Мари-Турекская средняя школа в годы Великой Отечественной войны
/исследовательская работа учащегося в форме электронной презентации/
Мари-Турекская_школа_в_годы_войны
Актуальность исследования обосновывается тем, что все меньше и меньше остается среди нас тех, кто воевал, кто трудился в тылу, приближая Победу в страшной войне. Потому считаю своим долгом рассказать о тех, кто жил и работал тогда в страшных сороковых - роковых. Каждый, на своем месте добросовестно выполняя свой долг, вносил лепту в общее дело, верил, что в будущем не будет войн. Судьба страны отразилась и в судьбе Мари-Турекской средней школы – небольшого детского царства. Жизнь школы в годы войны – это своеобразный слепок жизни страны.
Поэтому целью данной работы «Мари-Турекская средняя школа в годы Великой Отечественной войны» явилось:
рассмотреть основные аспекты жизни школы в 1941- 1945 годах;
обратить внимание на судьбы выпускников 1941 года;
акцентировать внимание на то, что вся жизнь школы прошла в годы войны под лозунгом «Все для фронта, все для победы!».
При достижении этих целей предстояло решить следующие задачи:
изучить архивные материалы о жизни школы в 1941 – 1945 годах;
выявить и проанализировать материалы по обозначенной теме в районной печати разных лет; в мемуарной литературе;
собрать воспоминания бывших учителей, выпускников, учеников школы в 1941 – 1945 годах;
составить списки учителей, работавших в школе в годы войны;
составить списки учащихся, окончивших школу в годы войны;
составить список директоров, возглавлявших школу в годы войны;
составить список учителей, работавших в школе, будучи эвакуированными в годы войны в с.Мари-Турек.
Работа состоит из трех частей – введения, основной части, и заключения.
Основная часть содержит три главы. Первая из которых посвящена выпускникам 1941 года и называется «А завтра была война!...». Здесь рассказывается о том, как вчерашние школьники вступили во взрослую жизнь. И шагнули они в будущее через пламя взрыва войны. Из 47 выпускников – 27 сражались на фронте. 8 юношей из них погибли.
Через 50 лет, в 1991 году к памятнику-обелиску в садике у начальной школы, пришли с цветами оставшиеся в живых, уже поседевшие и состарившиеся, но молодые душой одноклассницы и одноклассники. Организаторами встречи стали староста класса Гвоздев Михаил и его закадычный друг Золотых Георгий. В живых остались на тот момент всего 30 человек, а приехать смогли только 15.
Какая это была встреча? Это надо было видеть!
После возложения цветов выпускники 1941 года, учителя школы продолжили встречу в залах краеведческого музея, которым в тот период руководил Георгий Сергеевич Золотых. Он в июне 1941 года стал курсантом Подольского военного училища и получил боевое крещение в жестоких боях под Москвой. Его фронтовой и послевоенный трудовой путь освящен во второй главе основной части «Подольский курсант».
Третья глава «Все для фронта, все для победы!» рассказывает о том, как и чем жила школа в годы Великой Отечественной войны.
Те, кто ушел на фронт и те, кто остался в тылу, выстояли, не согнулись. Все от мала до велика совершали свой незаметный каждодневный подвиг выживания, сумев при этом не растерять сострадание, сочувствие, доброту, любовь. Жизнь продолжалась, несмотря на огромное горе и тяготы. Школа продолжала работу. После объявления войны все учителя были отозваны из отпусков - работали на заготовке дров для школы. Также была организована работа на детской площадке при школе.
Уже в августе стали приезжать эвакуированные из Московской и других областей страны. Среди них было много образованных людей. Многие были приняты на работу в школу вместо ушедших на фронт мужчин-учителей.
Учебный год в годы ВОВ часто начинался не с первого сентября, а позже, после выполнения сельхозработ: теребили лен, вязали снопы и ставили в «бабки», копали картофельное поле и собирали картофель. После работы в колхозе варили картошку в мундире и давали ее с молоком, но без хлеба.
Руководством РОНО уделялось огромное внимание выполнению учебной программы, постоянно проводились проверки, выявлялось соответствие учителей занимаемой должности.
Иногда, в условиях нехватки учителей, назначали на должность учителя начальных классов лучших учеников 10 класса.
Как вспоминает бывший ученик школы Анатолий Петрович Иванов «Учиться было трудно, не было одежды, не хватало еды В одном классе учились дети разных возрастов. Учебники были старые, тетрадей не хватало, приходилось писать на старых газетах или в старых тетрадях между строк».
Зимой в классах было холодно. Писали чернилами из сажи, из красной свеклы.
На плечи подростков легло много тягот трудового фронта, но не жаловались, понимали, что надо, что больше некому, ведь мужчины на фронте.
Не остались учащиеся школы и в стороне от строительства авиаэскадрильи «Марийский пионер. Они внесли в специальный фонд 1423 рубля.
В годы войны не затихала и тимуровская работа. Учащиеся помогали семьям фронтовиков.
Дел у школьников было много, но не забывали они о своем непосредственном труде – учёбе.
Итак, средняя школа села Мари-Турек жила в годы войны напряженной жизнью.
В конце войны была даже открыта школа для взрослых.
Подводя итого необходимо сказать, что в данной работе сделана попытка на основе разнообразных источников осветить жизнь Мари-Турекской школы в годы войны 1941-1945 годов. На основании изученного можно заявить, что учителя и ученики в трудные для страны годы вносили свою посильную лепту в освобождение страны от фашистских захватчиков. Особенно в годы войны досталось подросткам, у которых, по сути, не было детства, им рано пришлось повзрослеть. Они получили закалку на полях и фермах, на предприятиях, в холодных школьных классах, они внесли неоценимый вклад в общее дело. В будущем они самоотверженно трудились и в мирное время, удостоившись высоких наград и званий. А погибшим в годы войны учителям и ученикам в садике перед начальной школой установлен обелиск как дань памяти за их мужество, жертвенность, героизм. Выпускнику школы Долганову Ивану Иосифовичу было присвоено высокое звание Героя Советского Союза за отражение танковых атак противника в боях при освобождении Литвы.
Время все дальше и дальше уносит нас от тех грозных дней. Наш долг помнить о том, что было сделано нашими бабушками и дедушками, детьми суровой поры, чье детство опалено войной. Мы должны помнить, чем им приходилось жертвовать ради нашей сегодняшней мирной жизни.