Официальный сайт osinform 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по окружающему миру 2 класс

Размещено: Светлана Владимировна Трухачёва - вт, 01/11/2011 - 15:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Трухачёва Светлана Владимировна
Место работы, должность: 

Лицей-интернат № 6 ОАО "РЖД", учитель начальных классов

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p> пояснительная записка, содержание программы, основные требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план</p>

 

Авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).

В проекте Образовательных государственных стандартов нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны, как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения. Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу ячейки на этом стержне заполняются новыми знаниями, новыми способами деятельности, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» и «Обществознание». Это как раз те области познания, которые на данном этапе развития школьника и формируют его представления об окружающем мире. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, который характеризует интегрированный курс.

Интегрированный характер курса не означает механического соединения сведений из разнородных естественнонаучных и исторических наук и цель его иная, чем сообщение определенной суммы знаний.

Цель курса: ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Для ребенка 6-10 лет окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, родителями, школой, соседями («Я и ближний круг общения»). Люди же таковы, какими они стали в процессе долгого сначала биологического, а затем исторического развития. А вот понять, какими они стали и почему они стали такими, невозможно без естественнонаучных, исторических знаний, без выражения эмоционально-ценностного отношения к событиям, фактам, явлениям. Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности. Через изучение процессов общественной жизни происходит социализация ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом анализа является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса.

В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа жизнь человека развитие общества. Поэтому доминируют естественнонаучные методы познания. Изучение строения Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.

Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.

Содержание курса в 4 классе следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, природой, населением Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.

В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи.

Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.

Богатое содержание  не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями, в том числе самоанализ и самоконтроль как необходимые качества личности, составляющие способность к саморазвитию.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности;

- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию;

-  на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.


Содержание.

2 класс (68 часов)

Общий взгляд на Землю (5 часов)

Материки и океаны Земли.

Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия  родина космонавтики.

Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.

Как изучают окружающий мир (8 часов)

Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы  чувств здоровыми.

Правила организации учебного труда дома и в школе.

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, интернет.

Исследовательская работа. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства.

Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.

Космос и Земля (14 часов)

Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки.

 Область жизни на Земле.

Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.

Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.

Экскурсия в планетарий.

Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; наблюдения за погодой.

Взаимодействие сил природы (22 часа)

Влияние Солнца на сушу.

Тепловые пояса Земли и смена времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.

Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы. Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.

Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Живая природа (19 часов)

Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.

Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений.

Животные. Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных. Особенности питания и размножения .Дикие и домашние животные. Правила поведения с домашними животными.

Грибы  съедобные и ядовитые, их разнообразие.

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.

Сохранение редких растений, животных. Красная книга.

Красота и разнообразие природы России.

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов.

Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу второго класса.

Обучающиеся должны

иметь представление:

- о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времен года;

-  о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности;

- о том, как изучают окружающий мир;

- о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях;

устанавливать связи:

- между растениями и животными;

- между деятельностью человека и природой;

владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

- осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);

- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, группы животных, группы растений);

- пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);

- доказывать (устно) высказываемые утверждения;

- описывать (устно) объекты (явления) природы; пользоваться учебной и дополнительной литературой;

знать/понимать:

- что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;

- названия материков и океанов;

- что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;

- устройство компаса и правила пользования им;

- три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в природе;

- условия, необходимые для жизни растений и животных;

- особенности рельефа, растительного и животного мира своей местности; правила поведения в природе и меры ее охраны;

уметь:

- ориентироваться на местности относительно своего тела;

- определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

- показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;

- различать вещества и тела;

- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

- различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп;

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

-ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;

- выполнять правила личной гигиены.


№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Тип урока

Вид контроля,

измерителя

Элементы

 содержания урока

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Дата проведе-

ния

Раздел 1. Общий взгляд на Землю (7 часов)

1

Планета Земля в далёком прошлом

1

Урок коррекции ЗУН

фронтальный

Работа с физической картой полушарий и глобусом

Иметь представление как в далёком прошлом изучали окружающий мир

 

2

Связь прошлого с настоящим.

1

Урок формирования и совершенствования знаний

текущий

Классификация предметов. Работа с текстами художественных произведений. Правила наблюдения.

Уметь пользоваться источниками информации об окружающем мире

 

3

Россия – Родина космонавтики.

1

Урок формирования и совершенствования знаний

групповой

Работа с научно-познавательным текстом.

Уметь пользоваться источниками информации.

 

4

Материки и части света

1

Урок формирования и совершенствования знаний

Индивидуаль-ный

Работа с картой полушарий

Знать названия материков и частей света.

 

5

Мировой океан.

1

Урок формирования и совершенствования знаний

фронтальный

Работа с физической картой полушарий, научно - познавательным текстом.

Знать названия океанов , уметь показывать на карте и глобусе.

 

6

Исследование Северного Ледовитого океана.

 

1

Урок формирования и совершенствования знаний

Самостояте-льная работа.

Работа с физической картой полушарий, научно - познавательным текстом.

Уметь пользоваться учебной и дополнительной литературой.

 

7

Экскурсия в природу

1

Урок совершенствования ЗУН

фронтальный

Получение информации об окружающем мире с помощью органов чувств.

Уметь наблюдать за окружающим миром.

 

 

 

 

 

Раздел 2. Как изучают окружающий мир (10 часов)

 

 

 

 

8

Органы чувств. Зрение и слух.

1

Урок-исследование

групповой

Органы чувств и информация, которую они сообщают. Гигиена органов зрения и слуха.

Знать названия органов чувств человека и их функции. Выполнять правила бережного отношения к органам чувств.

 

9

Обоняние и вкус.

1

Урок формирования и совершенствования знаний

текущий

Исследование. Обоняние и вкус – информация, которую они сообщают.  Правила поведения за столом.

Иметь представление об органах чувств и их значении в жизни человека.

 

10

Осязание. Как сохранить здоровыми органы чувств

1

Урок-дискуссия

Индивидуаль-ный

Опыт по определению свойств объектов с помощью осязания. Гигиена органов чувств.

Уметь выполнять правила личной гигиены.

 

11

Язык науки.

1

Урок формирования и совершенствования знаний

тест

Наблюдение, рассуждение, предположение. Работа со схемой

Уметь доказывать высказываемые утверждения.

 

12

Наблюдения, рассуждения, выводы. Их роль в познании окружающего мира.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

фронтальный.

Опыт. Наблюдение, рассуждение, предположение. Правила обращения с газовыми и электроприборами.

Уметь доказывать высказываемые утверждения.

 

13

Инструменты и приборы. Практическая работа.

1

Урок формирования знаний.

парный

Практическая работа: «Макет термометра».  Правила обращения с термометром и другими измерительными приборами.

Уметь измерять температуру воздуха, воды и своего тела.

 

14

Книги и другие средства информации. Мы – исследователи.

1

Урок-исследование.

групповой

Определение расстояния с помощью зрения, температуры  с помощью осязания.

Уметь доказывать высказываемое утверждение.

 

15

Тела и вещества.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

текущий

Работа с научно-познавательным текстом, схемой состава вещества. Классификации.

Уметь различать тела и вещества.

 

 

16

Свойства веществ.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

фронтальный

Использование свойств  веществ в жизни.

Уметь различать тела и вещества.

 

17

Что такое экология.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

текущий

Роль экологии в защите окружающей среды.

Знать правила поведения в природе и меры по её охране.

 

 

 

 

Раздел 3. Космос(6 часов)

 

 

 

 

18

Космос.  Солнце - звезда

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

тест

Опыты с теллурием.

Ориентирование по Солнцу в пространстве и времени.

Знать, что Солнце – звезда, Земля – планета, Луна – спутник Земли.

 

19

Строение Солнечной системы.

 

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

фронтальный

Планеты, их расположение. Моделирование.

Знать, что Солнце – звезда, Земля – планета, Луна – спутник Земли.

 

20

Звезды и созвездия. Практическая работа «Как найти Полярную Звезду?»

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

текущий

Работа с картой звёздного неба. Умение ориентироваться по Полярной звезде.

Уметь ориентироваться на местности относительно своего тела.

 

21

Луна – спутник Земли. Затмение Луны и Солнца.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Индивидуал-ный

Работа с научно-популярной статьёй. Наблюдение за Луной в течение месяца.

Знать, что Луна – спутник Земли.

 

22

Время. Календарь.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

текущий

Ориентирование во времени. Год, месяц, неделя, сутки.

Иметь представление о времени и его измерении.

 

23

Обобщающий урок по теме: «Космос».

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Индивидуаль-ный

Значение Солнца для планеты Земля. Разгадывание кроссворда.

Уметь различать планеты и звёзды. Ориентирование во времени.

 

 

 

 

Раздел 4. Планета Земля (9 часов)

 

 

 

 

24

Планета  Земля. Её строение.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

 

фронтальный

Внутреннее строение Земли. Понятие «литосфера», «гидросфера», «атмосфера».

Знать, что Земля – планета.

 

25

Горизонт.

1

Урок формирования знаний.

групповой

Линия горизонта. Наблюдение за местностью с разной высоты.

Знать, что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта.

 

26

Открытие шарообразности Земли.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

фронтальный

Факты шарообразности Земли. Работа с глобусом.

Уметь пользоваться исторической информацией о Земле.

 

27

Ориентирование. Стороны горизонта Практическая работа по ориентированию.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

фронтальный

Ориентирование на карте. Основные и промежуточные географические направления. Определение своего положения на местности.

Уметь ориентироваться на местности относительно своего тела.

 

28

Народные приметы ориентирования. Компас. Практическая работа.

1

Урок формирования знаний.

Индивидуаль-ный

Устройство компаса. Ориентирование по компасу и народным приметам.

Уметь определять стороны горизонта по компасу и народным приметам.

 

29

Глобус  и географическая карта.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

текущий

Работа с картой полушарий и глобусом

Уметь показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоема.

 

30

Рельеф Земли.

1

Урок формирования знаний.

парный

Моделирование рельефа Земли. Азбука географии. Формы рельефа: горы, равнины, овраги, холмы.

Уметь показывать на карте и глобусе основные формы поверхности.

 

31

Ландшафт. Экскурсия в природу.

1

Урок формирования знаний.

фронтальный

Знакомство с формами рельефа и ландшафта микрорайона школы.

Уметь показывать на карте и глобусе основные формы поверхности.

 

32

Обобщающий урок.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Индивидуаль-ный

Самостоятельная работа. Работа в тетради на печатной основе.

Знать особенности  рельефа, растительного и животного мира своей местности

 

 

Раздел 5. Взаимодействие сил природы (17часов)

 

33

Тепловые пояса Земли.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронталь-ный

Работа с контурной  и физической картой полушарий.

Иметь представление о тепловых поясах Земли.

 

34

Смена времен года.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

текущий

Работа с теллурием. Наклон земной оси и особенности сезонов в жарком, умеренном и холодном поясах.

Уметь доказывать высказываемое утверждение.

 

35

Суша под Солнцем.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

парный

Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца. Опыт с нагреванием воды, камня.

Уметь пользоваться учебной и дополнительной литературой.

 

36

Внутренние силы Земли. Стихийные бедствия.

1

Урок формирования знаний.

Фронталь-ный

Землетрясения, извержения вулканов. Изменение рельефа Земли. Работа с физической и контурной картой.

Иметь представление о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности

 

37

Свойства жидкой воды.

1

Защита проекта.

групповой

 

Знать три состояния воды, основные свойства.

 

38

Тепло и вода. Экология океанов.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

текущий

Опыт с нагреванием камня и металлической пластинки. Работа с физической и контурной картой.

Знать причины круговорота воды в природе.

 

39

Три состояния воды. Водяной пар.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронталь-ный

Опыты и наблюдения за переходом воды из одного состояния в другое. Газообразность воды.

Знать три состояния воды.

 

40

Вода в твёрдом состоянии. Практическая работа.

1

Урок-исследование.

групповой

Изучение свойств льда. Значение льда и снега в природе.

Знать три состояния воды.

 

41

Вода – растворитель. Практическая работа.

1

Урок-исследование.

групповой

Исследование свойства воды растворять жидкие и твёрдые вещества.

Знать основные свойства воды.

 

42

Фильтр. Практическая работа.

1

Урок-исследование.

групповой

Очистка воды от примесей. Значение фильтров.

Знать основные свойства воды.

 

43

Подземные воды.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронталь-ный

Грунтовые воды, родники, минеральные источники, гейзеры.

Иметь представление о родниках, минеральных источниках, гейзерах.

 

44

Атмосфера. Состав воздуха.

1

Урок формирования знаний.

Фронталь-ный

Состав воздуха, его значение.

Знать состав воздуха.

 

45

Свойства воздуха.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

текущий

Упругость, сжатие.

Иметь представление о свойствах воздуха.

 

46

Ветры. Экскурсия на пришкольный участок.

1

Урок совершенствования знаний.

групповой

Образование ветра Направление ветра. Работа с флюгером.

Иметь представление об образовании ветров.

 

47

Грозные ветры.

1

Урок совершенствования знаний.

групповой

Грозные ветры. Правила поведения во время стихийных бедствий.

Иметь представление о бурях, ураганах, смерчах.

 

48

Круговорот воды в природе. Проект «Путешествие капельки»

1

Урок проект.

Защита проекта

Участие живых организмов в круговороте  воды в природе.

Знать причины круговорота воды в природе.

 

49

Охрана воды и воздуха. Проблемы экологии.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

групповой

Экологические проблемы родного края.

Знать правила поведения в природе и меры по её охране.

 

 

Раздел 6. Живая природа.(19 часов)

 

50

Жизнь – особенность нашей планеты

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронталь-ный

Условия жизни на Земле.

Знать условия, необходимые для жизни на Земле.

 

51

Что изучает биология.

1

Урок формирования знаний.

Фронталь-ный

Царства живой природы. Признаки живых организмов. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой.

 

Иметь представление о биологических науках.

 

52

Растения. Группы растений. Практическая работа.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

групповой

Растения нашей местности. Работа с гербарием.

Иметь представление о разных группах растений.

 

53

Водоросли, лишайники, мхи, папоротники.

1

Урок формирования знаний.

текущий

Освоение царством растений суши Земли. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники.

Уметь различать водоросли, лишайники, мхи, папоротники.

 

54

Хвойные и цветковые растения.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

парный

Различия между хвойными и цветковыми растениями.

Уметь различать хвойные и цветковые растения.

 

55

Дикорастущие и культурные растения.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

групповой

Сравнение дикорастущих  и культурных  растений. Разнообразие культурных растений.

Уметь приводить примеры представителей дикорастущих и культурных растений.

 

56

Условия,  необходимые растениям для роста и  развития.

1

Урок-исследование.

групповой

Длительные наблюдения. Оформление наблюдений, выводов.

Знать условия, необходимые для жизни растений.

 

57

Растения, которые мы едим.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронталь-ный

Фрукты и овощи. Определение корня и плода. Части растения, которые едят.

Различать съедобные и несъедобные растения. Уметь выполнять правила личной гигиены.

 

58

Растения – путешественники. Экскурсия в областной экологический центр.

1

Урок-экскурсия.

Фронталь-ный

Рассказ экскурсовода о растениях-путешественниках.

Уметь ухаживать за комнатными растениями.

 

59

Грибы.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронталь-ный

Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Уметь различать съедобные и ядовитые грибы.

 

60

Животные. Группы животных.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

групповой

Группировка животных. Основание для группировки.

Иметь представление о классах животных.

 

61

Группы животных.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

парный

Сравнение, анализ. Выделение существенных признаков каждой группы.

Уметь различать животных разных групп.

 

62

Размножение животных.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

текущий

Размножение разных групп животных. Забота о детёнышах.

Иметь представление о размножении животных.

 

63

Среда обитания. Питание животных.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Индивиду-альный

Приспособление животных к среде обитания. Цепи питания. Хищные, травоядные, зерноядные, насекомоядные, всеядные.

Иметь представление о среде обитания и питании  животных.

 

64

Дикие и домашние животные.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

Фронталь-ный

Выведение разных пород. Значение селекционной работы.

Уметь подкармливать птиц.

 

65

Бактерии. Гигиена.

1

Урок формирования и совершенствования знаний.

текущий

Царство бактерий, микроорганизмов. Правила личной гигиены.

Уметь выполнять правила личной гигиены.

 

66

Годовая контрольная работа.

1

Урок контроля ЗУН.

Индивиду-альный

 

 

 

67-68

Резервные уроки.

2

 

 

 

 

 

                   

 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн