3. Продолжить работу по воспитанию любви к сказкам.
4. Воспитывать у детей положительные человеческие качества.
Оборудование:
Портрет Андерсена, цитата «Что за прелесть эти сказки…», «Сказка ложь, да в ней намёк- добрым молодцам урок», книги со сказками, презентация, корзинка с волшебными вещами.
Ход урока:
Организационный момент.
Книга- это всегда путешествие. Только книга может перенести нас в далёкое прошлое, дать возможность почувствовать себя настоящим рыцарем.
Чтение книги – это приобщение к волшебству. И сегодня мы отправимся в путешествие по книгам Г.Х. Андерсена в интересную страну Данию. (выставка книг)
Ход урока:
1. БЕСЕДА.
-Ребята, а вы любите сказки? Сказок очень много.
-А чем сказки отличаются от других произведений?
(вывешиваю плакат: )Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. (Сказка всегда чему-то учит)
-А кто пишет сказки?
-А как вы думаете, почему до сих пор сочиняют сказки?
-Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами.
Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Великий писатель А. С. Пушкин восхищался сказками и однажды сказал: «Что за прелесть эти сказки»
-А как вы понимаете смысл этих слов? «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»
-Да, в сказке много волшебного, но она мудра и поучительна.
Читайте Андерсена, дети!
Так увлекают сказки эти
И может быть, ответ найдёте сами:
Где в сказке ложь, а что намёк
И «добрым молодцам урок»
- И так, нам пора отправляться в путешествие.
(садимся на ковёр-самолёт, закрываем глаза, звучит музыка)
Знакомство с Данией. Жизнь и творчество Андерсена.
-В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало:
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…
-Родина Андерсена – Королевство Дания.
-Дания располагается на 406 островах. На острове под названием Зеландия стоит столица Дании Копенгаген. Его название переводится как «торговая гавань».
-Родной город Андерсена, Оденсе, расположен на острове Фюн. От острова Зеландия он разделен проливом Большой Бельт. Чтобы перебраться с одного острова на другой, надо проехать по 18-километровому мосту.
-2 апреля 1805 года в скромном домике прачки и сапожника родился мальчик. Назвали его Ганс Христиан Андерсен. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал их по своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребёнком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чём всегда мечтал. А мечтал он обо всём, что только могло придти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в угол и сам разыгрывал для себя спектакли. Чего он только не переделал в юные годы - и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев.
-В 1819 году, когда ему было 15 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актёром. Но дирекцию театра привлёк не актёрский талант, а писательский дар Андерсена.
-В 1835 году, когда ему исполнилось 30 лет, он издал 3 сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей»
Всего Андерсен написал 170 сказок.
В настоящее время без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя – Это Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена ,которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.
- А вот как выглядит современный Копенгаген.
Это улица, по которой возвращался домой великий писатель.
-В родном городе Андерсена есть музей. Здесь собраны документы, письма, личные вещи и книги сказок Андерсена на всех языках мира.
-Это чернильница и перо сказочника, которые хранятся в музее.
-Датчане чтят память своего великого соотечественника. В Копенгагене, в Королевском саду, стоит памятник Андерсену. На нем высечены слова: "Воздвигнут датским народом".
-А это замок, куда однажды пришла промокшая от дождя принцесса.
-Любимая сказка датских мальчишек, конечно «Стойкий оловянный солдатик», поэтому гуляя по Копенгагену можно часто увидеть бумажные кораблики, которые путешествуют по улицам города.
-А если заглянуть в окна домов, то кажется, что вот-вот из них выглянут Кай и Герда.
-Вход в Копенгагенский порт охраняет статуя Русалочки, героини одной из самых чудесных сказок Андерсена.Одиноко грустит на камне в ожидании своего принца
.
Из каких сказок эти отрывки?
.
Да, хорошо жилось детям! Но скоро все пошло по-другому
Умерла их мать, и король женился снова. Мачеха была злая колдунья и невзлюбила бедных детей. В первый же день, когда во дворце праздновали свадьбу короля, дети почувствовали, какая злая у них мачеха. Они затеяли игру "в гости" и попросили королеву дать им пирожных и печёных яблок, чтобы накормить своих гостей. Но мачеха дала им чайную чашку простого песка и сказала:
- Хватит вам и этого!(Дикие лебеди)
- А ну-ка покажи мне яйцо, которое не лопается, - сказала старая утка. - Наверняка это индюшечье яйцо. Вот точно так же и меня однажды провели. Ну и было же мне с этими индюшатами хлопот, скажу я тебе! Никак не могла заманить их в воду. Уж я и крякала, и толкала - не идут, да и только! Ну-ка, покажи яйцо. Так и есть! Индюшечье! Брось его да ступай учи деток плавать!(Гадкий утёнок)
Потом она пошла домой и посадила ячменное зернышко в цветочный горшок.
Только она его полила, зернышко сразу же проросло. Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок, вроде тюльпана. Но лепестки цветка были плотно сжаты: он еще не распустился.
- Какой прелестный цветок! - сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки.
В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был, в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. (Дюймовочка)
- Видишь вон то старое дерево? - сказала ведьма, показывая на дерево, которое стояло неподалеку. - Оно внутри пустое. Влезь наверх, там будет дупло, ты и спустись в него, в самый низ! А перед тем я обвяжу тебя веревкой вокруг пояса, ты мне крикни, и я тебя вытащу.(Огниво)
Как-то к вечеру разыгралась страшная буря; сверкала молния, гремел гром, дождь лил как из ведра, ужас что такое! И вдруг в городские ворота постучали, и старый король пошел отворять. У ворот стояла
принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с ее волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток.(Принцесса на горошине)
5.Волшебная корзинка
Задания для викторины
1. Из каких сказок эти вещи?
Учитель показывает предметы, дети должны назвать героя сказки Андерсена.