№ п/п
|
Тема раздела, урока
|
Кол-во
часов
|
Тип урока
|
Вид контроля,
измерителя
|
Элементы
содержания урока
|
Требования к уровню
подготовки обучающихся
|
Дата проведения
|
Глава 1. Вступление или Детективное начало…(9 часов)
|
1-2
|
Герой прозаического и поэтического текста В.Драгунского «Что я люблю», И.Токмаковой «Мне грустно – я лежу больной».
|
2
|
Вводный урок. Урок формирования знаний.
|
Индивидуальный.
|
Ознакомление с новым учебником. Анализ поэтического и прозаического текстов. Составление рассказа по аналогии.
|
Уметь различать элементы книги. Знать способы ориентирования в учебнике.
|
|
3-4
|
Герой прозаического произведения В.Драгунского «Что любит Мишка».
|
2
|
Урок формирования знаний
|
Текущий.
|
Анализ текста. Сравнительная характеристика героев.
|
Иметь представление об особенностях жанра рассказа. Уметь оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.
|
|
5
|
Герой поэтического текста Б.Заходера «О границах поэтического текста».
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Индивидуальный.
|
Работа с литературными приёмами для создания художественного образа. Творческая работа.
|
Иметь представление о поэзии как особом взгляде на мир.
|
|
6
|
Годовой круг. Взгляд поэта и исследователя. Д.Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето».
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Групповой.
|
Нахождение поэтических образов в стихотворениях. Словарная работа. Виды рифм. Творческая работа «Секреты моего лета.
|
Уметь заучивать наизусть. Знать времена года и их отличительные признаки.
|
|
7-8
|
Лирический герой в произведениях различных видов искусства: литературы, живописи, музыки. А.Пушкин «Тиха украинская ночь»; Л.Бетховен «Лунная соната»; А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
|
2
|
Урок формирования знаний
|
Индивидуальный.
|
Природа художественного образа на примере различных видов искусства. Отработка выразительности чтения: темп, громкость, интонация…
|
Уметь заучивать наизусть.
|
|
9
|
Сравнительный анализ научного и художественного текстов. М.Пришвин «Осеннее утро»; В. Друк «Роман».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
|
Отличие научного текста от художественного. Творческая работа. Характер исследователя.
|
Уметь узнавать изобразительно-выразительные средства художественного произведения.
|
|
Глава 2. Завязка, тайны искусства…(12часов)
|
10
|
Художественный образ в поэзии и живописи.
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Текущий.
|
Единство природы и искусства. Кроссворд. Анализ и сравнение поэтического и живописного произведений.
|
Уметь выразительно читать и описывать картины.
|
|
11
|
Олицетворение как поэтический приём. Д.Кедрин «Осенняя песня».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Фронтальный.
|
Работа с приёмами олицетворения и сравнения. Строфа в стихотворении. Творческая работа.
|
Иметь представление о создании текста на определенную тему.
|
|
12
|
Приёмы олицетворения в поэзии и живописи.
М.Лермонтов «Утёс»; Н.Мушкудиани «Что его беспокоит»; М. Чюрлёнис «День»; Н.Рерих «Стражи ночи».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
|
Анализ и сравнение поэтического и живописного произведений. Кроссворд. Описание картин.
|
Уметь заучивать наизусть и описывать картины.
Иметь представление о существовании различных видов искусств.
|
|
13-14
|
Как смотрят на мир поэт и исследователь. Считалка, стихотворение, произведение устного народного творчества. И.Пивоварова «как я читал»; Г.Корнилова «Про бабочку».
|
2
|
Урок формирования знаний
|
Индивидуальный.
|
Работа с лентой времени. Исследовательская работа. Жанры фольклора
|
Уметь видеть поэзию в окружающем мире, бережно относится к природе.
|
|
15-16
|
Различие текстов со сходной тематикой, принадлежащих к разным жанрам. Г.Корнилова «Вертолет»; Н.Орлова «Самолет»; К.Арон, С.Сахарнов «Воздушный богатырь».
|
2
|
Урок формирования знаний
|
Текущий.
|
Работа с текстами, относящихся к разным жанрам, но на одну тематику. Этапы сюжета. Творческая работа.
|
Уметь пересказывать прочитанное.
|
|
17
|
Художественный образ в литературе. С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». Олицетворение и сравнение.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Лирический герой. Слово как средство создания образа. Эпиграф. Тропы.
|
Уметь заучивать наизусть
|
|
18
|
Восприятие художественного образа, созданного на языке разных видов искусств (поэзии, живописи, музыки). И.Пивоварова «песня зарянки»; М Мусоргский «Танец невылупившихся птенцов»; М.Чюрлёнис «Соната звёзд».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
|
Средства создания образов в музыкальных, поэтических и живописных произведениях. Викторина. Описание картин.
|
Уметь выразительно читать стихи и описывать картины. Иметь представление о существовании различных видов искусств.
|
|
19-20
|
Поэтический взгляд на мир в стихотворных текстах различных жанров. С.Козлов «Ёжик в тумане», «Красота»; М.Цветаева «Одна половинка окна».
|
2
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
Индивидуальный.
|
Поэзия как особый взгляд на мир. Исследовательская работа. Работа с иллюстрацией. Лента времени. Ролевое чтение.
|
Иметь представление о поэзии как особом взгляде на мир.
|
|
21
|
Обобщающий урок по темам второй главы. Тестовая работа.
|
1
|
Урок контроля ЗУН.
|
Индивидуальный.
|
Актуализация знаний. Тестовая работа.
|
Уметь отвечать на вопросы письменно.
|
|
Глава 3. Погоня за секретами литературы ( 34часа)
|
22-23
|
Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трехстишия. Хокку Бассё и Тиё. Э.Нийт «Каменный замок на камне чернел».
|
2
|
Урок формирования знаний
|
Текущий.
|
Творческая работа. Словарная работа. Художественный образ как целостное художественное впечатление.
|
Иметь представление о поэзии как особом взгляде на мир.
|
|
24-25
|
Ироническое отношение автора к герою. К Чуковский «Федотка»; Е.Черовецкий «Петя был тяжело болен»; С.Михалков «Про мимозу». Переносный смысл слова. Гипербола.
|
2
|
Урок формирования знаний
|
Текущий.
|
Знакомство с ролью гиперболы в построении образа. Ирония автора. Кроссворд. Переносный смысл слов.
|
Уметь оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.
|
|
26-27
|
Нравственная коллизия в рассказе. Л.Толстой «Прыжок».
|
2
|
Урок формирования знаний
|
Фронтальный.
|
Характер главного героя, его поступки. Смысл термина «главный герой». Осмысление поступка героя. Составление плана. Элементы сюжета.
|
Уметь определять тему и выделять главную мысль произведения, оценивать поступки героя.
|
|
28
|
Эмоциональная окраска текста. С.Михалков «Бараны».
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Текущий.
|
Трагическое и комическое в литературном произведении. Прогнозирование ситуации.
|
Уметь устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного.
|
|
29
|
Аллитерация (звукопись). Д.Биссет «Приключения дядюшки Тик-Так».
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Фронтальный.
|
Значение звукописи в построении художественного образа. Игра «Кто как говорит». Инсценирование.
|
Уметь выразительно читать и инсценировать.
|
|
30
|
Как смотрит на мир поэт и художник. И.Суриков «Всё темней, темней и тише»; М.Врубель «К ночи».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
Индивидуальный.
|
Сходные образы в поэзии и живописи. Эпиграф. Образ как некое целостное впечатление.
|
Уметь выразительно читать стихи и описывать картины. Иметь представление о существовании различных видов искусств.
|
|
31
|
Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
|
Знакомство со сказочным образом мира. Звукопись. Кроссворд. Работа с иллюстрациями.
|
Уметь заучивать наизусть.
|
|
32
|
Авторская сказка. Ш.Перро «Кот в сапогах».
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Индивидуальный.
|
Волшебные помощники героев сказки. Викторина. Словарная работа. Законы, по которым развивается действие в сказках. Творческая. работа
|
Иметь представление о различиях авторской и народной сказок.
|
|
33
|
Сравнительный анализ европейской сказки с русской народной сказкой.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Фронтальный.
|
Сравнительный анализ. Работа с лентой времени. Волшебные помощники в сказках .Редактирование кадров диафильма.
|
Иметь представление о различии европейской и русской народной сказки.
|
|
34
|
Герой волшебной сказки и сказки о животных.
|
1
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Текущий.
|
Викторина. Сравнительный анализ волшебных сказок и сказок о животных.
|
Уметь пересказывать сказки.
|
|
35
|
Обобщающий урок по теме «Авторские и народные сказки.
|
1
|
Урок-викторина.
|
Групповой.
|
Выполнение заданий в группах.
|
Уметь взаимодействовать в группе.
|
|
36-38
|
Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
|
3
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Текущий.
|
Особенности формы изложения и лексики. Кроссворд. Словарная работа. Элементы сюжета. Характеристика героев. Чтение по ролям.
|
Уметь читать по ролям, давать характеристику героям по их поступкам.
|
|
39
|
Красота и выразительность пушкинского стиха «Опрятней модного паркета».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Исследовательская работа. Анализ произведения и нахождение авторских литературных приемов.
|
Уметь заучивать наизусть
|
|
40
|
Авторская сказка о животных. Р.Киплинг «Откуда у кита такая глотка».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
|
Исследовательская работа. Анализ сказки. Жанровая специфика сказки. Творческая работа.
|
Иметь представление об отличии сказки от научного текста.
|
|
41-42
|
Научно-популярные тексты о животных. И.Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броненосцы».
|
2
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Текущий.
|
Исследовательская работа. Реальное и фантастическое в природе. Отличие художественного текста от художественного.
|
Иметь представление об отличие художественного текста от художественного.
|
|
43-45
|
Может ли художник быть учёным: сложный авторский взгляд на мир. В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».
|
3
|
Урок формирования знаний.
|
Фронтальный.
|
Презентация. Общее в авторском и народном творчестве. Сравнительный анализ. Законы сказочного жанра.
|
Уметь пересказывать текст и читать целыми словами.
|
|
46
|
Шуточный или юмористический художественный образ. Т.Собакин «Две коровы и коровка»; Ю.Мориц «Сто фантазий»; Б.Заходер «Страна Вообразилия».
|
1
|
Урок формирования знаний.
|
Фронтальный.
|
Чувство юмора как эстетическое чувство. Творческая работа. Рифмы.
|
Уметь выразительно читать стихи.
|
|
47-48
|
Разная природа вымысла. Н.Носов «Фантазёры».
|
2
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
Фронтальный.
|
Различие между фантазией и неправдой, между умыслом и вымыслом. Характеристика поступков героев. Чтение по ролям. Работа в парах.
|
Уметь читать по ролям
|
|
49
|
Природа необычного, фантастического в литературном тексте. Ф.Галас «Мир наоборот»; В.Шлёнский «Другу»; П.Ершов «Конёк-горбунок».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Природа необъяснимого в отношениях между людьми. Кроссворд. Главный герой и его помощники. Творческая работа.
|
Иметь представление о теме и главной мысли произведения.
|
|
50
|
Природа необычного, фантастического в литературных текстах. К.Бальмонт «У чудищ». Загадки.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Фронтальный.
|
Природа необычного и сказочного в поэтическом произведении. Анализ текста. Характеристика героя.
|
Уметь читать выразительно.
|
|
51-52
|
Выявление жанровой специфики и эмоциональной тональности сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
|
2
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
|
Закономерности сказочного жанра. Сходство картины Васнецова и сказки. Волшебные числа
|
Знать закономерности сказочного жанра.
|
|
53
|
Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Текущий.
|
Знакомство с бытовой сказкой. Приметы сказочного жанра. Чтение по ролям. Словарная работа. Иллюстрирование сказки.
|
Уметь читать по ролям.
|
|
54
|
Обобщающий урок по сказкам
|
1
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
КВН
|
Выполнение заданий в группах.
|
Уметь взаимодействовать в группе.
|
|
55
|
Происхождение примет и праздничных традиций. И.Пивоварова «Вкусные ботинки».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Текущий.
|
Знакомство с традициями празднования Нового года. Юмор в стихах. Рифма.
|
Уметь читать выразительно. Иметь представление о традициях празднования Нового года.
|
|
Глава 4. Новые загадки следствия…(10 часов)
|
56
|
Введение в тему «Новогоднее конфетти». Упражнения для фантазии.
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Фронтальный.
|
Приемы составления связного рассказа. План текста. Опорные слова.
|
Иметь представление о составлении связного рассказа с использованием опорных слов.
|
|
57
|
В.Даль «Старик-годовик».
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Групповой.
Индивидуальный.
|
Работа в парах. Черты сказки и загадки в авторском произведении. Пословицы и поговорки. Иллюстрирование произведения.
|
Иметь представление об особенностях сказки и загадки.
|
|
58
|
Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка «Снегурочка»; Т.Белозёров «Подснежник».
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Фронтальный.
|
Отражение древних обрядов и верований в народных сказках, легендах. Творческая работа.
|
Уметь пересказывать сказку.
|
|
59
|
Обращение к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии. И.Суриков «Детство».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
Текущий.
|
Пути обращения к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии. Деление и озаглавливание на части. Творческая работа.
|
Иметь представление о делении текста на смысловые части.
|
|
60
|
Обращение к особенностям сказочного жанра в авторской поэзии. Д.Хармс «Как Володя быстро под гору летел».
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Самостоятельная работа.
|
Связь авторской поэзии с композиционными закономерностями кумулятивной сказки. Исследовательская работа. Псевдоним.
|
Иметь представление о кумулятивных цепочках.
|
|
61
|
Контрольная работа по теме «Жанры литературы. Виды текста».
|
1
|
Урок контроля ЗУН
|
Индивидуальный
|
Актуализация знаний. Выполнение тестов.
|
Уметь письменно отвечать на вопросы.
|
|
62
|
Специфика авторской сказки. Л.Лагин «Старик Хоттабыч».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Текущий.
Фронтальный.
|
Особенности авторской сказки. Работа с лентой времени. Исследовательская работа.
|
Иметь представление об особенностях авторской сказки.
|
|
63
|
Специфика авторской сказки. О.Пройслер «Маленький Водяной».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Особенности зарубежной авторской сказки. Взаимоотношения жанров сказки и рассказа. Чтение по ролям.
|
Иметь представление об особенностях авторской сказки. Уметь читать по ролям.
|
|
64
|
Специфика авторской сказки. .О.Пройслер «Маленькая Баба-яга».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Особенности зарубежной авторской сказки. Взаимоотношения жанров сказки и рассказа. Инсценирование. Открытия в литературной сказке.
|
Иметь представление об особенностях авторской сказки.
|
|
65
|
Л.Друскин «Я сплю».
|
1
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Тематический.
|
Групповая игра. Исследовательская работа. Творческая работа.
|
Уметь выразительно читать стихи.
|
|
Глава 5. Кульминация! Вершина воображения…( 10 часов)
|
66
|
Поэтические тексты: авторские и народные. Е.Благинина. Загадки.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Текущий.
|
Малые жанры фольклора. Метафора. Сходство авторских загадок и народных.
|
Уметь заучивать загадки.
|
|
67
|
Авторский поэтический текст. С.Есенин «Зима».
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Индивидуальный.
|
Литературные приемы для создания художественного образа.
|
Уметь заучивать стихи наизусть.
|
|
68-69
|
Специфика работы с жанром рассказа. Н.Носов «Мишкина каша».
|
2
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
|
Характеристика героев. Исследовательская работа. Чтение по ролям. Работа с заголовком. Подбор пословиц к тексту.
|
Уметь озаглавливать части текста.
|
|
70
|
Продолжение работы с жанром рассказа. Н.Носов «Заплатка».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Деление текста на части . Составление плана. Озаглавливание. Прогнозирование событий по заголовку
|
Уметь делить текст на части и составлять план.
|
|
71-72
|
Поэзия как особое переживание мира: что нужно, чтобы стать поэтом. Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи».
|
2
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Рифма. Ритм. Исследовательская работа. Творческая работа. Чтение по ролям.
|
Знать особенности поэтического текста.
|
|
73
|
Поэзия как особое переживание мира. Ф.Тютчев «Весна».
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Фронтальный.
|
Приемы создания художественного образа.
|
Уметь заучивать наизусть
|
|
74
|
Поэзия как особое переживание мира. Н.Рыленков «После дождя»; Р.Сеф «Странное дело».
|
1
|
Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Индивидуальный.
|
Литературная игра. Творческая и исследовательская работа. Быль. Небылица.
|
Уметь выразительно читать стихи.
|
|
Гглава 6. Вперед по дороге открытий…(19 часов)
|
75
|
Связь авторской поэзии с фольклором. Ю.Тувим «Овощи».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Фронтальный
|
Связь авторской поэзии с фольклором. Значение знаков препинания в создании литературного образа. Исследовательская работа. Повторы. Перечисления.
|
Уметь выразительно читать стихи.
|
|
76
|
Рассказ Л.Толстого «Акула».
|
1
|
Урок формирования знаний.
|
Текущий контроль.
Самостоятельная работа.
|
Возможности слова и речевых оборотов в передаче эмоциональной окраски текста. Прогнозирование событий по заголовку. Слова и обороты для передачи момента напряженной тишины.
|
Уметь читать выразительно. Иметь представление о сравнении текстов с разной фабулой.
|
|
77-78
|
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
|
2
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Анализ текста. Оценка поступков героев. Сравнение сюжетов авторской сказки с народной. Исследовательская работа. Словарная работа. Кумулятивные цепочки. Работа по ленте времени.
|
Уметь читать выразительно, описывать иллюстрации.
|
|
79
|
Авторская поэзия: обращение к фольклору. С.Чёрный «Колыбельная»; А.Барто «Старший брат сестру баюкал».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Фронтальный. Групповой.
|
Особенности колыбельных песен, их связь с малыми жанрами фольклора. Сравнение текстов колыбельных песен.
|
Уметь выразительно читать колыбельные песни.
|
|
80
|
Шуточный рассказ: серьёзная проблема. О.Кургузов «День рожденья вверх ногами».
|
1
|
Урок формирования знаний.
|
Групповой.
|
Формирование нравственной позиции детей по отношению к родителям. Прогнозирование событий по заголовку и иллюстрациям учебника. Головоломка. Праздники в семье.
|
Уметь читать по ролям.
|
|
81
|
Шуточный рассказ. Дж.Родари «Сакала-пакала».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Анализ текста. Характер и природа юмора. Словарная работа. Творческая работа. Контраст.
|
Уметь читать по ролям.
|
|
82-84
|
Законы малых фольклорных жанров: потешки, сказки, загадки.
|
3
|
Урок формирования и совершенствования знаний. Урок обобщения и систематизации знаний.
|
Тематический. Групповой.
|
Композиционные закономерности малых фольклорных жанров. Истоки авторской и народной загадки. Рифма. Литературное лото. Словарная работа. Игра «Аукцион».
|
Знать о существовании разных жанров фольклора.
|
|
85-86
|
Сравнительный анализ авторских и народной сказки. С.Козлов «Чёрный омут».
|
2
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Сравнительный анализ авторских и народных сказок. Словарная работа. Характеристика героя по его поступкам. Чтение по ролям. Работа с иллюстрациями.
|
Уметь читать по ролям.
|
|
87
|
Образ в поэтическом стихотворении. С.Казаков «В небе туча хмурится…»
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
Индивидуальный.
|
Взгляд поэта на мир. Открытия поэта. Олицетворение как один из приемов для создания более ярких образов. Рифма. Творческая работа.
|
Уметь читать выразительно.
|
|
88
|
Мир глазами сказочного героя или животного. Р.Сеф «Муравей»; Н.Ламм «Зебра»; В.Друк «С точки зренья паука».
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Индивидуальный.
|
Формирование нравственной позиции человека через поэтические произведения по отношению к миру животных. Творческая работа. Игра «Стол находок». Коллективное составление рассказа.
|
Иметь представление о том, что на мир можно смотреть другими глазами.
|
|
89
|
Специфика авторской сказки в её отличии от народной. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Анализ текста. Особенности авторской сказки, ее актуальность. Характеристика героя Элементы сюжета.
|
Уметь читать по ролям, инсценировать.
|
|
90
|
Авторская сказка и черты народной в ней. А.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Черты народной сказки в авторском тексте. Композиция сказки. Кроссворд. Творческая работа.
|
Уметь читать выразительно.
|
|
91
|
Авторская сказка и черты народной в ней. Л.Толстой «Липунюшка».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
|
Черты народной сказки в авторском тексте. Черты сходства и различия в литературных сказках разных авторов. Работа по ленте времени.
|
Уметь читать выразительно.
|
|
92
|
Нравственные проблемы в сказке. Л.Муур «Крошка Енот».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
Групповой.
|
Художественная идея произведения. Основная мысль текста. Словарная работа. Релаксация.
|
Уметь читать по ролям.
|
|
93
|
Нравственные проблемы в сказке. Нанайская сказка «Айога».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Художественная идея произведения. Основная мысль текста. Исследовательская работа. Прогнозирование событий по заголовку и иллюстрациям учебника. Словарная работа.
|
Уметь читать по ролям.
|
|
Глава 7. Развязка. Распутанные тайны… ( 39 часов)
|
94
|
Сходство мировосприятия ребёнка и поэта. П.Неруда «Книга вопросов».
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Групповой.
|
Поэзия как особый взгляд на мир , особое переживание мира. Творческая работа. Чтение по ролям. Инсценирование.
|
Уметь читать по ролям.
|
|
95
|
Сходство мировосприятия ребёнка и поэта (продолжение). Э.Успенский «Разгром».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Общее в мировосприятии ребёнка и поэта. Инсценирование. Словарная работа. Работа с иллюстрациями.
|
Уметь читать выразительно.
|
|
96-97
|
Законы смешного в поэзии и прозе. В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»; Г.Сапгир «Чудак математик».
|
2
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Юмор в художественном произведении. Замена прямой речи косвенной. Чтение по ролям. Теоретики и практики.
|
Уметь читать по ролям.
|
|
98-99
|
Различие научного и художественного текста. Дж. Родари «Для чего нужны слёзы?», «Отчего идёт дождь?»
|
2
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Различие художественного и научного текстов. Исследовательская работа. Фразеологизмы. Творческая работа.
|
Иметь представление о сочинении сказки по готовому сюжету.
|
|
100
|
Природа «необычного» в литературе. Б.Заходер «Приятная встреча», «Рапуны».
|
1
|
Урок формирования знаний
|
Индивидуальный.
|
Самоценность художественного текста. Прогнозирование событий по заголовку. Работа со словарем. Иллюстрирование.
|
Узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка.
|
|
101
|
Природа «необычного» в литературе. Небылица. Братья Гримм «В стране небывалой».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Необычное в небылицах. Сравнение небылиц разных народов. Исследовательская работа. Персонажи небылиц.
|
Уметь выразительно рассказывать небылицы.
|
|
102
|
Природа «необычного» в литературе. Дж. Родари «Вопросы наизнанку».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
Групповой.
|
Необычное в небылицах. Сравнение небылиц разных народов. Исследовательская работа. Персонажи небылиц. Чтение по ролям.
|
Уметь выразительно читать.
|
|
103
|
Законы фольклорных жанров: докучной сказки и загадки.
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Докучная сказка как жанр фольклора. Законы конструирования загадок. Творческая работа. Исследовательская работа.
|
Иметь представление о докучной сказке.
|
|
104-105
|
Проявление сказочной логики в народной сказке и авторской поэзии. «Мороз, Солнце и Ветер»; А.Майков «Колыбельная песня».
|
2
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Текущий.
|
Сказочная логика в народной сказке и авторской поэзии. Словарная работа. Чтение по ролям. Исследовательская работа.
|
Уметь заучивать стихи наизусть.
|
|
106-107
|
Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи, музыки. М.Исаковский «Ветер»; А.Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…»
|
2
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
|
Ветер в поэзии, музыке и живописи. Сравнение образов ветра у разных поэтов. Описание картин. Исследовательская работа.
|
Иметь представление о разных видах искусств.
|
|
108
|
Поэтический образ и средства его создания. Р.Сеф «Слёзы»; С.Чёрный «Плакса».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Текущий.
|
Создание поэтического образа с помощью литературных приемов. Исследовательская работа. Работа с заголовками и иллюстрациями.
|
Уметь читать выразительно.
|
|
109
|
Сравнение поэтического и живописного образа. С.Маршак «О мальчиках и девочках»4 И Репин «Стрекоза. Портрет В.И.Репиной».
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Фронтальный.
|
Природа юмора в поэтическом произведении. Анализ произведения живописи. Исследовательская работа.
|
Иметь представление об описании сверстника.
|
|
110-113
|
Работа с жанром рассказа: формирование чувства причастности к отечественной истории и культуре. К.Паустовский «Растрёпанный воробей».
|
4
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
|
Сюжетные линии произведения. Исследовательская работа. Исторические события в рассказе. Деление текста на части и составление плана. Словарная работа.
|
Уметь делить текс на части, составлять план, пересказывать по плану.
|
|
114-119
|
Работа с жанром рассказа: формирование гражданского сознания школьников. А.Гайдар «Чук и Гек».
|
6
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
Групповой.
|
Нравственная позиция человека по отношению к семье и родине. Исследовательская работа. Словарная работа. Деление текста на части и составление плана. Сравнительная характеристика героев.
|
Уметь делить текс на части, составлять план, пересказывать по плану.
Иметь представление о сравнительной характеристике героев.
|
|
120-122
|
Особенности авторской сказки, основанной на народном сюжете. Ш.Перро «Спящая красавица».
|
3
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
|
Авторская сказка, основанная на народном сюжете. Прогнозирование событий по иллюстрациям и заголовку. Исследовательская работа. Сравнительный анализ авторской и народной сказок.
|
Уметь устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного.
|
|
123-126
|
Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне».
|
4
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Групповой.
Индивидуальный.
Фронтальный.
|
Сравнительный анализ авторской и народной сказок. Словарная работа. Сюжетные линии сказки. Лента времени. Работа с иллюстрациями. Викторина.
|
Уметь заучивать наизусть.
|
|
127
|
Открываем тайны стихотворения. Б.Заходер «Что такое стихи?»
|
1
|
Урок формирования и совершенствования знаний.
|
Индивидуальный.
|
Поэзия как особый взгляд на мир. Ритм. Рифма. Вдохновение. Озарение. Исследовательская работа.
|
Уметь читать выразительно, находить рифмующиеся слова.
|
|
128
|
Контрольная работа.
|
1
|
Урок контроля ЗУН.
|
Индивидуальный.
|
Актуализация знаний. Выполнение письменных заданий.
|
Уметь письменно отвечать на поставленные вопросы.
|
|
129
|
Урок-путешествие «Истоки русской литературы».
|
1
|
Урок-путешествие
|
Групповой.
Фронтальный.
|
Актуализация знаний Фольклор-исток литературы.
|
Уметь взаимодействовать в группе.
|
|
130
|
Праздник «По тропе сказок».
|
1
|
Урок-праздник.
|
Групповой.
Индивидуальный.
|
Актуализация знаний. Мини-спектакль.
|
Уметь использовать полученные знания.
|
|
131-136
|
Игра-путешествие в прошлое «Вдоль по улице…»
Закрепление пройденного.
|
6
|
Урок-путешествие Уроки обобщения.
|
Фронтальный.
|
Актуализация знаний. Игра-путе-шествие. Список на лето.
|
|
|