Официальный сайт interaktiveboard 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Фото пользователя Лилия Анатольевна Карпова
Размещено: Лилия Анатольевна Карпова - пн, 31/10/2011 - 17:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Карпова Лилия Анатольевна
Место работы, должность: 

Лицей-интернат № 6 ОАО "РЖД" , учитель начальных классов

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p> пояснительная записка, содержание программы, &nbsp;основные требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, список литературы</p>

 

                                                                      В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания.

Главная цельэтого цикла развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове в целом повысить общую культуру человека.

Стратегическая цель литературного образованияв школе воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, животным, природе), живущей «по законам красоты» (Лев Толстой).

Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является:

1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства;

2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений на уровне представлений без обязательного запоминания;

3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.

Содержание данного курсалитературного чтения разработано на основе дидактических принципов, направленных на оптимальное общее развитие каждого ученика, и является составной частью целостной дидактической системы Л.В. Занкова.

Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств. Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир: мир природы, людей и искусства, мир чувств.

     Таким образом, задачами начального курса литературы являются:

- расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях; - воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей; развитие интереса детей к чтению и потребности в нем, сделав каждый текст эмоционально близким, каждого автора интересным;

- создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе практического ознакомления с литературоведческими понятиями;

- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).

      В 3 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Если в 1 классе литература рассматривается как искусство слова, во 2 классе и как искусство слова и как один из видов искусства в контексте других, то в 3 классе, при сохранении того же ракурса, литература впервые начинает рассматриваться еще и как явление художественной культуры. Это связано с тем, что программа 3 класса впервые знакомит школьников с понятием мифа, тем самым вводя литературу в более широкий контекст явлений культуры.

Особенностью работы в 3 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, загадка, считалка, дразнилка, закличка. Закладываются основы изучения литературного процесса как движения от фольклора к авторской литературе. Произведения включаются в культурно-исторический контекст путем сравнений и аналогий. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет литературных компиляций древних сюжетов («Мифы и легенды Древней Греции») и фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.

     Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов, переживание особенностей художественного образа.

 

 

 

Программа по литературному чтению рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). За счёт школьного компонента добавлен 1 час в неделю. Всего на изучение литературного чтения в           3 классе  по учебному плану отведено 136 часов.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, «Сборника программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова», методических  комментариев  к учебнику «Литературное чтение» для 3 класса и учебника «Литературное чтение»(I- IIч.) под редакцией  Н.А.Чураковой .

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (136 часов)

Устные и письменные формы словесности. Литература и фольклор. Что такое устное народное творчество. Есть ли сегодня устное народное творчество. Связь фольклора и литературы.

Формирование общего представления о мифе как способе жизни древнего человека, помогающем установить отношения с миром природы.

Малые жанры фольклора и их связь с мифом. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) природу.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (выход героя из дома, сказочная дорога, испытания, помощь волшебного помощника,победа над волшебным миром как восстановление порядка и справедливости).

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в легендах Древней Греции (литературные компиляции) и античных гимнах богам (реальные тексты).

Дальнейшее развитие представлений о народной и авторской сказке

Авторская сказка (Г.Х. Андерсен, Ш. Перро, С. Козлов). Сохранение структурных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки классической и современной русской и  зарубежной литературы. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы _ к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Сказочная повесть (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»). Жанровые особенности, роднящие сказочную

повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий,многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосуществование реального и волшебного мира, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (завязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности.

Общее представление об эпосе (без введения понятий «эпос» и «эпический») как о новом типе отношений человека и мира, который пришел вслед за мифом. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в эпосе.

Былина как эпический жанр. Характеристика эпического героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями _ торговлей или ратными подвигами _ свое Отечество). Былина о Святогоре и Илье _ промежуточное явление между мифом и эпосом. Святогор как мифологический герой, Илья как эпический герой.

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как мифологическая фигура

и реальный баснописец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, сходство структуры, сходство и различие композиций. Сочинение басни в прозе.

Развитие представлений о жанре рассказа (К. Паустовский «Стальное колечко», В. Драгунский «Девочка на шаре»). Герой рассказа: особенности характера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки героя: портрет героя, характеристика действий и эмоциональных реакций героя, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завязки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности.

Поэзия. Особенности поэтического взгляда на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжетное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (без употребления термина, называя эпитет «определением»), контраста, звукописи, неологизмов (без употребления термина), гиперболы и повтора.

Навыки чтения. Дальнейшее развитие навыков выразительного чтения и свободного высказывания в устной и письменной форме: с соблюдением единства цели высказывания и подбором точных средств речевого выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу третьего класса

 

Обучающиеся должны

 

иметь представление:

-об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

- об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;

-об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;

- об особенностях жанра басни;

 

знать:

-наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;

-имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;

 

уметь:

-читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70-80 слов в минуту;

- различать малые жанры фольклора;

- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

- отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;

-характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

-выявлять авторское отношение к герою;

-рассказывать о любимом литературном герое;

- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              

     


№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид контроля, измерители

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

 

план

 

факт

1

Знакомство с учебником.

1

Вводный урок.

Беседа, работа с книгой

Познакомить с учебником, его содержанием; напомнить о важности чтения в жизни каждого человека; вызвать интерес к литературному чтению; расширять читательский кругозор учащихся.

Знать:

-законы сказки;

-понятие  герой литературного произведения.

 

 

2

ГЛАВА  1. Корни есть не только у дерева.

Малые жанры фольклора и их связь с мифом.

1

 Урок формирования новых знаний.

Проблемные задания

 

 

Формировать общее представление  о мифе; показать связь малых жанров фольклора с мифом; воспитывать интерес к чтению.

Знать малые фольклорные жанры.

 

 

 

 

3

Античный гимн «Природе». Гимн «Пану».

1

 Урок формирования  и совершенствования знаний.

Проблемные задания.

 

Формировать общее представление  о мифе; показать связь малых жанров фольклора с мифом; воспитывать интерес к чтению.

Иметь представление о тотемных  произведениях русского фольклора.

 

 

4-5

Отношение человека и природы в древности.

2

 Урок закрепления и совершенствования знаний.

 

Проблемные задания.

 

Формировать общее представление о мифе; развивать речь, эмоциональное отношение к произведениям  искусства  воспитывать интерес к чтению.

 

Уметь определять связь малых жанров фольклора с мифом.

 

 

6-7

Черты мифологического мышления в  народной сказке «Хаврошечка».

2

Комбинированный урок

Беседа, работа с книгой.

Познакомить детей с древнейшим жанром устного народного творчества - сказкой; развивать умение понимать прочитанное; учить работать с текстом.

Знать:

-законы сказки;

-виды сказок.

 

 

8

Пространственные представления древнего человека. Загадки.

1

Урок совершенствования знаний.

Проблемные задания

Дать понятие о загадке как древнейшем способе шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; развивать навыки коллективной работы.

Иметь представление о тотемных  произведениях русского фольклора.

 

 

 

9-11

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

Комбинированный урок.

 

Проблемные задания

 

Познакомить с отражением древних представлений о мире; расширять представление о волшебном мире, волшебном  помощнике и волшебных предметах, числах и словах.

Знать особенности сюжета и характеристики героя русской народной сказки.

 

 

12

Законы сказочного жанра. Сравнительный анализ сказок «Хаврошечка»  и «Сивка-бурка».

1

Урок обобщения  и систематизации знаний.

Сравнительный анализ. Творческое задание.

Формировать умение проводить сравнительный анализ сказок по жанру, характеристике героев, наличию волшебных помощников.

Знать малые жанры фольклоры, законы сказок. Уметь сравнивать героев.

 

 

13

Поговорки.

1

Урок обобщения  и систематизации знаний.

Проблемные задания.

 

Расширять знания детей о устном народном творчестве; выявить связь поговорки с народной сказкой; обогащать словарный запас детей.

Уметь определять связь малых жанров фольклора с мифом.

 

 

 

14-16

Мифологический герой и его подвиги. «Персей».

3

Урок формирования знаний.

Урок-исследование.

Формировать общее представление о мифах Древней Греции. Познакомить с мифом о Персее; развивать навыки выразительного чтения.

Уметь различать понятия миф и эпос. Знать литературные приемы в мифах и в былинах.

 

 

17

Обобщение знаний по теме «Корни есть не только у дерева».

1

Урок обобщения  и систематизации знаний.

Творческие поисковые задания.

Обобщить  и проверить знания по изученной теме.

Знать малые фольклорные жанры.

 

 

 

 

18-21

ГЛАВА 2. В жизни всегда есть место подвигу.

Эпический герой и его подвиг. «Прометей».

4

Комбинированный

урок.

 

Урок-исследование.

Дать общее преставление об эпосе; показать зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос  борьбы с ним в эпосе.

Уметь сравнивать мифологического и эпического героев.

 

 

22-25

Подвиги русских богатырей: миф или эпос. Былина «Илья Муромец и Святогор» .

4

Комбинированный урок.

Урок-исследование.

Познакомить с былиной как с жанром устного народного творчества, с образным языком былин; характеристика эпического героя.

Уметь отличать былину от других жанров по характерным признакам.

 

 

26

Обобщение по теме. Проверочная работа.

1

Урок контроля  знаний и умений.

Работа с книгой.

Развивать навыки беглого чтения; воспитывать интерес к самостоятельному чтению.

Уметь слушать друг друга.

 

 

 27

Глава3. Смеясь, мы расстаёмся со своими  недостатками.

Отрывок из «Жизнеописания Эзопа». Эзоп «Ворон и лисица».

1

Урок формирования знаний.

 

Работа с книгой.

Познакомить с новым жанром литературы  басней; учить определять басню по характерным признакам; найти отличия басни от сказки.

Знать понятие мораль басни;

уметь сравнивать басни и сказки о животных

 

 

28

Знакомство с античной басней. Эзоп «Лисица и виноград». «Лев и мышь», «Лисица и лев».

1

 Урок формирования  и совершенствования знаний.

 

Работа с книгой.

 

Научить определять басню как жанр литературы  по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность) методом сравнения показать отличие басни от сказки.

Уметь сравнивать образы Эзопа; развивать навык выразительного чтения.

 

 

29

Эзоп «Волк и ягнёнок». «Муравей и голубь»

1

Урок обобщения  и систематизации знаний

 

Работа с книгой.

 

Продолжать работать над текстами басен Эзопа; развивать технику и выразительность чтения.

Уметь сравнивать образы Эзопа и героев русских сказок, басен; Воспитывать умение слушать друг друга.

 

 

30

Жизнь сюжетов древних басен во времени. И. А. Крылов «Ворона и Лисица».

1

Комбинированный урок.

 

Работа с книгой.

 

Научить определять басню как жанр литературы  по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).

Уметь различать автора и героев басни; воспитывать высокие моральные качества.

 

 

31

И. А. Крылов «Волк и Ягнёнок».

1

Комбинированный урок.

 

Работа с книгой.

 

Учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басен; выражать свои чувства посредством выразительного чтения.

Уметь различать автора и героев басни; воспитывать высокие моральные качества.

 

 

 

32

И. А. Крылов «Лев и Лисица». «Лисица и виноград»

1

Комбинированный урок.

 

Работа с книгой.

 

Научить находить мораль-поучение в проведении; формировать умение сравнивать прочитанное проведение.

Уметь слушать и оценивать ответы товарищей.

 

 

33-34

Сказка, похожая на басню. В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

2

Комбинированный урок.

 

Работа с книгой.

 

Познакомить с творчеством и биографией писателя; развивать умение на слух воспринимать информацию; развивать слуховую память; знать о дальнейшем  развитии народной и авторской сказок.

Уметь  прогнозировать содержание текста.

 

 

35

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1

Комбинированный урок.

 

Работа с книгой.

 

Продолжить работу над произведением В. Гаршина, воспитывать негативное отношение к хвастовству.

Развивать навык выразительного чтения, связно излагать свои мысли.

 

 

36

Что вызывает смех в народной сказке. Русская народная сказка «Яичко».

1

Урок совершенствования  знаний.

Проблемные задания.

Продолжить знакомить с устным народным творчеством; обогащать словарный запас.

Уметь находить нужный отрывок в тексте по вопросу; прослеживать композицию сказки.

 

 

37

Законы смешного  в авторской поэзии. А.Милн  «Баллада о королевском бутерброде», «Шалтай-Болтай».

1

Урок формирования знаний.

 

Работа с книгой.

 

 

Показать, что авторская поэзия использует особенности композиции фольклорных жанров; значимость вопросительных и восклицательных знаков в стихотворении для создания эмоциональной живой атмосферы.

Уметь определять тональность и характер произведения.

 

 

38

Глава 4.  Такой незнакомый знакомый мир.

Д.Албузова  «Подражание хокку». Басё.  Хокку.

1

Урок формирования знаний.

 

Работа с книгой.

 

Познакомить с японским стихотворением хокку; учить видеть и чувствовать настроение поэта

Уметь анализировать образные средства языка.

 

 

39

Особый взгляд поэта на мир. С.Есенин «С добрым утром!»

1

 Урок формирования  и совершенствования знаний.

 

Работа с книгой.

 

Формирования умения видеть образные средства языка: метафоры, олицетворения, сравнения; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи; воспитывать любовь к Родине.

Уметь видеть многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому; выучить наизусть

 

 

40

Особый взгляд поэта на мир. К.Бальмонт «Гномы».

1

 Урок формирования  и  совершенствования знаний.

 

Работа с книгой.

Познакомить с творчеством  К.Бальмонта; формировать речевые умения, навыки слушания; развивать поэтический слух.

Уметь видеть многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

 

 

41-46

Сказочная повесть: мир превращений и открытий. Я. Ларри “Необыкновенные приключения Карика и Вали”.

6

Комбинированные уроки.

 

Урок - исследование.

Познакомить с творчеством  Я.Ларри; развивать навыки выразительного чтения, воспитывать интерес  и любовь к чтению.

Уметь анализировать прочитанное произведение, связно излагать свои мысли.

 

 

47

Ю.Дмитриев “Сколько глаз у стрекозы”.

1

Комбинированный урок.

 

Урок – исследование.

 

Познакомить с рассказом  Ю.Дмитриева, пополнять словарный запас; развивать навыки смыслового чтения, умение работать с текстами.

Уметь различать художественное и научно-популярное проведение; анализировать прочитанное; связно излагать свои мысли.

 

 

 

48

А.Фет “Весенний дождь”.

1

Урок  совершенствования знаний.

Урок – исследование.

 

Научить  выразительно читать стихи; развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.

Уметь  анализировать прочитанное; связно излагать свои мысли.

 

 

49

Глава 5.  Мир просит тебя: открой меня заново.

 Поэтические и живописные открытия в мире природы.

1

Урок формирования знаний.

 

Урок – исследование.

Расширять кругозор; развивать творческие способности; продолжать формировать умение связно излагать свои мысли; воспитывать интерес к чтению.

Знать поэтические приемы, украшающие образ: сравнение, эпитет, метафора, контраст.

 

 

50

Трёхстишия   Басё  и Исса.

1

Урок формирования знаний.

 

Урок – исследование.

Продолжать формирование представления о том, что такое образ.

Уметь определять тональность и характер проведения.

 

 

51

Поэтические образы как открытия.

А. Вознесенский «На спинку божия коровка...»,  «С ясеней...»

1

Комбинированный урок.

Работа с книгой.

Научить выразительно читать стихи; развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.

 

Знать поэтические приемы, украшающие образ: сравнение, эпитет, метафора, контраст.

 

 

 

52

Наблюдательность исследователя.

 Д .Дарелл  «Землянично – розовый дом».

1

Комбинированный урок.

 

Проблемные задания.

 

Продолжать работу по развитию представления о жанре повести, герое рассказа: особенности характера и мир чувств; выявить средства выразительности; воспитывать любовь к природе и животным.

Уметь оценивать и характеризовать героев произведения, их  поступки.

 

 

 

 

 

53

И.Бунин «Бушует полая вода».

1

Урок формирования знаний.

Беседа, работа с книгой.

Познакомить с творчеством И.Бунина; развивать навык осознанного правильного чтения

Уметь понимать смысл стихотворного текста, отвечать на вопросы по содержанию

 

 

 

 

 

54

Глава 6.Самые настоящие чудеса

 С. Маршак «Ландыш».

1

Комбинированный урок.

Беседа, работа с книгой.

 

Формировать умение прогнозировать содержание на основе анализа иллюстраций развивать навык осознанного правильного чтения. Пробудить интерес к творчеству С. Я Маршака.

Уметь  понимать поэтический образ, который создает автор.

 

 

55

Чудеса поэтических образов. Д .Кедрин  «Приглашение на дачу».

1

Комбинированный урок.

 

Беседа, работа с книгой.

 

Обогащать словарный запас; добиться понимания содержания стихотворения, эмоциональное отношение.

Уметь выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения.

 

 

56

К.Бальмонт «Трудно фее».  Картины М. Врубеля.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Беседа, работа с книгой.

