Закон сохранения энергии и тепловые процессы. Внутренняя энергия.
Задачи:
обучающие: знать определение внутренней энергии и факторы, влияющие на её величину; единицы измерения, обозначение внутренней энергии;
развивающие:уметь приводить примеры изменения внутренней энергии в природе и технике; описывать процессы превращения энергии при взаимодействии тел; изменения энергии при совершении работы и теплопередачи;
воспитательные:обогатить знания учащихся о законе сохранения энергии, а также об эффективном использовании энергии в быту.
Таблица 1
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из таблицы 2)
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Вре-мя (в мин.)
1.
Оргмомент. Введение в тему урока.
Постановка целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализация мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала.
Восприятие проблемы урока при постановке целей учителем.
1
2.
Повторение изученного материала.
Газообразное агрегатное состояние, 1.
Жидкость (вода), 2.
Твердые вещества,3.
Систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся. Форма рассказа, беседы учителя с учащимися.
Обобщение и систематизация имеющихся знаний, включение в беседу с учителем.
5
3.
Контроль знаний по теме «Агрегатное состояние вещества»
Проверка знаний по теме «Агрегатные состояния вещества», 4.
Выявление уровня сформированности знании, умений и навыков учащихся, установление недостатков в овладении учебным материалом.
Применение всех знаний, умений и навыков учащихся по данной теме.
10
4.
Проверка работы учащихся
Самооценка уровня изученного материала по итогом контроля знаний.
4
Изучение нового материала
5.
Виды механической энергии
Беседа с классом, направленная на обобщение знаний по теме «Механическая энергия» на примере демонстрации пружинного и нитяного маятника.
Обобщение и систематизация имеющихся знаний, включение в беседу с учителем.
4
6.
Превращение механической энергии
3
7.
Превращение механической энергии во внутреннюю
Внутренняя энергия вещества, 5
Введение понятия на основе демонстрации интерактивной модели.
Коллективная учебно-познавательная деятельность.
4
8.
Внутренняя энергия
Внутренняя энергия, 6
Закрепление введенного понятия, беседа на основе просмотра слайд-шоу
Коллективная учебно-познавательная деятельность.
5
9.
Способы изменения внутренней энергии
Изменение внутренней энергии путем совершения работы, 7.
Изменение внутренней энергии путем теплообмена,8.
Демонстрация опытов. Постановка проблемы. Организация групповой работы. При подведении итогов – просмотр анимации.
Групповая творческая работа по поставленной проблеме.
4
Обобщение изученного на уроке
10.
Демонстрации
Закрепление изученного на основе объяснения проведенных опытов на данном этапе урока
Коллективная работа над поставленными вопросами.
4
11.
Подведение итогов урока, домашнее задание
Подача и комментирование домашнего задания
Индивидуальная работа
1
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА
Закон сохранения энергии и тепловые процессы. Внутренняя энергия.
Таблица 2
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
Использование информационных технологий позволяет мне достигнуть поставленных целей (как образовательных, так и воспитательных), сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики гимназии.
Использования ЭОР на уроке «Закон сохранения энергии и тепловые процессы. Внутренняя энергия» позволяет:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация): на этапе повторения изученного материала, постановки проблемы при изучении нового материала использование анимации способствует значительному усилению обучающего эффекта, способствует визуализации учебного процесса, представлению анимационных результатов, имитационному моделированию различных процессов в реальном времени обучения (газообразное агрегатное состояние, жидкость (вода), твердые вещества – при повторении и обобщении изученного; внутренняя энергия, изменение внутренней энергии путем теплообмена и совершения работы – при подаче нового материала); применение иллюстрации «Внутренняя энергия вещества» помогает «увидеть» определение целиком, а так же проиллюстрировать все компоненты входящие в данное определение;
- усовершенствовать контроль знаний (добавление в текст заданий анимационных моделей, позволяющих ребенку объяснить увиденный процесс);
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока (оперативность проверки знаний, организация коллективной, групповой, парной учебно-познавательной деятельности).
Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний.