№ п/п
|
Тема раздела, урока
|
Кол-во
часов
|
Тип урока
|
Вид контроля,
измерителя
|
Элементы
содержания урока
|
Требования к уровню
подготовки обучающихся
|
Дата проведе-
ния
|
Раздел 1. Общий взгляд на Землю (7 часов)
|
1
|
Планета Земля в далёком прошлом
|
1
|
Урок коррекции ЗУН
|
фронтальный
|
Работа с физической картой полушарий и глобусом
|
Иметь представление как в далёком прошлом изучали окружающий мир
|
|
2
|
Связь прошлого с настоящим.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний
|
текущий
|
Классификация предметов. Работа с текстами художественных произведений. Правила наблюдения.
|
Уметь пользоваться источниками информации об окружающем мире
|
|
3
|
Россия – Родина космонавтики.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний
|
групповой
|
Работа с научно-познавательным текстом.
|
Уметь пользоваться источниками информации.
|
|
4
|
Материки и части света
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний
|
Индивидуаль-ный
|
Работа с картой полушарий
|
Знать названия материков и частей света.
|
|
5
|
Мировой океан.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний
|
фронтальный
|
Работа с физической картой полушарий, научно - познавательным текстом.
|
Знать названия океанов , уметь показывать на карте и глобусе.
|
|
6
|
Исследование Северного Ледовитого океана.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний
|
Самостояте-льная работа.
|
Работа с физической картой полушарий, научно - познавательным текстом.
|
Уметь пользоваться учебной и дополнительной литературой.
|
|
7
|
Экскурсия в природу
|
1
|
Урок совершенствования ЗУН
|
фронтальный
|
Получение информации об окружающем мире с помощью органов чувств.
|
Уметь наблюдать за окружающим миром.
|
|
|
|
|
Раздел 2. Как изучают окружающий мир (10 часов)
|
|
|
|
|
8
|
Органы чувств. Зрение и слух.
|
1
|
Урок-исследование
|
групповой
|
Органы чувств и информация, которую они сообщают. Гигиена органов зрения и слуха.
|
Знать названия органов чувств человека и их функции. Выполнять правила бережного отношения к органам чувств.
|
|
9
|
Обоняние и вкус.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний
|
текущий
|
Исследование. Обоняние и вкус – информация, которую они сообщают. Правила поведения за столом.
|
Иметь представление об органах чувств и их значении в жизни человека.
|
|
10
|
Осязание. Как сохранить здоровыми органы чувств
|
1
|
Урок-дискуссия
|
Индивидуаль-ный
|
Опыт по определению свойств объектов с помощью осязания. Гигиена органов чувств.
|
Уметь выполнять правила личной гигиены.
|
|
11
|
Язык науки.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний
|
тест
|
Наблюдение, рассуждение, предположение. Работа со схемой
|
Уметь доказывать высказываемые утверждения.
|
|
12
|
Наблюдения, рассуждения, выводы. Их роль в познании окружающего мира.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
фронтальный.
|
Опыт. Наблюдение, рассуждение, предположение. Правила обращения с газовыми и электроприборами.
|
Уметь доказывать высказываемые утверждения.
|
|
13
|
Инструменты и приборы. Практическая работа.
|
1
|
Урок формирования знаний.
|
парный
|
Практическая работа: «Макет термометра». Правила обращения с термометром и другими измерительными приборами.
|
Уметь измерять температуру воздуха, воды и своего тела.
|
|
14
|
Книги и другие средства информации. Мы – исследователи.
|
1
|
Урок-исследование.
|
групповой
|
Определение расстояния с помощью зрения, температуры с помощью осязания.
|
Уметь доказывать высказываемое утверждение.
|
|
15
|
Тела и вещества.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
текущий
|
Работа с научно-познавательным текстом, схемой состава вещества. Классификации.
|
Уметь различать тела и вещества.
|
|
16
|
Свойства веществ.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
фронтальный
|
Использование свойств веществ в жизни.
|
Уметь различать тела и вещества.
|
|
17
|
Что такое экология.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
текущий
|
Роль экологии в защите окружающей среды.
|
Знать правила поведения в природе и меры по её охране.
|
|
|
|
|
Раздел 3. Космос(6 часов)
|
|
|
|
|
18
|
Космос. Солнце - звезда
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
тест
|
Опыты с теллурием.
Ориентирование по Солнцу в пространстве и времени.
|
Знать, что Солнце – звезда, Земля – планета, Луна – спутник Земли.
|
|
19
|
Строение Солнечной системы.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
фронтальный
|
Планеты, их расположение. Моделирование.
|
Знать, что Солнце – звезда, Земля – планета, Луна – спутник Земли.
|
|
20
|
Звезды и созвездия. Практическая работа «Как найти Полярную Звезду?»
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
текущий
|
Работа с картой звёздного неба. Умение ориентироваться по Полярной звезде.
|
Уметь ориентироваться на местности относительно своего тела.
|
|
21
|
Луна – спутник Земли. Затмение Луны и Солнца.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуал-ный
|
Работа с научно-популярной статьёй. Наблюдение за Луной в течение месяца.
|
Знать, что Луна – спутник Земли.
|
|
22
|
Время. Календарь.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
текущий
|
Ориентирование во времени. Год, месяц, неделя, сутки.
|
Иметь представление о времени и его измерении.
|
|
23
|
Обобщающий урок по теме: «Космос».
|
1
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Индивидуаль-ный
|
Значение Солнца для планеты Земля. Разгадывание кроссворда.
|
Уметь различать планеты и звёзды. Ориентирование во времени.
|
|
|
|
|
Раздел 4. Планета Земля (9 часов)
|
|
|
|
|
24
|
Планета Земля. Её строение.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
фронтальный
|
Внутреннее строение Земли. Понятие «литосфера», «гидросфера», «атмосфера».
|
Знать, что Земля – планета.
|
|
25
|
Горизонт.
|
1
|
Урок формирования знаний.
|
групповой
|
Линия горизонта. Наблюдение за местностью с разной высоты.
|
Знать, что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта.
|
|
26
|
Открытие шарообразности Земли.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
фронтальный
|
Факты шарообразности Земли. Работа с глобусом.
|
Уметь пользоваться исторической информацией о Земле.
|
|
27
|
Ориентирование. Стороны горизонта Практическая работа по ориентированию.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
фронтальный
|
Ориентирование на карте. Основные и промежуточные географические направления. Определение своего положения на местности.
|
Уметь ориентироваться на местности относительно своего тела.
|
|
28
|
Народные приметы ориентирования. Компас. Практическая работа.
|
1
|
Урок формирования знаний.
|
Индивидуаль-ный
|
Устройство компаса. Ориентирование по компасу и народным приметам.
|
Уметь определять стороны горизонта по компасу и народным приметам.
|
|
29
|
Глобус и географическая карта.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
текущий
|
Работа с картой полушарий и глобусом
|
Уметь показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоема.
|
|
30
|
Рельеф Земли.
|
1
|
Урок формирования знаний.
|
парный
|
Моделирование рельефа Земли. Азбука географии. Формы рельефа: горы, равнины, овраги, холмы.
|
Уметь показывать на карте и глобусе основные формы поверхности.
|
|
31
|
Ландшафт. Экскурсия в природу.
|
1
|
Урок формирования знаний.
|
фронтальный
|
Знакомство с формами рельефа и ландшафта микрорайона школы.
|
Уметь показывать на карте и глобусе основные формы поверхности.
|
|
32
|
Обобщающий урок.
|
1
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Индивидуаль-ный
|
Самостоятельная работа. Работа в тетради на печатной основе.
|
Знать особенности рельефа, растительного и животного мира своей местности
|
|
Раздел 5. Взаимодействие сил природы (17часов)
|
33
|
Тепловые пояса Земли.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Фронталь-ный
|
Работа с контурной и физической картой полушарий.
|
Иметь представление о тепловых поясах Земли.
|
|
34
|
Смена времен года.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
текущий
|
Работа с теллурием. Наклон земной оси и особенности сезонов в жарком, умеренном и холодном поясах.
|
Уметь доказывать высказываемое утверждение.
|
|
35
|
Суша под Солнцем.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
парный
|
Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца. Опыт с нагреванием воды, камня.
|
Уметь пользоваться учебной и дополнительной литературой.
|
|
36
|
Внутренние силы Земли. Стихийные бедствия.
|
1
|
Урок формирования знаний.
|
Фронталь-ный
|
Землетрясения, извержения вулканов. Изменение рельефа Земли. Работа с физической и контурной картой.
|
Иметь представление о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности
|
|
37
|
Свойства жидкой воды.
|
1
|
Защита проекта.
|
групповой
|
|
Знать три состояния воды, основные свойства.
|
|
38
|
Тепло и вода. Экология океанов.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
текущий
|
Опыт с нагреванием камня и металлической пластинки. Работа с физической и контурной картой.
|
Знать причины круговорота воды в природе.
|
|
39
|
Три состояния воды. Водяной пар.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Фронталь-ный
|
Опыты и наблюдения за переходом воды из одного состояния в другое. Газообразность воды.
|
Знать три состояния воды.
|
|
40
|
Вода в твёрдом состоянии. Практическая работа.
|
1
|
Урок-исследование.
|
групповой
|
Изучение свойств льда. Значение льда и снега в природе.
|
Знать три состояния воды.
|
|
41
|
Вода – растворитель. Практическая работа.
|
1
|
Урок-исследование.
|
групповой
|
Исследование свойства воды растворять жидкие и твёрдые вещества.
|
Знать основные свойства воды.
|
|
42
|
Фильтр. Практическая работа.
|
1
|
Урок-исследование.
|
групповой
|
Очистка воды от примесей. Значение фильтров.
|
Знать основные свойства воды.
|
|
43
|
Подземные воды.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Фронталь-ный
|
Грунтовые воды, родники, минеральные источники, гейзеры.
|
Иметь представление о родниках, минеральных источниках, гейзерах.
|
|
44
|
Атмосфера. Состав воздуха.
|
1
|
Урок формирования знаний.
|
Фронталь-ный
|
Состав воздуха, его значение.
|
Знать состав воздуха.
|
|
45
|
Свойства воздуха.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
текущий
|
Упругость, сжатие.
|
Иметь представление о свойствах воздуха.
|
|
46
|
Ветры. Экскурсия на пришкольный участок.
|
1
|
Урок совершенствования знаний.
|
групповой
|
Образование ветра Направление ветра. Работа с флюгером.
|
Иметь представление об образовании ветров.
|
|
47
|
Грозные ветры.
|
1
|
Урок совершенствования знаний.
|
групповой
|
Грозные ветры. Правила поведения во время стихийных бедствий.
|
Иметь представление о бурях, ураганах, смерчах.
|
|
48
|
Круговорот воды в природе. Проект «Путешествие капельки»
|
1
|
Урок проект.
|
Защита проекта
|
Участие живых организмов в круговороте воды в природе.
|
Знать причины круговорота воды в природе.
|
|
49
|
Охрана воды и воздуха. Проблемы экологии.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
групповой
|
Экологические проблемы родного края.
|
Знать правила поведения в природе и меры по её охране.
|
|
Раздел 6. Живая природа.(19 часов)
|
50
|
Жизнь – особенность нашей планеты
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Фронталь-ный
|
Условия жизни на Земле.
|
Знать условия, необходимые для жизни на Земле.
|
|
51
|
Что изучает биология.
|
1
|
Урок формирования знаний.
|
Фронталь-ный
|
Царства живой природы. Признаки живых организмов. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой.
|
Иметь представление о биологических науках.
|
|
52
|
Растения. Группы растений. Практическая работа.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
групповой
|
Растения нашей местности. Работа с гербарием.
|
Иметь представление о разных группах растений.
|
|
53
|
Водоросли, лишайники, мхи, папоротники.
|
1
|
Урок формирования знаний.
|
текущий
|
Освоение царством растений суши Земли. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники.
|
Уметь различать водоросли, лишайники, мхи, папоротники.
|
|
54
|
Хвойные и цветковые растения.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
парный
|
Различия между хвойными и цветковыми растениями.
|
Уметь различать хвойные и цветковые растения.
|
|
55
|
Дикорастущие и культурные растения.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
групповой
|
Сравнение дикорастущих и культурных растений. Разнообразие культурных растений.
|
Уметь приводить примеры представителей дикорастущих и культурных растений.
|
|
56
|
Условия, необходимые растениям для роста и развития.
|
1
|
Урок-исследование.
|
групповой
|
Длительные наблюдения. Оформление наблюдений, выводов.
|
Знать условия, необходимые для жизни растений.
|
|
57
|
Растения, которые мы едим.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Фронталь-ный
|
Фрукты и овощи. Определение корня и плода. Части растения, которые едят.
|
Различать съедобные и несъедобные растения. Уметь выполнять правила личной гигиены.
|
|
58
|
Растения – путешественники. Экскурсия в областной экологический центр.
|
1
|
Урок-экскурсия.
|
Фронталь-ный
|
Рассказ экскурсовода о растениях-путешественниках.
|
Уметь ухаживать за комнатными растениями.
|
|
59
|
Грибы.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Фронталь-ный
|
Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
|
Уметь различать съедобные и ядовитые грибы.
|
|
60
|
Животные. Группы животных.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
групповой
|
Группировка животных. Основание для группировки.
|
Иметь представление о классах животных.
|
|
61
|
Группы животных.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
парный
|
Сравнение, анализ. Выделение существенных признаков каждой группы.
|
Уметь различать животных разных групп.
|
|
62
|
Размножение животных.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
текущий
|
Размножение разных групп животных. Забота о детёнышах.
|
Иметь представление о размножении животных.
|
|
63
|
Среда обитания. Питание животных.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивиду-альный
|
Приспособление животных к среде обитания. Цепи питания. Хищные, травоядные, зерноядные, насекомоядные, всеядные.
|
Иметь представление о среде обитания и питании животных.
|
|
64
|
Дикие и домашние животные.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Фронталь-ный
|
Выведение разных пород. Значение селекционной работы.
|
Уметь подкармливать птиц.
|
|
65
|
Бактерии. Гигиена.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
текущий
|
Царство бактерий, микроорганизмов. Правила личной гигиены.
|
Уметь выполнять правила личной гигиены.
|
|
66
|
Годовая контрольная работа.
|
1
|
Урок контроля ЗУН.
|
Индивиду-альный
|
|
|
|
67-68
|
Резервные уроки.
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|