 

Формировать умение анализировать текст, подтверждать  высказывания цитатами  из текста.

 Уметь видеть сходство восприятия мира поэтом и художником.

 

 

 

 

57-61

Чудеса волшебной сказки. Арабская сказка «Аладдин и волшебная лампа»

5

Урок совершенствования знаний.

Беседа, работа с книгой.

 

Расширять знания о волшебной сказке, об особенностях ее сюжета;  развивать технику чтения, умение  свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; воспитывать интерес  к проведениям зарубежной детской литературы.

Знать виды сказок, понятии « природа героя волшебной сказки», «волшебные предметы».Уметь выделять “свой” и “чужой” миры в сказке; находить сходства персонажей в мифах  и сказке, особенности характера героев , волшебных  помощников и числа.

 

 

62

Контрольная работа за первое полугодие.

1

Урок контроля знаний и умений.

Проблемные задания.

Проверить усвоение пройденного материала.

 

 

 

63

Работа над ошибками. Знакомство со второй частью учебника.

1

Урок коррекции знаний и умений.

Проблемные задания.

Помочь вспомнить правила  пользования книгой, познакомить с новым учебником, воспитывать интерес к чтению, умение слушать друг друга.

Уметь выразительно читать.

 

 

64

Глава 7. Родная сторона. Поэтические образы «малой  родины».

А. Вознесенский «Увижу  ли…»

1

Урок формирования знаний

 

 

Беседа, работа с книгой

 

Учить видеть за предметным  содержанием смысла прочитанного.

Уметь выражать свои эмоции и впечатления при помощи выразительного чтения.

 

 

 

65-66

Поэтические образы «малой родины» .Н. Рыленков «Всё в тающей дымке…».Картины М.Шагала. А.Рублёв «Троица».

2

Урок формирования знаний

Беседа, работа с книгой.

Формировать навыки словесного рисования; развивать внимание к образным средствам языка; учить  умению выражать свои чувства по отношению  к  прочитанному.

Уметь создавать  художественные образы под впечатлением увиденной картины.

 

 

 

67-68

Разные страны, разные поэты, общая любовь к отечеству. Р.Бёрнс «В горах моё сердце». Иссё.

2

Урок формирования знаний.

Беседа, работа с книгой.

Развивать умение анализировать художественное произведение. Показать, что любовь к Отечеству свойственна художникам  и поэтам разных стран  и национальностей.

Уметь создавать  художественные образы под впечатлением увиденной картины.

 

 

 

69-71

Рассказ о родной стороне.  К. Паустовский «Стальное колечко»

3

Урок – диспут.

 

Беседа, работа с книгой.

 

Развивать умение определять жанровую принадлежность текста.

Уметь приводить аргументы в защиту своей позиции в ходе диспута.

 

 

72

Точность поэтических образов. А.Фет «Чудная картина…»

1

Урок закрепления и совершенствования знаний.

 

Беседа, работа с книгой.

Учить выразительно и интонационно правильно  читать стихи, видеть и понимать настроение лирического героя; развивать речь путем словесного рисования; воспитывать любовь к родному краю

Уметь выразительно читать произведения, заучивать наизусть.

 

 

73

А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

1

Урок закрепления и совершенствования знаний

 

Беседа, работа с книгой.

 

Учить выразительно и интонационно правильно  читать стихи, видеть и понимать настроение лирического героя; развивать речь путем словесного рисования; воспитывать любовь к родному краю.

 

Уметь выразительно читать произведения, заучивать наизусть.

 

 

 

74

Родные образы родины. Г.Державин, А.Грибоедов « Строки о родине».

1

Урок формирования знаний.

Беседа,  работа с книгой.

Познакомить с высказываниями русских поэтов о Родине, развивать умение находить главную мысль в тексте, концентрацию внимания и умение восстанавливать деформированный текст; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Уметь выразительно читать произведения, заучивать наизусть.

 

 

 

75

Картинная галерея. А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Тихая обитель»

1

Урок закрепления и совершенствования знаний.

 

Беседа.

 

Развивать умение работать с картиной; обогащать словарный запас.

 

Уметь видеть и чувствовать,  наслаждаться красотой мира.

 

 

 

76

Красота и выразительность пушкинского стиха. А.Пушкин «Зимнее утро»

1

Урок формирования знаний.

 Беседа, работа с книгой.

Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя; развивать навыки выразительного чтения, связно рассказывать о своих впечатлениях.

Уметь видеть разнообразие и точность поэтических образов зимы, созданных Пушкиным.

 

 

77

ГЛАВА 8.  Мир нуждается в нашей защите.

Красота под защитой поэзии. С.Кирсанов «Чудо».

1

Урок формирования знаний.

Беседа, работа с книгой.

 

Добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя; развивать навыки выразительного чтения, связно рассказывать о своих впечатлениях.

 

Уметь понимать обратный язык поэтической речи.

 

 

78

Кикаку.  Хокку. Картинная галерея. А.Венецианов «Жнецы».

1

Урок совершенствования  знаний и умений.

Беседа, работа с книгой.

 

Развивать умение работать с картиной; обогащать словарный запас. Учить определять и сравнивать понятия в поэтическом восприятии окружающегомира.

Уметь видеть и чувствовать, чтобы наслаждаться красотой мира.

 

 

 

79-

82

Особый почерк автора. Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

4

Урок обобщения и систематизации знаний.

Организация совместной учебной деятельности.

Отрабатывать навык правильного выразительного чтения; формирование умения анализировать поступки героев с целью выявления мотивов поступков; воспитывать любовь к природе, к животным.

Иметь общее представление об особенностях характеров героев в сказке. Уметь озаглавливать части произведения.

 

 

83

Картинная галерея. А.Дюрер «Заяц», «Травы».

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

 

Урок-  исследование.

Развивать умение  определять жанровую принадлежность произведения, работать с картиной; обогащать словарный запас. Учить определять и сравнивать понятия в поэтическом восприятии окружающего мира.

Уметь понимать смысл текста, образный язык поэтической речи.

 

 

84

Внимательное и бережное отношение поэта к миру. И.Бунин «Густой зелёный ельник…».

1

Урок закрепления и совершенствования знаний.

Работа с книгой.

Формировать  умения сопоставлять и сравнивать картины и стихи, развивать речь, эмоциональное отношение к проведениям искусства и умение связно выражать свои впечатления.

Уметь понимать смысл текста, образный язык поэтической речи, выразительно читать.

 

 

 

85

С.Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?»

1

Урок закрепления и совершенствования знаний.

Практикум.

Развивать умение воспринимать красоту поэтического слова, вдумываться в значение слова; воспитывать бережное отношение к животным.

Уметь делить на строфы; распределять темы по строфам; раскрывать внутренний мир автора стихотворения.

 

 

86

Образ няни в лирике А.С.Пушкина. А.С.Пушкин «Няне».

1

Урок совершенствования  знаний и умений.

Беседа, работа с книгой.

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи; формирование умения понимать настроение лирического героя; воспитывать любовь к русской поэзии.

Уметь выразительно читать стихи; заучивать наизусть.

 

 

87

А.Пушкин «Зимний вечер».

1

Урок совершенствования  знаний и умений.

 

Беседа, работа с книгой.

 

Добиваться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя; обогащать словарный запас; развивать умение выразительно читать, составлять связное высказывание.

Уметь видеть  метафору в стихотворении.

 

 

88-89

ГЛАВА 9. Лаборатория искусств.

 К.Бальмонт «Как я пишу стихи». Картинная галерея. С. Дали «Космический слон».

2

Урок обобщения и систематизации знаний.

Беседа, работа с книгой.

 

Раскрывать внутренний мир автора в стихотворении, особенности поэтического взгляда на мир; ознакомить с новым литературным приёмом – палиндромом.

Уметь понимать секреты поэтического творчества.

 

 

90-91

Лингвистические эксперименты. Л.Кэрролл «Разговор Алисы  и  Шалтая-Балтая».

2

Урок формирования знаний.

Беседа, работа с книгой

 

Заинтересовать чтением фантастического произведения; развивать умение прогнозировать содержание; воспитывать интерес к самостоятельному чтению.

Иметь представление о том, как рождаются слова – неологизмы.

 

 

92

Л.Петрушевская «Пуськи  бятые»

1

Урок формирования знаний.

 

Беседа, работа с книгой.

 

Дать возможность поработать переводчиком; воспитывать внимательное отношение к слову; развивать творческие способности детей, умение работать в группе

Уметь различать жанры детского игрового фольклора, малые  жанры фольклора.

 

 

93

Формотворчество в поэзии и живописи. Ёса Бусса. Хокку. Картинная галерея. К.Малевич «На сенокосе».

1

Урок совершенствования  знаний и умений.

 

Беседа, работа с книгой.

 

Развивать умение работать с картиной; обогащать словарный запас. Учить определять и сравнивать понятия в поэтическом восприятии окружающего мира.

Уметь видеть способность живописи и литературы создавать звучащие образы.

 

 

94

Формотворчества в прозе.  Ю.Коваль «Соловьи».

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

 

Беседа, работа с книгой.

 

Формировать умение свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений; развивать умение вычленять приемы, которыми пользуется писатель для изображения образа.

Уметь находить приёмы, с помощью которых автор создаёт звучащие образы.

 

 

95

Эксперименты с формой в авторской и народной поэзии. С.Маршак «Разговор лягушек».  В. Хлебников «Кузнечик»

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

 

Беседа, работа с книгой.

 

Помочь детям осознать фольклорные истоки звукоподражания, единство мира фольклора  и авторской литературы; развивать технику чтения, внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.

Уметь различать жанры детского игрового фольклора, малые  жанры фольклора.

 

 

 

96

Эксперименты с формой в народной поэзии. Считалки.

1

Урок формирования знаний.

 

Беседа, работа с книгой.

 

Познакомить с принципом использования непонятных слов в тексте считалки; развивать речь.

Уметь различать жанры детского игрового фольклора, малые  жанры фольклора.

 

 

 

97-99

ГЛАВА 10. Как трудно стать человеком. С.Лагерлёф«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

3

Урок совершенствования  знаний.

 

Беседа, работа с книгой.

 

Познакомить с творчеством С.Лагерлёф; начать работу с жанром – сказочная повесть; помочь увидеть жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром  рассказа; наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Уметь   по словам, поступкам и эмоциональным проявлениям формировать представление о характере главного героя и других персонажей, выявлять авторское отношение к герою.

 

 

100-102

Характер главного героя и других персонажей.

3

Урок совершенствования  знаний.

 

Беседа, работа с книгой.

 

 

103-104

Нравственная проблема текста.

2

Урок формирования знаний.

 

Беседа, работа с книгой.

 

 

105

О взрослой жизни и в шутку, и всерьёз. Б.Заходер «Ну и мышонок!» Н.Некрасов «Крестьянские дети».

1

Урок формирования знаний.

 

Проблемные задания.

Формировать умение распознавать определенные средства художественной выразительности; развивать умение выражать свои чувства по отношению  к прочитанному.

Знать виды стихов, жанровую специфику эпического стихотворения, рассказа, понятия ритм, рифма.

 

 

106

Н.Некрасов «Крестьянские дети»

1

Урок совершенствования знаний.

Работа с книгой, беседа.

Развивать навыки правильного выразительного чтения, формировать умение видеть и понимать настроение лирического героя.

Уметь выразительно читать стихотворение наизусть.

 

 

107-110

Рассказ о взрослом поступке Н.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка».

4

Комбинированный урок.

Работа с книгой, беседа.

Формировать понятие о творческой манере писателя, об особенностях языка автора; развивать технику чтения, навыки активного слушателя, умение работать с текстом.

Уметь характеризовать героев произведений, выявлять авторское отношение к герою.

 

 

 

111-113

ГЛАВА 11. Такой хрупкий и такой прочный мир чувств.

Сравнительный анализ авторской и народной сказки. Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

3

Комбинированный урок.

 

Работа с книгой, беседа.

 

Начать сравнительный анализ народной сказки и авторской на примере прочитанных произведений и сказки Андерсена; продолжить формирование умения связно излагать свои мысли

Иметь общее представление об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным творчеством.

 

 

114

Поэзия мир чувств, впечатлений и переживаний.  Д.Кедрин  «Всё мне мерещится…», И.Бунин «Детство».

1

Урок совершенствования  знаний.

Работа с книгой.

Продолжить формирование умения сопоставлять и сравнивать стихотворения; отвечать на вопросы по содержанию.

Уметь определять разнообразные средства художественной выразительности, посредством которой создается образ.

 

 

115

Поэзия мир чувств, впечатлений и переживаний. М.Цветаева «Красною кистью…»

1

Урок совершенствования  знаний.

 

Работа с книгой.

 

Продолжить формирование умения сопоставлять и сравнивать стихотворения; отвечать на вопросы по содержанию; расширять словарный запас детей.

Уметь выразительно читать наизусть.

 

 

116

Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте. И..Тургенев «Воробей».

1

Урок формирования знаний.

Проблемные задания.

Формирование умения выбирать из текста слова для подтверждения своих мыслей, находить главную мысль произведения.

Уметь понять главного героя, характеризовать героев произведения.

 

 

117

Поэтическая сказка  С.Козлова  «Лисичка».

1

Урок формирования знаний.

Проблемные задания.

 

Формирование умения читать незнакомый текст, соотносить содержание текста  и заглавие, находить главную мысль произведения.

Уметь понять главного героя, характеризовать героев произведения.

 

 

 

118-120

Сложное чувство одиночества в поэтических образах. Ранран «Осенний дождь…».  М Лермонтов «На севере диком…», «Парус».

3

Урок обобщения и систематизации знаний.

Работа с книгой.

Научить видеть скрытый переносный смысл произведения; развивать внимание к образным средствам языка, к авторскому слову; воспитывать любовь к поэзии.

Уметь видеть выражение чувств в авторской поэзии.

 

 

121

Обобщение по главе. Тестовые задания.

1

Урок контроля  знаний и умений.

Проблемные задания.

Проверить усвоение  пройденного материала..

Уметь использовать на практике изученный материал.

 

 

122-123

ГЛАВА 12.Красота спасёт мир. С.Козлов «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды».

2

Урок формирования и совершенствования знаний.

Работа с книгой.

 

Развивать умение воспринимать красоту художественного слова, формулировать основную мысль, применять прочитанное к жизни; воспитывать бережное отношение к окружающему миру и людям.

Пересказ сюжета как средство понимания смысла произведения.

 

 

124-126

Мир чувств героя в прозаическом тексте: красота меняет человека. В.Драгунский «Девочка на шаре»

3

Урок формирования и совершенствования знаний.

 

Работа с книгой.

 

Формирование умения вычленять и правильно понимать  те приемы, которыми пользуется писатель для создания образа.

Уметь выразительно, бегло и правильно читать.

 

 

127-128

 Исса.  Хокку. С.Козлов «Разрешите с вами  посумерничать».

2

Урок обобщения и систематизации знаний.

Работа с книгой.

Обеспечить целостное восприятие и осмысление поэтического текста; обогащать словарный запас.

Уметь выразительно читать хокку. Уметь высказывать суждения о прочитанном произведении.

 

 

129

Итоговая контрольная работа.

1

Урок контроля  знаний и умений.

Проблемные задания.

Проверить усвоение изученного материала.

Уметь понять прослушанный текст, выбрать главное и определить основную мысль.

 

 

130

Н.Матвеева «Галчонок».

1

Урок коррекции  знаний и умений.

Работа с книгой.

Развивать умение понимать прослушанный текст, выразительно читать, ценить богатство, образность языка художественного произведения; расширять круг чтения.

Уметь выразительно читать стихи.

 

 

131-134

Ш.Перро «Рике с хохолком».

4

Урок закрепления и совершенствования знаний.

 

Проблемное изложение материала.

Формирование  навыков беглого чтения, развитие речи.

Уметь высказывать суждения о прочитанном произведении, самостоятельно читать.

 

 

 

135

Б.Заходер  «Что красивее всего?»

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Проблемные задания.

Формирование умения  видеть мир поэтически, обнаруживать красоту в окружающем  мире.

Уметь словесно рисовать картины живописи, используя язык поэтических произведений.

 

 

136

Заключительный урок. Знакомство с рекомендательным списком для 4 класса.

1

Комбинированный урок.

Проблемные задания.

 

Формирование умения видеть мир поэтически, обнаруживать красоту в окружающем  мире;  расширять круг чтения.

 

Уметь высказывать суждения о прочитанном произведении, самостоятельно читать.

 

 

 

                                     

 

 

 

 


Список  литературы.

 

 

 

·        Свиридова В. Ю., Чуракова Н. А. Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2010 г.

 

·        Свиридова В. Ю. Хрестоматия по литературному чтению для 3 кл. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2010 г.

 

·        Федеральный компонент государственного стандарта.

 

·        Чуракова Н. А. Литературное чтение: Учебник для 3 кл.: В 2-х частях.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011 г.

 

·        Чуракова Н. А. Методический комментарий  к учебнику «Литературное чтение» для 3 класса. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2010 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн