Официальный сайт panajotov 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по технологии 2 класс

Размещено: Светлана Владимировна Трухачёва - вт, 01/11/2011 - 17:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Трухачёва Светлана Владимировна
Место работы, должность: 

Лицей-интернат № 6 ОАО "РЖД", учитель начальных классов

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p> пояснительная записка, &nbsp;содержаниеи программы, основные требования к уровню учащихся, учебно-тематический план&nbsp;</p>

 

Автор Н.А. Цирулик

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).                  Цель курса «Технология» - общее развитие, включающее в себя и физическое развитие, и развитие психики. Под физическим развитием в данном случае подразумеваем развитие мелкой моторики, под психическим - развитие зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных форм мышления, речи, воли, чувств.  Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Работы В.М. Бехтерева, И.М. Сеченова, А.Р. Лурии, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций руками на развитие высшей нервной деятельности.                                          Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук (М.М. Кольцова).                                                                                                                                         Ни один учебный предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд.                                                                                      Процесс изготовления каждой вещи, помимо работы руками ,предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или с замыслом; их корректировку.           Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.                                                                                                                               Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.   Исходя из сказанного, курс предполагает решение следующих задач:                                                      - развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;                                                      - развитие умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;                                                                                    - развитие умений планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;                                                         - знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;                                                                                                                                                    - знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества.                                                                                                                                                     Ручная умелость развивается в процессе обработки различных материалов, специфика предмета позволяет обеспечить большое разнообразие ручных операций. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися.                                                                                                                                  Именно поэтому содержание предмета характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), плетение разных видов, вывязывание, выполнение стежков на ткани и т.д.                                              Чаще всего основную работу выполняет ведущая рука, а другая осуществляет вспомогательные функции. Но есть операции, при которых обе руки выполняют одинаковые движения (обрывание по нарисованному контуру, косое плетение в три пряди). Различные операции по-разному управляются корой головного мозга. Для одних требуется большая точность (вдеть нитку в иголку, начертить по линейке, вырезать по нарисованному контуру), для других такой точности не требуется, например, сплести косичку.                                                                                                                                            Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание развивается при любых движениях.                                                      Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию (например, придумай свою бабочку из сложенных «гармошкой» геометрических фигур); и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании.                                                                                                               При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения и осязания, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит. Программа предусматривает такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.                                                                                                   При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Учитель может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Подчеркнем, что художественной деятельности на уроках ручного труда придаем особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.                                При изготовлении объектов используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы журналов, пакеты из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.).                                                                                                   В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. Разные материалы обладают этим свойством, поэтому плести можно из текстильных материалов (ниток, сутажа, веревки), проволоки, природных материалов (соломы, травы), бумажного шпагата.                                                                                              Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники: аппликация может быть вырезана ножницами или выполнена способом обрывания, приклеена или пришита нитками, на бумажной основе или на ткани. Она может быть плоской, рельефной, объемной, контурной.                                                              С другой стороны, для развития детей имеет значение выделение одинаковых приемов в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста, воска; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал и т.д.                                                       Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.                                                                                                          В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.                                                                                                     В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему самолет пикирует?                                                                                                Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы музеев, выставок, экскурсии на природу. Можно использовать для показа изделия прикладного творчества, имеющиеся у детей дома. Целесообразно сообщать сведения о народных праздниках, к которым приурочено изготовление тех или иных поделок. Например, на Масленицу делают чучело из соломы и сжигают его в знак прощания с зимой. В последнее время стали изготавливать в начале февраля образы тех животных, под знаком которых по восточному календарю пройдет год. Детям интересно узнавать сведения о доисторических животных, которых они лепят на уроке.                            Преподавание предмета «Технология» выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира, оно направлено на формирование системы универсальных учебных действий, на развитие соответствующей возрасту предметной компетентности.                                                                                                   Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.                                                                 Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через  самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения практического интеллекта.                                                                              Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное. Благодаря возможности самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности младшие школьники могут реализовать свои умения и получить признание.

 

 


Содержание.

2 класс (34 часа)

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами. Организация рабочего места.                                                                                                                              Виды художественной техники                                                                                                      Лепка (4 часа)                                                                                                                                    Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу.                                                                                                    Вылепливание сложной формы из нескольких частей путем примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки).                                                                                           Лепка сложной формы из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки).         Лепка из теста, стеарина (можно в домашних условиях).

Аппликация (4 часа)                                                                                                                           Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе.                                                                       Плоская аппликация из ткани на бумажной основе.                                                                                 Объемная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе.                                                                                                                                             Комбинирование в одной работе различных материалов. Коллаж.

Мозаика(4 часа)                                                                                                                              Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания.                                                                                                                          Выполнение мозаики из разных материалов.

Художественное складывание(4 часа)                                                                                             Складывание приемом гофрирования деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии.                                                                                               Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.                                                                                                

Плетение (4 часа)                                                                                                                                 Объемное косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы.                                                                                                                  Плоское прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).                                            Макраме из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).

Шитье и вышивание(4 часа)                                                                                                    Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку».                                             Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.


Моделирование и конструирование

Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм (2 часа)                                                                                                                                               Аппликация из геометрических фигур, наклеенных так, что одна деталь заходит за другую.

Мозаика из разных геометрических форм.

Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм(4 часа) Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм.                                                                                                                                                            Более сложные художественные образы из готовых форм (в том числе из цилиндра и конуса).

Объемное моделирование и конструирование из бумаги(3 часа)                                             Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания.    Выполнение по чертежам летающих моделей.

Моделирование несложных объектов из деталей конструктора(1 час)                        Сквозные виды работы                                                                                                          Наблюдения                                                                                                                                   Наблюдения за пластическими свойствами теплого стеарина, теста. Сравнение их со свойствами пластилина.                                                                                                                        Продольные и поперечные волокна бумаги.                                                                                       Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность).Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании.                                                                             Наблюдения за строением тканей саржевого и сатинового переплетений. Лицевая и изнаночная сторона ткани.                                                                                                     Сравнение пуговиц по внешнему виду.                                                                                     Сравнение швейных игл по внешнему виду.                                                                             Знакомство с некоторыми физическими свойствами летающих моделей.                                     Беседы                                                                                                                                                       Об истории возникновения аппликации, мозаики, лепки, разных видов плетения, оригами, о происхождении иглы, пуговицы, тканей.                                                                                      Знакомство с видами бытовой техники.                                                                                                   О народном искусстве, народных праздниках, обычаях. Темы бесед зависят также от сюжетов, затрагиваемых на уроках: о доисторических животных, мифических существах и т.д.

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса.

Обучающиеся должны                                                                                                                 иметь представление:                                                                                                                                    - об истории возникновения лепки из глины и плетения для бытовых нужд;                          - о возникновении аппликации, мозаики, оригами как искусства;                                                 владеть общеучебными умениями:                                                                                                         - анализировать объекты труда, представленные в виде рисунков, схем, чертежей с целью выявления существенных для выполнения работы характеристик;                                                     - решать творческие задачи по заданным условиям;                                                                                            - самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать этому плану;                                                                                                                                                           - осуществлять контроль на всех этапах работы;                                                                                                - договариваться с товарищами при проведении работ группами или парами;          знать/понимать:                                                                                                                                          - новые термины, данные в учебнике;                                                                                                             - свойства новых материалов;                                                                                                                        - новые свойства уже встречавшихся материалов;                                                                                      - новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет;                                                                                                                                         - новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги;                                                    - новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки;                                                      - новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения;                                                                 уметь:                                                                                                                                                         - лепить из пластилина способом вытягивания;                                                                                          - вырезать из бумаги по криволинейному контуру;                                                                                      - вырезать из бумаги полоски на глаз;                                                                                                          - обрывать бумажные детали по намеченному контуру;                                                                                      - плести разными способами из различных материалов;                                                                                - выполнять шов «вперед иголку» по криволинейному контуру;                                                             - пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами;                                                                   - экономно размещать детали на бумаге и ткани разными способами;                                                   - соединять детали разными способами;                                                                                                  - ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;                                        - ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора            материалов и способов выполнения задания;                                                                                                   - планировать последовательность выполнения действий по образцу;                                                              - контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;            - создавать образы по собственному замыслу.


Учебно-тематический план

№ п,п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля измерения

Элементы содержания  урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

1-2.

Знакомство с глиной

2

Комбинированный

Практическая работа

Обсуждение-импровизация.(воображение) « Где таится глина?»Инструкция по ТБ Изготовление посуды из глины.

Уметь пользоваться кусочками готовой глины.

 

 

3-4.

Рисунок ка пластилине

2

Комбинированный

Практическая работа

 

 

 

Изготовление  изделий из пластилина, формование деталей изделия, пластическое преобразование целой заготовки в изделие.

 

 

 

 

Знать историю возникновения лепки.

Выполнять изделия, используя разные способы лепки.

 

 

 

5-6.

Налепные украшения. Принцесса.

2

Комбинированный

Практическая работа

 

 

7-8.

Универсальный робот

2

Комбинированный

Практическая работа

 

 

9-10.

Сказочная принцесса

2

Комбинированный

Практическая работа

 

 

11-12.

Лепка из целого куска

2

Комбинированный

Практическая работа

 

 

13-14.

Фантастические существа

2

Комбинированный

Практическая работа

 

 

15-16.

Лепка из теста

2

Комбинированный

Практическая работа

Особенность лепки из соленого теста

Уметь изготовлять соленое тесто. Выполнять изделия из теста. Выполнять изделия, используя разные способы лепки.

 

 

 

17-18.

Обрывная аппликация

2

Комбинированный

Практическая работа

Прием обрывания бумаги. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги.

Знать технологию выполнения аппликации, правила безопасной работы с  клеем.

 

Уметь  решать творческие задачи по заданным условиям.

 

 

19-20.

Чудо -дерево

2

Комбинированный

Практическая работа

 

 

21-22.

Анютины глазки

2

Комбинированный

Практическая работа

 

 

23-24.

Берёза

2

Комбинированный

Практическая работа.

 

 

25-26.

Море

2

Комбинированный

Практическая работа

Прием обрывания бумаги.

Знать технологию выполнения аппликации, правила безопасной работы с  клеем.

 

 

27-28.

Бабочка..

2

Комбинированный

Практическая работа.

 

 

29-30.

Аппликация из ткани.

2

Комбинированный

Практическая работа.

Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги и ткани.

Уметь сочетать в работе операции с  разными материалами; решать творческие задачи по заданным условиям.

 

 

31-32.

Цветочная поляна.

2

Комбинированный

Практическая работа.

 

 

33-36.

Объёмная аппликация.

4

Комбинированный

Практическая работа

Конструирование изделия в соответствии с поставленной целью

Знать технологию выполнения аппликации, правила безопасной работы с  клеем.

Уметь сочетать в работе операции с  разными материалами; решать творческие задачи по заданным условиям.

 

 

37-38.

Подводное царство.

2

Комбинированный

Практическая работа

 

 

39-42.

Я – парикмахер.

(объёмная аппликация)

4

Комбинированный

Практическая работа

Конструирование изделия в соответствии с поставленной целью

Уметь изготавливать объемные портреты.

 

 

43-44.

Коровка. (объёмная аппликация)

2

Комбинированный

Практическая работа

Изготовление изделий из различных материалов.

 

 

Выполнять работу над технологическими приемами закручивания и складывания по выкройкам из учебника.

 

 

45-48.

Петушок.

 (объёмная аппликация)

4

Комбинированный

Практическая работа

Изготовление объемной аппликации из бумаги.

Уметь изготавливать объемную аппликацию из бумаги.

 

 

49-50.

Мозаика из разных геометрических форм.

2

Комбинированный

Практическая работа

Разметка заготовки, соединение деталей склеиванием.

Выполнять изделие из геометрических фигур. Знать правила работы с ножницами, клеем.

 

 

51-52..

Птицы (объёмная аппликация из птичьих перьев)

2

Комбинированный

Практическая работа

Изготовление объемных изделий из разных материалов.

 

Сконструировать модели мебели или животных из разных материалов

Создать выбранный художественный образ.

 

 

53-54.

Творческая работа. (объёмная аппликация из птичьих перьев)

2

Творческая работа (работа в группах)

Практическая работа

 

 

55-58.

Коллаж из различных материалов.

4

Комбинированный

Практическая работа

 

 

59-60.

Ваза с цветами.

(Мозаика из обрывных кусочков)

2

Комбинированный

Практическая работа

 Мозаичная техника работы с  бумагой.

 

 

Иметь представление о возможности выполнения мозаики.

Выполнять мозаику путем заполнения всего контура.

 

 

61-62.

Собачка.

2

Комбинированный

Практическая работа

 

 

 

63-65.

Птичка Питта.

3

Комбинированный

Практическая работа

 

 

66-68

Филин на ветке. (мозаика из гофрированной бумаги)

3

Комбинированный

Практическая работа

Прием изготовления мозаики из гофрированной бумаги.

Выполнять мозаику из гофрированной бумаги.

 

 

 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн