Официальный сайт panajotov 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Размещено: Александра Рафиковна Ширазян - сб, 29/10/2011 - 16:59

 

А.Р. Ширазян

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)   

ТОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Котовска»,

 

      Современный человек стремится реализовать себя, развивая свои способности и проявляя возможности. Что же делать семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья?  Помощь детям с ограниченными возможностями требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий. Опыт работы социально-психологической службы нашей школы показал необходимость социально-педагогической  и психологической поддержки родителей детей с ограниченными  возможностями, в первую очередь матерей, включающую в себя обследование их психологического состояния, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной  и практической помощи. Главной целью нашей работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок у родителей.

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем своего ребенка. Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект - эмоциональное состояние самих родителей. Для всех без исключения родителей «особых» детей характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, не вникая глубоко в сущность сложившейся ситуации, часто пренебрежительно относятся к данной категории родителей, полагая, что причиной рождения у них ребенка – инвалида стал неправильный образ жизни. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без оценки. Беседы с социальным педагогом и психологом – это единственная возможность спокойно, без стеснения пообщаться, расслабиться, задать трудные вопросы.

При работе с такими семьями мы выделяем следующие задачи:

-формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;

-развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;

-оптимизация родительско-детских отношений;

-гармонизация супружеских отношений;

-совершенствование коммуникативных форм поведения;

-формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

      Во время индивидуальных консультаций мы предоставляем родителям информацию о возможностях психологической разгрузки и снижения уровня эмоциональных переживаний, связанных с выполнением необычной родительской роли.

     Часто родители отчаянно сопротивляются диагнозу, завышая требования к ребенку. Мы в беседах формируем адекватное отношение к ребенку, помогаем принять диагноз своего ребенка, принять ситуацию и ребенка такими, какие они есть.

      Часто приходиться сталкиваться с тем, что в основе заявляемых проблем лежит чувство стыда перед окружающими, поэтому работа проводится очень деликатно.

      Очень часто в семьях, воспитывающих «особого» ребенка, возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что доставляет ребенку большие страдания. При работе с такими родителями мы стараемся нейтрализовать проблему, гармонизируя родительско-детские отношения.

      Как показывает наш опыт, всем семьям, имеющим ребенка-инвалида, требуется социально-психологическая поддержка. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Важно, чтобы семья не замыкалась на своем горе, не «уходила в себя», не стеснялась своего больного ребенка. Великолепен опыт Котовской городской службы «Доверие», объединяющий всех молодых инвалидов, в которой и наши воспитанники частые гости.

      Семьи с больными детьми могут функционировать так же, как и обычные семьи, ничем от них не отличаясь. Такая семья становится дисфункциональной лишь в том случае, если концентрируется на болезни, «несет свое несчастье». В нашей школе с огромным уважением можно назвать многие мужественные семьи, сохранившие теплый семейный очаг во благо своих любимых детей.

      Воспитание ребенка с нарушениями в развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, привлекательность и оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи. Мы считаем, что наилучший способ помощи «особым» детям – это помощь их родителям, и всегда призываем к этому всех работников нашей школы (не только педагогов).

 

Литература:

1.     С.В.Левчук. Социальный педагог в образовательном учреждении интернатного типа

2.     И.С.Кон. Социализация

3.     ОПМПК. Методические рекомендации для специалистов интернатных учреждений по подготовке воспитанников к будущей семейной жизни


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн