "Вирусы. Неклеточные формы жизни"
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

Открытый урок по теме: «ВИРУСЫ. 

 НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ».

подготовила учитель биологии МОУ «Мочалищенская СОШ»

Ильина Наталья Павловна

__________________________________________________________________

 

Цели урока:

1) Обучающая: Способствовать формированию знаний о вирусах как неклеточной форме жизни, их строении, особенностях жизнедеятельности, раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, сообщить сведения о лечении и профилактике вируса гриппа.

2) Воспитывающая:  Воспитывать чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, бережное отношение к здоровью, интерес к обучению, процессу познания.

3) Развивающая: Развивать умение слушать учителя, логически мыслить, обобщать материал, быть внимательным, аккуратным, развивать память через работу с новыми понятиями, уметь сравнивать и анализировать, делать выводы, подводить итоги.

Тип урока: комбинированный(1 час)

Форма проведения урока: рассказ, презентация, беседа с учащимися, самостоятельная работа.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый

Оборудование:

-компьютер, проектор, экран. 1)Презентация  “Вирусы” для демонстрации,

2) электронное учебное издание: “Биология 9 класс. Общие закономерности”, «Физикон», 2006; «Дрофа», 2006.

- белые медицинские халаты (2),  повязки (2), градусник, фонендоскоп.

Раздаточный материал:

- план - схема урока с заданиями для закрепления (В1 и В2)

- словарь к уроку

- Приложение №1

- Приложение №2 , презентация «Вирусы».

Оформление доски:

 

12.10.2010 г.

 

ВИРУСЫ.

 НЕКЛЕТОЧНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНИ.

 

План урока.

1) Вводная часть: знакомство с новой темой через игру – инсценировку знакомой ситуации, понятие о вирусах как опасном инфекционном заболевании, история вопроса.

2) Основная часть: Особенности строения вирусов, формы существования, механизм проникновения в клетку. Инфекционные вирусные заболевания. Лечение и профилактика гриппа.

3) Заключительная часть: Выводы. Закрепление знаний.

 

 Ход урока

I Организационный момент

1) Актуализация знаний

1. Инсценировка.Прием больного гриппом во взрослой поликлинике. Кабинет врача – терапевта. Участники: учитель биологии и 2 ученика.о гриппомвка. Прием больных в поликлиникелетки под производство своих копийдений в 2003

2. Комментарий учителя.На планете свирепствует птичий и свиной грипп. Стихийным злом заболеваний являются вирусы. По данным Всемирной Организации Здравоохранения свиным гриппом в мире заболело 285138 человек. Умерли 3635. Ежегодно в мире сезонным гриппом  заболевают около миллиарда человек. Умирают 3 миллиона.

 

2)  Изучение нового материала.

– На уроке мы познакомимся с вирусами. Учащиеся работают по информационным листам.

I Вирусы (лат.virus - яд) – неклеточные формы жизни, обладающие собственным геномом (молекулами ДНК или иРНК, окруженными белковой оболочкой) и способные к самовоспроизведению лишь в клетках более высокоорганизованных существ.

 

II История открытия вирусов.

– Сообщения учащегося №1 Вирусы были открыты в 1892 году русским ученым – ботаником Д.И.Ивановским при изучении мозаичной болезни табака (пятнистость листьев) . Он обнаружил, что здоровое растение можно заразить соком пораженного даже после пропускания этого сока через тонкие фильтры, задерживающие все бактерии. Такие вирусы называют “фильтрующимися” вирусами. Вирусология-наука, изучающая вирусы.

 

Комментарий учителя.Мы все, возможно – результат работы вирусов, так как значительная часть нашего генома содержит “осколки” и целые части вирусов, которые внедрились в наших предков миллионы лет назад, и были “одомашнены”. Многие из образований в наших клетках являются на первый взгляд бесполезными, что объясняется в том числе тем, что это – вирусы, которые благополучно прижились внутри нас на разных этапах эволюции.

Большинство из внедренных в наш геном древних вирусов не существуют в природе в наше время. В 2005 году французские ученые начали работу по “воскрешению” одного из таких вирусов.

Один из воскрешенных таким образом вирусов под кодовым названием Феникс, оказался нежизнеспособным. Видимо, не все так просто.

Некоторые вирусные осколки в нашем геноме, видимо, ответственны за работы автоимунной системы и развитие раковых заболеваний. Оказывается, 8% генетического материала человека от вирусов.

Самой своей жизнью мы обязаны вирусам – часть из протеинов, закодированных вирусной ДНК в организме матери, “корректируют” имунную систему организма, чтобы она не атаковала эмбрион во время развития.

Мы все на Земле являемся дальними родственниками  Ученые имеют основания считать, что миллиард лет назад один из вирусов внедрился в клетку бактерии и из этого получилось клеточное ядро, которое впоследствии привело к образованию многообразия флоры и фауны, включая нас с вами.

 

– Вирус в переводе с латинского означает “яд”; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп “противнику” Луи Пастер.

III Химический состав и строение вирусов.

Вирусы относятся к прокариотическим древнейшим организмам, не обладающим четко оформленным ядром с оболочкой.

Вирусная частица – это крупная частица нуклеопротеида, в состав которой входит:

1. сердцевина, в которой находится ДНК или РНК. Функция: Хранилище наследственной информации.

2.  капсид -  белковая оболочка, которая окружает сердцевину. Функции: Защитная и Ферментативная

В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими  или РНК-содержащими.

 

 

Вопрос к учащимся:

– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

– Ответ учащихся №2: У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.

Самостоятельная работа по таблице для всего класса.

 Учащимся предлагается сравнить строение бактериальной клетки (Слайд ), растительной клетки (Слайд  ), животной клетки  (Слайд )  и вируса табачной мозаики ( Слайд  ) Все данные заносят в таблицу. (Приложение 1)

 

– Итак, вирусы – это неклеточная форма жизни.

– Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до 275нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-,  нитевидную, цилиндрическую (слайд  )

 

IV Формы существования вирусов (2):

1) Внеклеточная или покоящаяся;  синоним – «вирусная частица», «вирион»

2) Внутриклеточная, размножающаяся (репродуцирующаяся); синоним – «комплекс вирус - клетка»

Вирусы существуют в природе, передаваясь от одного хозяина к другому. Размножение или репродукция вирусов может происходить только внутриклеточно. Потому что у вирусов отсутствует собственный обмен веществ.

 

V Вирусы – внутриклеточные паразиты бактерий, грибов, насекомых, растений, животных, человека. Используют для своего воспроизведения клеточный синтетический аппарат (рибосомы, мембраны), ферменты и энергогенерирующие системы (митохондрии) клетки хозяина. 

Например,Бактериофа́ги (фаги) (от др.-греч. φγω — «пожираю») — вирусы, избирательно поражающие бактериальные клетки. Чаще всего бактериофаги размножаются внутри бактерий и вызывают их лизис (бактерии лопаются, умирают). Как правило, бактериофаг состоит из белковой оболочки и генетического материала одноцепочечной или двуцепочечной нуклеиновой кислоты (РНК или, реже, ДНК). Размер частиц приблизительно от 20 до 200 нм.

 

Комментарий учителя. Итак, вирусы вне клетки являются просто веществом. Как же вирусу – мельчайшей частице, которую и живым организмом можно назвать с большой натяжкой, удается быстро поражать клетки своих хозяев?

 

VI  Механизм проникновения вируса в организм хозяина (5 этапов):

Эндоцитоз– путь прохождения вируса в клетку хозяина.

Этап 1. Прикрепление вируса к оболочке клетки хозяина. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).       

Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Обратите внимание на экран.Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи. Вирус работает как своеобразный генетический шприц.

Этап 3. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в «святая святых» клетки, в центр управления жизнедеятельностью – в ядро. 

Этап 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Этот процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит смерть ради жизни” - при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых вирусных частиц.

Этап 5. Выход вирусов из клетки. А что происходит с самой клеткой? Она гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

Вот так протекает инфекционный процесс. Таким образом, мы рассмотрели основные этапы жизнедеятельности вирусов. Какой вывод можно сделать? Запишите его в информационный лист.

 - Вывод: Вирусы, поступившие в живую клетку: 1) управляют клеточным механизмом клетки-хозяина 2) вносят в клетку только свою генетическую информацию. Если вирусы затронули много клеток, то возникает вирусное заболевание человека, растений, животных.

 

VII  Вирусы – возбудители многих тяжелых заболеваний: СПИДа, бешенства, полиомиелита, гриппа, оспы, кори, краснухи, риновируса, гепатита В и С, птичьего и свиного гриппа, гриппа «испанки» и других.

 

Вопрос к учащимся: Что такое грипп?

Ответ учащегося  №3: Грипп – это острое вирусное заболевание человека. Быстрое распространение его с поражением большого числа в относительно короткий промежуток времени (3–4 недели) получил название эпидемии. Эпидемия гриппа повторяется в зимний период (январь, февраль) раз в 30-40 лет, волна таких заболеваний прокатывается по всем континентам – это пандемия.  Грипп сопровождается лихорадкой, головной болью, мышечной слабостью, кашлем, насморком и температурой.

Вирус гриппа передается через капельки слизи, которая попадает в воздух при кашле, чихании и разговоре.

 

Комментарий учителя. Выделены три типа гриппа А, В, С. Против вируса А и В разработана вакцина (препарат, предупреждающий заболевание), который резко снижает тяжесть заболевания, а против гриппа С вакцины пока нет. Первая зафиксированная медиками пандемия гриппа случилась 16 веке. Тогда в 1588 г. болезнь свалила с ног почти всю Венецию. Затем она через Милан добралась до Барселоны. А на кораблях матросы доставили “восточную лихорадку” в Новый Свет – Америку.

С середины XVIII века французские врачи закрепили за болезнью название, которое теперь известно нам как “грипп”. Это слово переводится как “хватать”, “овладевать”. Трагедией, которой ужаснулся мир, была вспышка гриппа в 1918 г. Жестокая испанка охватила все страны и континенты. Цивилизация еще не знала антибиотиков; в результате испанка унесла более 20 миллионов жизней – в 2 раза больше, жертв первой мировой войны.

 

VIII Лечение вирусных инфекций.

Вопрос к учащимся:Почему же трудно бороться с вирусами, попавшими внутрь клетки?

Ответ учащегося №4:  Вирусы угнетают и сбивают работу иммунной системы организма хозяина. К тому же очень часто (несколько раз за 1 сезон) их структура подвергается мутации – генным изменениям. Это обязательное приспособление помогает им выжить в жестких условиях естественного отбора. Вирусы внедряются в клетку (не в любую, а только куда смогут попасть с помощью клеточных рецепторов) и заставляют ее изготавливать копии вируса. Как на настоящем заводе, идет производство копий нуклеиновой кислоты и копий вирусных белков, из которых в конце собирается новая вирусная частица. В каждой клетке образуется от нескольких десятков до нескольких тысяч копий вируса. При этом клетка чаще всего гибнет из-за прекращения продукции собственных белков, накопления токсических вирусных компонентов и повреждения клеточных лизосом.

 

Комментарий учителя.

- Реже клетка остается жить, а нуклеиновая кислота вируса просто встраивается в ее геном, иногда активизируясь, например, у герпетической или ВИЧ-инфекции. Иногда вирус вызывает хроническое персистирующее (англ. persist — упорствовать) течение без гибели клеток, особенно у больных с иммунодефицитами; пример — вирусы гепатита B и C.

К лекарству, которое разрабатывается против вируса, предъявляются определенные требования. Оно должно губительно действовать на вирус, но не влиять на жизнедеятельность самой клетки. Лечение вирусных болезней – задача весьма сложная.

 - Например, бактериальные инфекции лечат с помощью антибиотиков. На вирусы антибиотики не действуют, именно поэтому применение антибиотиков при ОРВИ и гриппе не приносит пользы.

 

Вопрос ученика №5: Так почему педиатры так любят назначать антибиотики при простудах?

 

Ответ учителя: По трем причинам.

1) Чтобы перестраховаться, на всякий случай, считая, что для маленького ребенка антибиотики — меньшее зло.

2) Потворствуя желаниям родителей, которые считают, что если врач не назначил антибиотик, значит, вообще не назначил лечение и относится к работе спустя рукава. А раз так, то нужно накатать жалобу на “врача-убийцу”, пока он не покалечил других.

3) Иногда врачам банально не хватает знаний (причин здесь может быть много).

- На все вирусы действует интерферон. Интерферон вырабатывается в организме человека и бывает 3 типов (α, β, γ). Интерфероны продаются в аптеках в виде мазей, свечей, таблеток, порошка в ампулах и применяются при гриппе, ОРВИ, вирусных гепатитах B и С, для комплексного лечения вирусных инфекций новорожденных и беременных.

Есть химиопрепараты, действующие на разные типы вирусов. Например, ацикловир действует на герпес-вирусы, озельтамивир — на вирус гриппа, а азидотимидин — на ВИЧ. К большинству препаратов у вирусов может формироваться устойчивость, так же, как у бактерий к антибактериальным препаратам.

 

Ученик №6:Профилактикой от гриппа является вакцинация. Сейчас и у нас в России разработаны вакцины, которые гарантируют практически 100% защиту организма от инфекции.

Надежность обеспечивается тем, что вакцины всякий раз меняют в зависимости от вируса, вызвавшего эпидемию. Сейчас известны несколько видов таких лекарственных препаратов и хорошо то, что вакцины поставляют в готовых одноразовых шприц-дозах, что удобно и безопасно.

На возбудителя инфекции губительно воздействует препарат человеческого интерфероне. Его необходимо закапывать в нос каждые 2-3 часа. Нужно только помнить, что дозировку препарата определяет врач.

Также губительны для вируса ультрафиолетовые лучи, кварц. Поэтому в домашних условиях применяются портативные кварцевые лампы типа “фотон”

 

Ученик №7:  Лечение гриппа. Грипп опасен тем, что снижает сопротивляемость организма различным другим возбудителям, которые до болезни находились в “спящем” состоянии. Иммунная система организма, и его защитные силы не давали им “проснуться”.

Почувствовав недомогание, заложен нос, першение в горле, ломоту в суставах – первые признаки заболевания приступайте к отвлекающей терапии.

Она не только помогает снять неприятные ощущения, но порой не дает болезни развиться.

Сделайте перед сном ножную ванночку, продолжительностью не более 5 минут, добавив в воду сухую горчицу, и наденьте шерстяные носки.

Выпейте горячий чай с лимоном, который оказывает некоторое противогриппозное действие, или с малиной, чтобы пропотеть.

Прополощите несколько раз горло отваром ромашки, шалфея или настойкой чеснока.

Смажьте полость носа оксолиновой мазью.

 

Ученик №8.В период заболевания гриппом важное значение имеет полноценное питание: пища должна быть разнообразной, в рацион больного нужно включить бульоны, жидкие супы, свежие овощи и фрукты.

В это время острая пища отрицательно влияет на воспаленные слизистые оболочки пищевода, желудка и особенно печени.

Каждый человек должен заботься о своем здоровье. Какие же правила нужно знать, чтобы защитить свой организм от этой инфекции:

хорошее питание, движение;

положительные эмоции;

спокойный сон;

соблюдение правил личной гигиены;

активный отдых и другие полезные мероприятия.

 

3) Закрепление знаний:

 

– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Ответ учащихся: нет, есть вирусы, не имеющие клеточного строения.

 

– Оцените мысль о том, что вирусы – это плохие новости в упаковке из белка.

Ответ учащихся: Да. Так. Ведь попавшие в клетку вирусные гены -“плохие новости” приводят к нарушениям нормальных процессов в клетке и к гибели.

 

– Стратегия жизни вирусов?

Ответ учащихся: безудержное размножение.  

 

Выводы по теме «Вирусы»:

1. Вирусы – это неклеточные формы жизни, относятся к прокариотам.  

2. Вирусы и человек дальние родственники.

3. Вирус состоит из сердцевины (ДНК или РНК) и капсида -  белковой оболочки. Ядра нет, своих клеточных органоидов тоже нет.

4. Эндоцитоз. Существует 5 этапов проникновения вируса в клетку: прикрепление вируса к оболочке клетки хозяина, проникновение вируса в клетку, размножение (редупликация) вирусного генома, синтез вирусных белков и самосборка капсида, выход вирусов из клетки.

5. СПИД, оспа, бешенство, грипп – это острые вирусные заболевания.

6. Вирусы плохо поддаются лечению из-за своей постоянной мутации, из-за свойства подавлять имуннитет организма хозяина и перестраивать жизнедеятельность клетки под производство тысяч своих копий.

 

4) Применение ЗУН.

1.Заполнение таблицы. Задание: «Сравнить строение клеток бактерии, растения, животного со строением вируса» (Приложение 1).

2.Тестовая работа (Приложение 2)

5) Заключительный этап.

Домашнее задание:

- Рекомендую дома ознакомиться с материалами параграфа 1.9 стр.37 , чтобы более подробно повторить материал изученный на уроке. Предлагаю домашнее задание на выбор:

1. Собрать материал о СПИДе и оформить информацию в виде статьи с иллюстрациями для школьной газеты.

2. Провести мини-исследование по вопросу: «Почему «вредные» компьютерные программы, нарушающие работу системы, тоже называются вирусами?»

 

6) Выставление оценок за урок.

 

 Литература.

1) Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учеб. для 9 кл. общеобразоват.учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – 5-е изд., стереотип.  – М.: Дрофа, 2004. – 304 с.: ил.

2) Я познаю мир: Генетика: Энцикл. / Д.А. Шитиков. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2004. – 398 с.

3) Большая медицинская энциклопедия/  под ред. Б.В. Петровский. – 3-е изд. [В 30-ти т.]. – М.: «Советская энциклопедия», 1976. – Т.4. ВАЛИН – ГАМБИЯ, 576 с.: ил.

4) Величковский В.Г. Здоровье человека и окружающая среда. –М.: Новая школа, 1997.

 5) Делакур Ж.Б. Большой словарь характеров. – М.: «Зевс», 1997.

 6) Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М.: Торговый дом «Гранд», 2001.

 7) Фёдорова Л.И. Технологии обучения биологии в современной школе. –Якутск. Институт повышения квалификации работников образования, 2001.

 8) Примерные билеты и ответы по биологии для подготовки  к устной итоговой аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в 2003/2004 учебном году / Автор-сост. В.С.Кучменко, Г.С. Калинова, Т.В. Иванова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова. – М.: Дрофа. 2004. – 96 с.

9) Общая биология. 9 – 11 классы: разноуровневые упражнения и тестовые задания / сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008. – 240 с.: ил.

10)Электронное учебное издание: “Биология 9 класс. Общие закономерности”, - М.: «Физикон», 2006; «Дрофа», 2006.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн