Проект республиканской экспериментальной площадки "Школьное научное общество как фактор развития интеллектуальной одаренности учащихся в условиях муниципального ресурсного центра"
Submitted by Светлана Юрьевна Бутакова on вс, 30/10/2011 - 22:39
Проект
Школьное научное общество как фактор развития интеллектуальной одаренности учащихся в условиях муниципального ресурсного центра
Авторы проекта:
Т.М. Хайрутдинова, заместитель директора по учебно- воспитательной работе МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
Л.М. Братухина, заместитель директора по учебно- методической работе МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа"
С.Ю. Бутакова, учитель информатики МОУ « Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Г.А. Фаттахова, учитель химии и биологии МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
Научный руководитель:
О.Н. Яшмолкина, заведующая ресурсным центром педагогических инноваций ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»
Руководитель проекта:
А.В. Ласточкин, директор МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Исполнители:
А.В. Ласточкин, директор МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Л.М. Братухина, заместитель директора по учебно- методической работе МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
С.Ю. Бутакова, учитель информатики МОУ « Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Г.А. Фаттахова, учитель химии и биологии МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
Р.А.Шихалеева – руководитель МО математики МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
Л.Г.Янеева – руководитель МО русского языка и литературы МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
Г.Г. Пахомова – руководитель МО биологии и химии МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
В.С. Соколова – руководитель МО истории и географии МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
А.Н. Ягодарова – руководитель МО иностранных языков МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
З.Г.Батуева – руководитель МО марийского языка и литературы МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
Г.Г.Казакова – руководитель МО музыки, ИЗО, МХК МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
И.В.Напольских – руководитель МО технологии МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
Г.В.Васильев – руководитель МО физической культуры МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
Л.А. Яндыбаева – учитель истории, обществознания, права и экономики МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
И.А. Горячкина – учитель русского языка и литературы МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
А.А. Крупина – учитель технологии МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
Т.М. Хайруллина – учитель русского языка и литературы МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
М.В. Сорокина – психолог МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»
Актуальность проекта
В новых социально-экономических условиях одной из ведущих для системы образования становится проблема обеспечения личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей. Формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему, приобретает сегодня первостепенное значение. В этой связи на государственном уровне должны оказываться содействие выявлению и развитию природных задатков детей на всех ступенях их воспитания и образования, а также адресная поддержка каждого талантливого ребенка.
Тенденция в образовательной политике Правительства РМЭ предполагает создание в образовательных учреждениях условий для творческого развития школьников. Основные стратегические направления развития интеллектуальной одаренности определены в Программе «Одаренные дети в системе образования РМЭ» на 2005-2010 годы. Одной из задач программы «Одаренные дети» является расширение сети экспериментальных площадок на территории Республики Марий Эл для работы с одаренными детьми.
В школах возросла потребность и в подготовке учителей, способных эффективно развивать творческие способности школьников. Наиболее полно развитию интеллектуальной одаренности способствует исследовательский подход в обучении, основные функции которого: создание положительной мотивации учения и образования; воспитание познавательного интереса у учащихся; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; формирование умений и навыков самообразования.
Коллектив МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа» в течение нескольких лет работает над проблемой развития интеллектуальной одаренности сельских школьников. С 2003 года в школе функционирует научное общество учащихся (НОУ), разработаны «Положение о НОУ», «Положение о школьной научно-практической конференции». Имеется опыт организации исследовательской деятельности учащихся, ежегодного проведения школьных научно-практических конференций:
2004 год – 18 исследовательских работ;
2005 год – 30 исследовательских работ;
2006 год – 11 исследовательских работ;
2007 год - 15 исследовательских работ.
На республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее» в 2004 году приняли участие 3 исследовательские работы учащихся МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»; в 2006 году исследовательский проект «Счастье трудных дорог» стал призером (I место) в номинации «Каким мы хотим видеть окружающий мир», в 2007 году научно-исследовательская работа « Марийский японец» стал а лауреатом Iстепени во Всероссийском открытом конкурсе « Первые шаги-2007».
Исследовательские работы учащихся школы являются призерами районных, республиканских, Всероссийских конкурсов «Я – гражданин России» (2004, 2005, 2006 гг.); ежегодно участвуют во Всероссийских конкурсах исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век», «Менделеевский конкурс», «Дождевые черви и плодородие почв», «Подрост», «Моя классная самая классная!!!».
С 2006 года МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа» выступает в роли ресурсного центра Мари-Турекской муниципальной образовательной сети. В новых условиях процесс развития исследовательской работы школьников требует решения задачи организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений муниципалитета. Возникают следующие противоречия:
1. Недостаточная готовность педагогов сельских школ к широкому применению новых образовательных технологий:
развитие исследовательских умений учащихся во многих сельских школах блокируется преобладанием репродуктивных методов в их обучении, необходимо преодоление установки обучающих на передачу, а обучаемых на усвоение готовых знаний;
традиционно основными формами представления результатов исследовательской деятельности учащихся чаще всего выступают рефераты, сочинения, которые не становятся по-настоящему творческими в силу шаблонности тематики и сведения к минимуму решения исследовательских задач;
исследовательские умения вырабатываются стихийно, без учёта их структуры и логики развития, что тормозит у школьников формирование творческих способностей.
2. Отсутствие отлаженной системы взаимодействия субъектов муниципальной образовательной сети в эффективном использовании совместных материально-технических, информационно-коммуникационных, кадровых, образовательных ресурсов, что не позволяет в полной мере обеспечивать каждому школьнику качественное образование.
Все это и определило проблему исследования: каковы пути развития интеллектуальной одаренности сельских школьников в условиях муниципального ресурсного центра? Постановка проблемы обусловила тему проекта «Школьное научное общество как фактор развития интеллектуальной одаренности учащихся в условиях муниципального ресурсного центра».
Основная идея проекта:
Создание условий для развития интеллектуальной одаренности учащихся, проживающих в МО «Мари-Турекский муниципальный район», через организацию исследовательской работы научного общества школьников в условиях (на базе) муниципального ресурсного центра».
Объект исследования:
Деятельность научного сообщества школьников в условиях муниципального ресурсного центра МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа».
Предмет исследования:
Процесс развития исследовательских умений учащихся и педагогическое управление им в условиях муниципального ресурсного центра МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа».
Цель проекта:
развитие исследовательских умений школьников МО «Мари-Турекский муниципальный район» в условиях ученического научного общества муниципального ресурсного центра;
формирование системы сетевого взаимодействия образовательных учреждений МО «Мари-Турекский муниципальный район», направленного на развитие научного сообщества школьников на базе муниципального ресурсного центра.
Гипотеза:
Процесс развития исследовательских умений сельских учащихся и педагогическое управление им в условиях муниципального ресурсного центра МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа» будет успешным в том случае если:
в развитии исследовательских умений учащихся будут использованы современные педагогические технологии, ориентированные на активизацию самостоятельной творческой деятельности учащихся и формирование мотивации к ней;
будет осуществлена интеграция форм учебной и внеклассной деятельности школьников, обеспечивающая непрерывность самообразовательного процесса у учащихся;
будет сформирована образовательная среда, обеспечивающая открытость и публичное обсуждение результатов исследовательской деятельности школьников, обмен опытом и знаниями учащихся и педагогов;
будет организована система сетевого взаимодействияобразовательных учреждений МО «Мари-Турекский муниципальный район», направленного на научно-методическое, информационно-коммуникационное обеспечение деятельности научного сообщества школьников на базе муниципального ресурсного центра.
Задачи проекта:
проанализировать современный педагогический опыт по проблеме развития исследовательской деятельности учащихся;
разработать модель педагогического управления исследовательской деятельностью сельских учащихся в условиях муниципального ресурсного центра МО «Мари-Турекский муниципальный район»;
подготовить нормативно – правовую базу, обеспечивающую сетевое взаимодействие муниципальных образовательных учреждений в работе школьного научного сообщества на базе муниципального ресурсного центра;
создать педагогические условия для реализации модели развития исследовательских умений школьников в условиях научного общества школьников муниципального ресурсного центра МО «Мари-Турекский муниципальный район»;
разработать методику диагностирования промежуточных и итоговых результатов опытно-экспериментальной работы;
провести опытно-экспериментальную работу базе МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»;
обобщить результаты опытно-экспериментальной работы.
Этапы проведения эксперимента:
1 этап (январь – май 2008г) – поисковый:
обоснование научной проблемы на основе анализа современного педагогического опыта по развитию исследовательской деятельности учащихся;
разработка модели педагогического управления исследовательской деятельностью учащихся в условиях научного общества школьников муниципального ресурсного центра МО « Мари-Турекский муниципальный район»;
подготовка нормативно-правовой базы, обеспечивающей работу научного сообщества школьников на базе муниципального ресурсного центра;
разработка методики диагностирования промежуточных и итоговых результатов опытно-экспериментальной работы;
проведение исходного констатирующего обследования учащихся и учителей.
2 этап (август 2008 г– июнь2011 г) – формирующий:
1. Создание педагогических условий для реализации модели развития исследовательских умений школьников в условиях научного общества (НОШ) муниципального ресурсного центра МО «Мари-Турекский муниципальный район»:
организационные условия (организация и планирование работы ШНО, научно-практической конференции школьников, индивидуальная работа со школьниками и др.);
научно-методическое сопровождение (разработка методических пособий, рекомендаций, консультирование и др. помощь);
информационно – технологическое обеспечение (использование ИКТ в организации работы ШНО, индивидуальной исследовательской деятельности школьников, работа локальной сети, Интернет и др.);
материально – техническое обеспечение (развитие материально – технической базы для осуществления проекта);
2. Проведение опытно – экспериментальной работы на базе МОУ «Мари–Турекская средняя общеобразовательная школа»;
3. Проведение промежуточных диагностических обследований в ходе реализации научно-исследовательского проекта.
3 этап (август – декабрь 2011г) – обобщающий:
1. Анализ результатов диагностического исследования реализации научно-исследовательского проекта (констатирующего, промежуточных и итогового);
2. Разработка методических рекомендаций для руководящих и педагогических работников по развитию исследовательских умений школьников в условиях научного общества школьников муниципального ресурсного центра МО «Мари-Турекский муниципальный район»;
3. Публикация результатов эксперимента с целью их внедрения в практику работы других муниципальных систем образования республики.
План реализации проекта на Iэтап работы:
Содержание работы
Сроки
Исполнители,
ответственные
Формы представления результата
1
2
3
4
Организационно-управленческие аспекты
Создание нормативно-правовой базы для сетевого взаимодействия ОУ МО «Мари-Турекский муниципальный район»
Январь 2008
директор школы
Заключение договоров-соглашений с ОУ, разработка нормативной документации, по ее функционированию
Разработка модели сетевого взаимодействия ОУ МО «Мари-Турекский муниципальный район» на базе муниципального ресурсного центра
Январь-март 2008
директор школы
модель сетевого взаимодействия ОУ МО «Мари-Турекский муниципальный район»
комплектование группы учителей-экспериментаторов ресурсного центра
март-апрель 2008
зам. директора по научно-методической работе
списки учителей-экспериментаторов
организация работы семинара для учителей по теме: «Технология исследовательской деятельности учащихся»;
май 2008
Братухина Л.М.
Фаттахова Г.А.
план семинара
контроль хода экспериментальной работы
в течение всего этапа
директор школы
материалы внутришкольного контроля
Научно-методическое сопровождение
подбор литературы по проблеме, создание банка данных
январь-март 2008
зам. директора по научно-методической работе
картотека
подбор и разработка диагностических методик по выявлению интеллектуальных особенностей личности школьника
февраль-март 2008
психолог школы
диагностические анкеты, рекомендации
организация работы творческих групп совместно с работой методических объединений;
формирование целей и задач этапа
январь-февраль 2008
зам.директора по научно-методической работе, руководители МО
совместное сетевое планирование
проведение первого этапа работы
январь-март 2008
Братухина Л.М.,
Фаттахова Г.А.
план работы на первый этап
консультирование учителей экспериментаторов
март-апрель 2008
зам.директора по научно-методической работе
групповые и индивидуальные консультации
подготовка отчетных материалов по итогам работы на первом этапе
май 2008
учителя-экспериментаторы
отчетные материалы
Экспериментальная работа учителей
освоение методики организации проектной и исследовательской деятельности в учебном процессе
январь-март 2008
зам.директора по научно-методической работе, учителя-экспериментаторы
учебные материалы,
занятия с учащимися
разработка учебных проектов для работы в урочной и внеурочной формах
апрель-май 2008
учителя-экспериментаторы
учебные материалы,
занятия с учащимися
организация и осуществление учебных проектов;
их методическое описание и анализ
апрель-май 2008
учителя-экспериментаторы
учебные материалы,
занятия с учащимися
План реализации проекта на IIэтап работы:
Содержание работы
Сроки
Исполнители,
ответственные
Формы представления результата
1
2
3
4
Организационно-управленческие аспекты
уточнение состава группы
учителей-экспериментаторов
август ежегодно
директор школы, зам. директора по ЭР
списки учителей
обеспечение школы современными компьютерами и оргтехникой
на протяжении реализации проекта
директор школы, замдиректора по ЭР
два кабинета информатики и медиацентр
проектирование и организация работы по созданию информационного образовательного пространства МО «Мари-Турекский муниципальный район» и медиацентра на базе муниципального ресурсного центра
август-октябрь 2008
директор школы, зам. директора по ЭР
схема компьютерного обеспечения УВП и экспериментальной работы
формирование медиа- и информационного наполнения медиатеки для информационной поддержки исследовательской деятельности учащихся
2008-2011 гг.
директор школы, замдиректора по ЭР
каталог
контроль хода экспериментальной работы
2008-2011 гг.
директор школы, замдиректора по ЭР
материалы внутришкольного контроля ЭР
Научно – методическое сопровождение
планирование второго этапа ЭР
август 2008
директор школы, замдиректора по ЭР
план работы на второй этап
разработка нормативных документов, обеспечивающих деятельность экспериментальной площадки:
«Положения о НОУ» муниципального ресурсного центра;
«Положения о научно-практической конференции школьников» МО «Мари-Турекский муниципальный район»;
«Положения об олимпиаде школьников» МО «Мари-Турекский муниципальный район»; и др
август 2008
зам.директора по научно-методической работе, руководители МО
приказы, локальные акты
организация работы семинара по теме «Виды исследовательских работ»;
октябрь
2008-2011
зам.директора по научно-методичес-кой работе
план семинара
организация работы семинара по теме «Методология научного творчества»;
ноябрь
2008-2011
зам.директора по научно-методичес-кой работе
план семинара
организация работы семинара по теме «Этапы работы в рамках научного исследования»;
декабрь 2008-2011
зам.директора по научно-методичес-кой работе
план семинара
организация работы семинара по теме «Оформление исследовательских работ»;
февраль
2008-2011
зам.директора по научно-методической работе
план семинара
организация работы семинара по теме «Представление результатов научно-исследовательской работы»;
март-апрель
2008-2011
зам.директора по научно-методической работе
план семинара
организация работы семинара по теме «Практические советы юным исследователям»;
ноябрь
2009-2011
зам.директора по научно-методической работе
план семинара
участие учащихся в конкурсах по широкому кругу исследовательских проблем; в научно-практических конференциях (школьных, районных, республиканских, межрегиональных, всероссийских);
в течение эксперимента
Директор школы,
зам.директора по научно-методической работе, учителя-экспериментаторы
Грамоты, дипломы, сертификаты за участие
осуществлять связи и сотрудничество с ВУЗами с целью повышения методического уровня по организации исследований;
на протяжении реализации проекта
Директор школы,
зам.директора по научно-методической работе
привлекать выпускников школы – студентов ВУЗов руководителями ученических исследовательских работ;
в течение эксперимента
Директор школы,
зам.директора по научно-методической работе
консультирование учителей экспериментаторов
на протяжении реализации проекта
зам.директора по научно-методичес-кой работе
групповые и индивидуальные консультации
подготовка отчетных материалов по итогам работы на втором этапе
май ежегодно
учителя-экспериментаторы
отчетные материалы
Экспериментальная работа учителей
планирование работы второго этапа
сентябрь 2008-2011
зам.директора по научно-методичес-кой работе, учителя-экспериментаторы
план ЭР
выделение тематических блоков в программе экспериментально преподаваемых курсов, описание содержания, определение предметных ЗУН, общешкольных УН и проектно-исследовательских УН
октябрь 2008-2011
зам.директора по научно-методической работе, руководители МО, учителя-экспериментаторы
рабочие материалы
совместное планирование и координированное проведения занятий по предметам экспериментального преподавания
Начало учебного года 2008-2011
зам.директора по научно-методической работе, руководители МО, учителя-экспериментаторы
рабочие материалы
проведение открытых уроков экспериментального преподавания, творческих отчетов педагогов-экспериментаторов
ежегодно по графику
зам.директора по научно-методической работе, руководители МО, учителя-экспериментаторы
анализ посещенных уроков, творческих отчетов
разработка учебных проектов для работы в урочной и внеурочной формах
зам.директора по научно-методической работе, руководители МО, учителя-экспериментаторы
рабочие материалы
организация и осуществление учебных проектов;
их методическое описание и анализ
зам.директора по научно-методической нботе, руководители МО, учителя-экспериментаторы
занятия с учащимися
разработка совместной исследовательской работы « Туристический паспорт МО « Мари-Турекский муниципальный район»
План реализации проекта на IIIэтап работы:
Содержание работы
Сроки
Исполнители,
ответственные
Формы представления результата
1
2
3
4
Организационно-управленческие аспекты
уточнение состава группы учителей-экспериментаторов
август ежегодно
директор школы, замдиректора по ЭР
списки учителей
обеспечение школы современными компьютерами и оргтехникой
на протяжении реализации проекта
директор школы, замдиректора по ЭР
два кабинета информатики и медиацентр
формирование медиа- и информационного наполнения медиатеки для информационной поддержки проектной деятельности учащихся
2011 г
директор школы, замдиректора по ЭР
каталог
контроль хода экспериментальной работы
2011 г
директор школы, замдиректора по ЭР
материалы внутришкольного контроля ЭР
Научно – методическое сопровождение
планирование третьего этапа экспериментальной работы
сентябрь-октябрь 2011 г.
Директор школы, замдиректора по ЭР
план работы
планирование и организация республиканского семинара «Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебно-воспитательной системе в условиях ресурсного центра»
ноябрь 2011 г.
Директор школы, замдиректора по ЭР
материалы семинара
консультирование учителей-экспериментаторов
в течение этапа
зам.директора по научно-методической работе
групповые и ндиивидуальные консультации
выпуск методических бюллетеней о работе экспериментальной площадки
в течение этапа
зам.директора по научно-методической работе
бюллетени, совместная газета
сравнительный анализ результатов на поисковом, формирующем и обобщающем этапах эксперимента
ноябрь-декабрь 2011 г.
психолог школы
материалы анализа
проведение промежуточного и по итогам эксперимента самоанализа экспериментаторов
ноябрь-декабрь 2011 г.
учителя-экспериментаторы
материалы самоанализа
подготовка отчетных материалов
ноябрь-декабрь 2011 г.
зам.директора по научно-методической работе, учителя-экспериментаторы
отчетные материалы
Экспериментальная работа
проведение диагностики и обобщение реализации проекта
август-декабрь 2011 г.
психолог школы, зам.директора по ЭР
рабочие материалы
проведение открытых уроков экспериментального преподавания
в течение реализации проекта
учителя-экспериментаторы
анализ посещенных уроков
методический анализ результатов и хода осуществления проекта
сентябрь-декабрь 2011 г.
зам.директора по ЭР
рабочие материалы, публикации в школьной методической газете «Мастер-класс»
Масштаб эксперимента:
Экспериментальная работа рассчитана на 4 года, претендует на статус республиканской экспериментальной площадки.
Материально-технические условия:
В реализации научно-исследовательского проекта в МОУ « Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа » предполагается использовать следующий фонд имеющихся технических средств:
Наименование средств
Количество ( шт.)
компьютер
16
принтер
5
сканер
2
копировальная техника
1
проектор
1
ноутбук
1
Web- камера
1
модем
2
микрофон
3
магнитофон
4
Музыкальный центр
1
Ожидаемые результаты:
Формирование познавательной, коммуникативной и общекультурной компетентности учащихся;
Формирование компонентов исследовательской культуры учащихся;
Обеспечение готовности учащихся к продолжению образования на всех этапах обучения;
Повышение самореализации учащихся: участие учащихся в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, проектах различного уровня;
Создание программы развития исследовательских умений учащихся в процессе обучения;
Создание условий для постоянного совершенствования методологической культуры учителя;
Создание информационного банка материалов по исследуемой проблеме;
Расширение сотрудничества с ВУЗами по организации исследовательской деятельности учащихся;
Сетевая организация позволит взаимодействовать с каждым напрямую, что обеспечит максимальную эффективность сетевого взаимодействия.
Механизм оценки результатов:
Мониторинг успешности проекта будет проводиться участниками проекта: администрацией, учителями Муниципального образовательного учреждения «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа», методистами районного отдела образования и по делам молодежи администрации Муниципального образования «Мари-Турекский муниципальный район».
На каждом возрастном уровне будет оцениваться:
количество учащихся, вовлеченных в творческую, исследовательскую деятельность в условиях ресурсного центра;
сформированность у них общеучебных и проектно-исследовательских умений и навыков;
число победителей и призеров различного уровня конкурсов;
круг исследовательских проблем, охватываемый участниками эксперимента.
Для оценки успешности будут применяться различные процедуры:
анкетирование участников проекта
анализ результатов участия учащихся в работе конкурсов, научно-практических конференциях;
анализ отчетов руководителей ученических исследовательских работ;
рецензии преподавателей ВУЗов – консультантов ученических исследовательских работ.
Эффективность проекта:
Главным достижением проекта «Школьное научное общество как фактор развития интеллектуальной одаренности учащихся в условиях муниципального ресурсного центра» будет:
овладение учащимися общими учебными и специальными исследовательскими навыками;
овладение учителями видами продуктивной (творческой, исследовательской) деятельности;
создание условий для самореализации одаренных учащихся через организацию работы научного общества школьников муниципального ресурсного центра;
коллективная педагогическая деятельность в создании информационно-методического обеспечения процесса развития творческих способностей учащихся.
Результаты проекта будут опубликованы и распространены во всех муниципальных образованиях Республики Марий Эл.
Успешность реализации проекта повысит престиж школы в социуме.
Дальнейшее развитие проекта:
Благодаря реализации проекта у педагогов ресурсного центра появится возможность эффективно развивать творческие способности учащихся, повысится готовность учеников использовать усвоенные знания, учебные умения навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
С целью распространения опыта планируется проведение республиканских семинаров на базе муниципального образовательного учреждения «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа».
Бюджет проекта:
Сроки исполнения проекта: январь 2008- декабрь 2011гг