Цель урока: формирование знаний о географическом положении России, о его влиянии на природу и хозяйственную деятельность.
Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта России, комплект контурных карт, географический атлас.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
1. Повторение ранее изученног материала
2. Беседа
В ходе изучения материала урока, необходимо напомнить учащимся о таком понятии как “географическое положение объекта на карте”, о влиянии географического положения на природные условия.
Далее учащимся предлагается план характеристики географического положения России.
Используя географические карты, учащиеся должны дать развернутые ответы на следующие вопросы:
Положение России на материке по отношению к экватору и начальному меридиану.
Крайние точки России и их географические координаты.
Протяженность страны с севера на юг и с запада на восток.
Положение в природных зонах.
Сухопутные границы.
Морские границы (если таковые имеются)
Влияние особенностей географического положения России на природные условия страны.
Одновременно с характеристикой в контурных картах выполняется практическая работа, с целью закрепления полученных знаний о географическом положении России.
3. Работа с контурными картами
Задания для работы в контурной карте:
Отметить границу России.
Нанести крайние точки страны.
Обозначить моря, омывающие берега России.
Обозначить острова и архипелаги, расположенные по периметру границ.
Для закрепления изученного материала учащимся предлагается просмотр 7-минутного ролика о географическом положении России, о ее морских и сухопутных границах.
III. Итог урока
В заключение урока необходимо сделать вывод о выгодном географическом положении России, о важном хозяйственном и политическом значении нашей страны в мире.
Учащимся предлагается выполнить несколько творческих заданий по теме урока:
Вычислить, во сколько раз территория России больше территории Франции?
Вычислить, площадь какого государства, России или Китая, больше?
Домашнее задание
Вопросы для закрепления в параграфе учебника.
Подготовка сообщений о странах-соседях России. (По выбору).