Официальный сайт aktuell 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Программа «Индивидуально – комплексного сопровождения замещающей семьи»

Размещено: Татьяна Матюх - вт, 01/11/2011 - 13:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Матюх Т.В.
Место работы, должность: 

ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3» г. Хвалынска Саратовской области, воспитатель.

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
все уровни образования
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Биология
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
<p> Рекомендации &nbsp;для родителей, собирающихся взять детей под опеку или усыновление.&nbsp;</p>

 

 

 

Программа «Индивидуально – комплексного  сопровождения замещающей семьи»

 

При снижении познавательных интересов

необходимы совместные занятия детей и взрослых, включающие познавательные элементы:

  • наблюдения за прорастающими растениями;
  • фиксация изменений в природе;
  • попытки составления самостоятельного прогноза погоды в соответствии с известными приметами;
  • рассматривание разных мелочей в микроскоп;
  • наблюдения за домашними животными;
  • занятия в кружках научно-технической направленности.

 

 

Наблюдения за прорастающими растениями.

  1. Предложите ребенку понаблюдать за прорастающими растениями, например:

-Красиво ли на нашем участке?

-Почему ты думаешь, что красиво?

-Что тебе нравится?

-Найди и покажи те цветущие растения, которые мы сажали вместе?

-Давай посмотрим на них и полюбуемся их красотой.

-Что бы ты хотел сказать, глядя на эти красивые цветы?

-Давай понюхаем их.

-Приятно тебе, когда вокруг красиво,

-Кто сделал эту красоту?

-Надо ли беречь красоту? Как?

-Что произойдёт с растением, если его сорвать?

 

 

   Наблюдения за домашними  животными.

1.Мы советуем Вам приобрести любимое домашнее животное вашего ребенка.

2.Вместе с ним понаблюдайте за его питомцем. Обратите внимание сначала на его внешний вид.

3. Предлагаем вам серию вопросов по рассматриванию животного:

 -Чем является клетка для хомяка?

-Хороший ли у него домик? Как можно это определить?

-Что он делает, чем занят?

-Как проводит день?

-Когда чаще можно увидеть хомячка: днём или вечером? С чем это связано?

-Что больше всего любит есть хомяк?

-Какие у него зубы?

-Покажи, как он умывается?

-Как чистит свою шёрстку?

-Какая у него шерсть?

-Какие лапки, что есть на лапках?

-Что помогает ему бегать, не наталкиваясь на предметах?

-Что он делает глазами? Какие они у него?

Какой у него нос?

Что ему помогает узнать об опасности?

Есть ли у него шея?

 

  Фиксация  изменений в природе.

Чаще обращайте внимание на изменения в неживой природе. Мы предлагаем Вам совместно с ребенком завести дневник наблюдения,  в котором Вы будете ежедневно отражать изменения в природе.

Для проведения наблюдения предлагаем воспользоваться некоторыми народными приметами:

Когда цветёт черёмуха, начинается похолодание.

Если листопад быстро  пройдёт , надо ожидать крутой зимы.

Паутина летает - к теплу.

Низко летают ласточки -  к дождю.

Гром в сентябре - тёплая  осень.

Октябрьский дождь – к белоснежной зиме.

Когда гусь улетает – снег выпадает.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто – жди суровой зимы

Если первого октября журавли полетят, то на Покров ждать первого мороза..

 

 

 

Двигательная расторможенность

  • продумать систему самых необходимых и достаточных требований, предъявляемых ребенку;
  • свести количество запретов к минимуму;
  • мелкие нарушения желательно оставлять без внимания;
  • круг правил поведения, усваиваемых ребенком, расширять постепенно;
  • посещать занятия с психологом;
  • занятия в различных кружках и секциях.

 

Конфликт между приемными и родными детьми

  • желательно в процессе подготовки родного ребенка  к совместному проживанию нового члена семьи нужно говорить ему о том, что он всё равно ваш сын (дочь), которого вы любили, любите и будете всегда любить;
  • Совместно с родным ребенком приготовьте игрушки, которые ребенок сам подарит новому братику (сестренке);
  • попросите решить ребенка, где он будет теперь спать или где будет стоять его письменный стол;
  • вместе с членами семьи продумайте организацию праздничного стола в честь гостя, но с подарками всем детям в семье;
  • рекомендуем Вам исходя из возраста, сначала организовать совместную деятельность под руководством взрослых, затем совместную деятельность детей с контролирующими функциями взрослого. Так они учатся взаимодействовать, распределять обязанности, закрепляют ролевые позиции;
  • желательно проводить совместные чтения, просмотры телепередач и обсуждение интересных тем.

 

Ложь

  • Поговорить с ребенком наедине, выяснить причину.
  • Пример из личного опыта, художественной литературы, мультипликации.
  • Примерные вопросы обсуждения: Что случилось? Почему? Что понравилось? Не понравилось? Чему учит эта история?
  • Составление договора с ребенком – не обманывай, если хочешь что-то изменить, заранее сообщи.
  • Запрет на ложь. Практическое задание – рисование газеты «Правила нашей семьи».
  • Усилить контроль за ребенком на 1-2 месяца с последующим обсуждением.
  • Игра «Правда и ложь»: сядьте, образуя круг. Представьте себе, что все мы выпили волшебный напиток. Когда кто-нибудь его выпьет, он обязательно должен два раза сказать правду и один раз соврать. Я хочу, чтобы сейчас каждый из вас сказал о себе три вещи, две из которых были бы правдой, а одна ложью. Остальные должны попробовать отличить одно от другого. Сначала буду говорить я ……

     Вопросы для обсуждения: О ком ты узнал что-то новое? Удавалось ли тебе обычно заметить, какие высказывания были ложью? Трудно ли тебе было угадывать где правда, а где ложь? Что ты выигрываешь, когда говоришь правду о себе?                                                                                                  

 

Энурез или обмачивание постели.  (исправленное)

К сведению родителей:

различают ночной энурез и дневной энурез (обмачивание постели днем). Мальчики чаще подвержены ночному энурезу, а девочки дневному. Ночной энурез встречается чаще, чем дневной, и менее вероятно связан с инфекциями мочевых путей и психическими расстройствами.

Чаще всего энурез не являясь психическим расстройством, и не обусловлен  глубинными эмоциональными проблемами. Чаще всего это проблема привычки и развития. 

Первичный энурез - когда у ребенка никогда не было контроля над мочевым пузырем. Вторичный энурез – когда ребенок приобретает контроль над мочевым пузырем не менее чем на 6 месяцев и затем вновь утрачивает его. Такой рецидив чаще всего встречается в возрасте 5-6лет и редко после 11лет.

 

            Распространенность

         Мальчики  медленнее достигают сухости,

 они больше подвержены вторичному энурезу;

            После 7 лет вторичный энурез встречается чаще, чем первичный.

 

Ключи к причине: доказанные связи.

И первичный и вторичный энурез одинаково часто сопровождается положительной историей в семье – по меньшей мере, у одного из родственников первой степени - энурез. При вторичном энурезе хуже прогноз, и, скорее всего выше вероятность сопутствующего психического расстройства.

Энурезу сопутствуют инфекции мочевых путей (ИМТ), особенно у девочек.

Стрессирующие события жизни в возрасте от 3 до 4 лет (распад семьи, разлуку матери с ребенком, по меньшей мере, на один месяц, переезд, рождение второго ребенка в семье, госпитализации и несчастные случаи) сопровождается удвоенным риском энуреза. Особенно связана с обмачиванием постели повторная госпитализация. Сексуальному насилию сопутствует вторичный энурез.

Энурезу сопутствует социальное неблагополучие: более низкий социально-экономический статус, теснота в доме, а так же воспитание в учреждении.

Другие проблемы развития, включая задержку речи и моторики, среди детей с энурезом встречается в два раза чаще.

Приучение к туалету начавшееся после 20 месяцев, сопровождается повышенной частотой энуреза в последующем.

Некоторые дети с энурезом ночью вырабатывают больше мочи, чем контрольные.

 

Три маловероятные причины.

Маловероятно, что энурез обусловлен структурными аномалиями мочевых путей.

Ночной энурез – не проблема глубокого сна.

Нет никаких свидетельств о том, что обычный энурез является эпилептическим эквивалентом (клиническим проявлением эпилепсии или другой болезнью по форме сходной с эпилепсией).

 

 

Прогноз

Плохие прогностические факторы при ночном энурезе – мужской пол, низкий социально-экономический статус, энурез вторичный, а не первичный, а так же обмачивание постели каждую ночь, а не периодическое. Во время полового созревания у 2-5% детей все ещё имеется энурез, однако на протяжении подросткового возраста продолжается самопроизвольное разрешение; и примерно у 1-3% имеется трудноизлечимый энурез.

 

                                           Лечение

 Неосложненный энурез обычно всего рассматривают как расстройство развития, а не психическое расстройство. Если ребенку меньше 5 или 6 лет, часто бывает достаточно информации родителям, что ночной энурез встречается часто и обычно проходит с возрастом. Рекомендации врача будут следующие:

  • ограничить жидкость перед сном;
  • разбудить ребенка поздним вечером, чтобы он смог сходить в туалет перед тем, как родители пойдут спать.

Доказана ценность и поведенческих методов лечения:

  • С точки зрения поведения важно, чтобы родители неумышленно не поощряли энурез и тем самым не подкрепляли бы его. Например, некоторые  родители позволяют  ребенку спать с ними, как только его собственная постель станет мокрой. Этого делать нельзя;
  • Необходимо подчеркивать похвалой, вниманием и другими вознаграждениями сухие ночи, а не критикой и наказанием – мокрые;
  • Нельзя ругать, упрекать, надо предотвратить насмешки со стороны других членов семьи (братьев, сестер);
  • Также необходимо, обсудить с другими членами семьи, что это болезнь.
  • Часто бывает, что для излечения энуреза вполне достаточно в течение месяца держать настенную карту мокрых и сухих ночей, что бы ребенок отмечал звездой каждую сухую ночь.

Не доказана ценность обучения контролируемому удержанию, при котором ребенка обучают все дольше и дольше задерживать мочеиспускание.

Несмотря на то, что чаще всего энурез является проблемой развития, а не психического здоровья ребенка, в случае безуспешных попыток родителей самостоятельно решить эту проблему, рекомендуем обратиться к специалисту врачу  педиатру, который при необходимости сможет привлечь к консультациям и других специалистов – уролога, психиатра.

 

 

 

                                        

 

                                        Детское воровство

 

 

Детское воровство - один из самых распространенных типов трудного поведения. Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть.

Причиной воровства у ребенка может быть просто незнание «правил игры».  Хотим обратить ваше внимание на то, что ребенок выросший в детском доме может не знать ничего о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат.

Мы предлагаем Вам некоторые советы как знакомить ребенка с деньгами:

1.Хороший способ ввести ребенка в курс дела – выделять ему карманные деньги. И помогать ими распоряжаться, постепенно предоставляя все большую самостоятельность. 2.Так же необходимо подключать ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему отношение к деньгам как ресурсу, которым нужно разумно распорядиться.

 

Если ребенок ворует часто, и Ваши педагогические воздействия безрезультатны, то, это может быть заболевание – клептомания.

Клептомания, которой часто боятся люди готовящиеся взять в семью ребенка – это не особенность детей из неблагополучных семей, а психическое расстройство, болезнь, которая никак не связана с социальным положением человека. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причем человек ворует не ради получения ценностей, а ради процесса. Важно заметить, что клептомания достаточно редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни маловероятно.

 

Более часто встречается навязчивое воровство не психического, а невротического характера. Этим синдромом порой страдают очень состоятельные люди, представители самых высших слоев общества. Порой крадет какую-то в магазине человек, который при желании мог бы сию же минуту купить весь этот магазин целиком. Потребность украсть в данном случае связана с постоянным уровнем тревоги и неудовлетворенности. В момент кражи человек испытывает острые ощущения, бурю эмоций, которые затем дают чувство эйфории и расслабления. Этот вид психологической  зависимости, сходный с зависимостью от сигарет. Человеку, страдающему такой зависимостью, необходима помощь психолога, который будет работать не с воровством как  таковым, а стой тревогой, которая гложет человека, заставляя совершать человека кражу. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

В этом случае предлагаем Вам обратиться к профессиональному психологу, который поможет скорректировать поведение Вашего ребенка.

 

 Нередко дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей или воспитателей, причем делают это именно в тех случаях, когда взрослые очень болезненно воспринимают воровство ребенка.  Деньги или купленные на них сладости он может воспринимать как замещение родительской любви или радости в его жизни. В этом случае детские кражи говорят о том, что ребенок не получает достаточно внимания или что отношения в семье напряженные и супруги объединяются вместе только перед лицом «общей опасности» - воровства.

Советуем Вам больше общаться со своим ребенком, не оставляйте его без внимания. Ему как никогда нужна Ваша поддержка, любовь, понимание.

 

Нередко воруют дети, родители которых или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно», и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения (кассет, билетов на концерт ит.д.). Это заставляет ребенка чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников, что для подростков очень тяжело. Причиной воровства в этом случае является систематическое пренебрежение потребностями ребенка.

Перед походом в магазин обсудите с ребенком будущие покупки, скажите ему, что Вам по карману,  а что нет. Всегда учитывайте интересы, мнение ребенка.

 

Часто целью ребенка, крадущего деньки, становится подкуп ровесников, которые готовятся общаться с ним, только если у него есть сладости и игрушки. В этом случае причиной воровства является одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно бывает свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т.д. В подобных случаях нужно, прежде всего, завести друзей, научить его обходиться в отношениях с ровесниками без подкупа, повысить его самооценку и укрепит в нем уверенность, что он может быть интересен сам по себе.  В этом случае нужно обратиться к психологу, который поможет повысить самооценку вашего ребенка, наладить отношения со сверстниками.

 

Детское воровство часто бывает вызвано  очень острым желанием обладания, которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Такое желание может подогреваться рекламой (маркетинговыми акциями под лозунгом «Собери их все»). Такое спонтанное воровство – важный жизненный опыт, опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Это не только чрезвычайное происшествие, но и возможность для развития ребенка, важная ступень в формировании личности. Использует ли он этот шанс – во многом зависит от родителя. В таких случаях  обсуждайте с ребенком рекламные ролики, для чего они предназначены, на что направлены.

 

-Наконец, ребенок может воровать от безвыходности: если у него вымогают  деньги путем угроз … Задача родителей построить такие отношения с ребенком , что бы в подобных ситуациях он мог обратиться за помощью к взрослым , а не скрывал от них тяжесть своего положения.

 

Родителям важно помнить, что

 

  1. Трудное поведение приемного ребенка подталкивает родителей к его восприятию через социальные стереотипы: если про родного ребенка мы подумаем: «он украл», - то про приемного ребенка из неблагополучной семьи можем подумать «он вор». Подобные стереотипы отражаются на нашем видении ситуации и поведении, нанося вред отношениям с ребенком.
  2. Мы не можем знать всю предысторию приемных детей, не всегда хорошо чувствуем и понимаем их. Поэтому следует быть вдвойне осторожными и тактичными.
  3. Многие приемные дети подвергались ранее в кровных семьях жестокому или чрезмерному наказанию и поэтому могут остро реагировать на любое проявление недовольство со стороны приемных родителей.
  4. Приемные дети в семьях могут иметь жизненный опыт, очень сильно отличный от опыта кровных детей. Не их вина, что многие их представления о правилах жизни не были вовремя и правильно сформированы. Помочь им в этом – задача приемных родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЦЕНЗИЯ

на авторскую  программу

дополнительного образования

«Индивидуально-комплексное сопровождение семьи»,

разработанную социальным педагогом, психолого ГОУ для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3»

 г.Хвалынска Саратовской области,

Матюх Татьяной Викторовной, Балыковым Александром Ивановичем

 

                Разработанная Матюх Т.В., социальным педагогом ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3» г.Хвалынска Саратовской области авторская  программа дополнительного образования «Индивидуально-комплексное сопровождение семьи» реализуется в рамках социально-педагогической направленности и способствует подготовке  родителей к приему в семью ребенка из детского дома.  В данной программе обсуждаются вопросы развития ребенка, его особенности и способы педагогического влияния на ребенка в различной жизненной ситуации. Программа адаптирована на родителей с разным уровнем педагогических знаний.

                  Актуальность программы определяется подготовкой замещающих родителей  к приему в семью ребенка из детского дома. В процессе обучения по программе «Индивидуально-комплексное сопровождение семьи» родители учатся взаимодействовать с ребенком в разных жизненных ситуациях.

                Программа может действовать на протяжении нескольких лет и помогать родителям решать внутрисемейные конфликты. В программе отражены разнообразные методы и приемы взаимодействия с детьми.).

               Содержание предусматривает оптимальное сочетание теоретических и практических занятий.

                               Авторская образовательная программа дополнительного образования детей «», разработанная социальным педагогом Т.В.Матюх, может быть рекомендована для использования в образовательном процессе детского дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн