О чём говорят считалки. «Считалия» Бориса Заходера
Submitted by Диана Николаевна Александрова on Tue, 01/11/2011 - 22:32
Открытый урок чтения во 2 классе по теме: О чём говорят считалки.
«Считалия» Бориса Заходера
Учитель: Александрова Д. Н.
Тип урока: Комплексное применение знаний.
I. Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации в ходе реализации проекта «Считалки».
II. Задачи:
• Обучающие: Создать условия для формирования понятий о считалках, как одном из компонентов развития речи и обогащения словарного запаса; знакомить с самым любимым детьми писателем.
• Развивающие: Создать условия для развития творческих способностей, для развития компетентностей: информационной и социальной.
• Воспитывающие: Создать условия для активизации познавательной деятельности и привития интереса к предмету;
• Здоровьесберегающая: Создать условия для укрепления и сохранения здоровья учащихся на уроке. III. Средства достижения: •
Ход урока^
1.Организационный момент.
Есть у нас минутка к сроку
Все готовы вы к уроку?
А девиз у нас какой?
- Все, что надо под рукой,
Быть должны у нас в порядке
Парта, книжки и тетрадки.
2. Готовим к работе артикуляционный аппарат
Всех скороговорок не перескороговоришь.
3. Психологический настрой
Знаете, что произошло сегодня утром?
Я по улице шагала, и улыбки собирала:
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона – гордость нашего района,
Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,
Вот веселый смех ребят – для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась – получается менялась
- А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг-другу.
II Сообщение темы, цели.
Сегодня на уроке мы поговорим об одном из фольклорных жанров: считалке и писателе, знакомом каждому из вас с детства.
-Что вы ждёте от урока?
-Поставьте для себя цели на урок, с учётом выполненных дома заданий. (На доске слова: Знать Уметь Применять).
- Что мы должны знать? (Что такое считалка, какие виды существуют).
- Уметь? (Уметь выразительно их читать, анализировать).
- Где применять? (В жизни, в играх, в школе и дома).
- Кто ставит для себя выполнить все три цели?
- Кто только знать и уметь?
- Хорошо, в конце урока подведем итог, как вы справились с поставленными целями. Цели поставили, теперь нужно их выполнять.
1.Проверка Д/З, актуализация знаний
. 1. - Ребята, как называется раздел, который мы изучаем? («Сказка - ложь, да в ней намек…»).
- Какие произведения мы изучали в этом разделе?( Сказки). А какие? (О животных: анималистические).
-А ещё? (считалки) -А в какой литературный жанр включает все эти произведения? (фольклорный). -А вы легко ориентируетесь в жанрах?
Слайд 1.
-Тогда определите, что лишнее?
Слайд 2.
-А вот и все произведения фольклора
. Слайд 3.
-Попробуйте догадаться, где есть что?
2. - А это что? Эники-беники-мок
Плывёт по морю носок
Кто его возьмёт,
С ним домой уйдёт. (Считалка)
- Кто у нас вышел, тот предлагает считалку из тех, которые проиллюстрированы на доске, а мы найдём. - Кто нашёл, пусть расскажет нам считалку Кошкину или Мышкину.
- Какую учил? (Кошкину), тогда считай мышей. Мышки встали. А теперь хором и чтобы не запнуться.
А кто поделится считалкой, которую сочинил сам?
- Столько считалок узнали? А для чего нужны считалки?( В играх разрешать споры)
Один из писателей знакомый каждому всё время играет с нами словами.
4.Слайды 4-9.
Рассказ ученика о Борисе Заходере
- Наш Борис Владимирович ещё и мастер переводов с др. языков. Он прекрасно владел немецким и английским. - Я знаю, что у нас в классе есть те, кто знает английскую считалочку. (Teddy bear…).
-А перевести сможешь? Кто главный герой в этой считалке? А кто его придумал? (А.Милн).
-Поищем на картах Родину Милна и др. писателей, чьи произведения перевёл Заходер.
Видим страну, столица – Лондон Что это? (Великобритания) Страна, чья столица Берлин ...(Германия) Столица Прага, у какой страны? (Чехия) Да, в Великобритании, Германии и Чехии появились герои, которых нам представил Б. Заходер . Ведь он переводил Л. П. Тревелс, Дж. Барри, братьев Гримм. Слайд 12. -А каких стран нет на карте? (Листачия и Вообразилия) -А какая из этих стран всё же знакома?( Вообразилия) Скажу по секрету, Листачии вообще не существует, у Заходера др. страна. Отгадайте, расставив буквы в предложенном мною порядке (Считалия)
5. Работа со стихотворением Б. Заходера « Считалия»
А).Чтение стихотворения учителем.
Б). Работа с текстом во время чтения. чтение стихотворения вслух.
Вопросы после чтения
-Почему автор называет Считалию «краем чудес»?
Чтение по строфам вслух и беседа по ходу. 1-я строфа.
-Почему в стране Считалия мы бываем тогда, когда играем в какую-нибудь игру?
-А это любая игра или нет? (Та, где считаются.)
-Продолжите строку, в которой многоточие. -Назовите такие игры. 2-я и 3-я строфы.
-Кто это такой Заяц Белый? Из какой он считалки? Расскажите её.
- Герои каких считалок вам знакомы?
-Расскажите считалки, которые упоминаются в этих строках. 4-7-я строфы.
-Что вы представляли себе, читая эти строфы?
-Почему солдаты добрые?
-Какие знакомые считалки встретили? Расскажите их.
8-я строфа -Как понимаете 1-ю строчку? (Считалки - это игра, это детство, радость. Дети в игре забывают свои беды. Там, где веселье, нет места горю.)
Самостоятельное чтение с карандашом (посчитать сколько считалок использует автор
Работа с текстом после чтения:
1).Выразительное чтение детьми
. 2).Представьте себе страну Считалию. Нарисуйте её словесно.
- Что может быть в корзинке для вас, если в ней лежит «всё, что угодно для души»?
Рисование( в парах): У вас на партах лежат маленькие корзинки положите в них то, что было бы приятно получить нашим гостям. Подпишите сзади от кого и после завершения урока подарите.
6). Итог урока.
- Чем необычны считалки? ( 1. есть те, что понятны по содержанию и не понятны, в ней главное не содержание, а выход из трудных ситуаций; 2. всегда легко запомнить)