Урок развития речи в 7 классе. Сочинение - описание внешности человека по картине И.В.Рафикова «Величие Г.Тукая»
Submitted by Алсу Альфридовна Хисмятова on Fri, 28/10/2011 - 22:43
Ход урока .
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
Ребята, давайте представим, что сегодня мы с вами в гостях у заслуженного деятеля искусств РТ Искандера Рафиков а, который познакомит нас со своей картиной «Величие Габдуллы Тукая» Как видите, здесь чувствуется дух поэта. Нас окружают сказочные герои, книги поэта,
про изведения искусства, посвященные великому поэту.
Мы сегодня не просто в гостях, но и обогащаем свои знания о Тукае и о художнике, живущем в Татарстане, черпаем богатый материал для предстоящего сочинения-описания. Научимся описывать картину, составлять портрет ее героя, строить словосочетания и предложения с прилагательными др. частями речи, чтобы ввести их в текст сочинения.
Учитель:Каких художников, живущих в Татарстане, вы знаете?
Учитель: Молодцы! У меня в руках книга «Художники Татарии». Здесь очень много имен художников, живописцев, живущих в Татарстане, к сожалению, многих из них среди нас уже нет. (Краткий просмотр книги)
Работа со словарем искусствоведческих терминов.
Учитель: Ребята! Вот мы говорим живописец, художник, изобразительное искусство, а кто из вас сможет объяснить, что означают слова - «живопись», «живописец».
Ученик: Живопись-это изобразительное искусство.
Живописец-художник, занимающийся живописью.
Учитель: Попробуйте перевести эти слова на татарский язык.
Искандер Валиуллович Рафиков родился 5 октября 1929. в городе Казани (в Ново-Татарской слободе). Учился в татарской школе № 13.
В своей автобиографии он пишет: «С самого раннего детства, насколько себя помню, я радовался жизни. Меня радовало солнце, мороз, игры, катание на салазках, лыжах - ощущение полноты жизни, радости, бытия. И это несмотря на холодные, и голодные, суровые военные годы!» Его самым любимым занятием было рисование. Никто ему в этом не препятствовал. Наоборот, внимательно изучив его детские рисунки, решили отвести во взрослую изостудию, поскольку тогда специальной школы не было.
Строгая, внимательная и одновременно добрая Татьяна Александровна Фирсова велела нарисовать ему зиму. Увидев, как рисует мальчик, она подошла к нему, погладила по голове, сказала: «Молодец! Из тебя выйдет толк). Искандер знал, что будет художником.
Беседа о Тукае. - Итак. Вы видите на картине Г.Тукая.
Что вы о нем знаете?
Ответы уч-ся: Родился в деревне, когда Тукаю, было 5 месяцев, умер его отец. Вскоре и мать умерла. Тукай остался сиротой. Его воспитывал дедушка, затем он попадает в деревню Кырлай. Тукай поступает в медресе, здесь он формируется как поэт.
(Учащиеся читают стихотворение «Туган тел) на татарском и на русском языках под мелодию «Родная деревня»)
Слово учителя о Тукае.
Учитель: С каким поэтом русской литературы перекликается творчество Тукая?
Ученик: Лермонтов, Пушкин и др.
Учитель: Правильно.
Так, в стихотворениях Лермонтова «Дума» и Тукая «Молодежь» выражены горестные раздумья поэтов о судьбах молодежи своего поколения, дан глубокий анализ социальных пороков и причин, их породивших. Тукая и Лермонтова сближает сознание ответственности за свое время, свое поколение. Общественная тема для обоих поэтов становится глубоко личной.
В лирике Лермонтова и Тукая есть еще одна тема, сближающая их - тема одиночества.
Сопоставим два стихотворения:
Лермонтов пишет: Без друга лучше дни влачить ...
Чем два удара выносить
И сердцем о двоих крушиться! ..
Далее пропитаем отрывок из стихотворения Тукая:
Без милой, друг, куда умней на свете жить,
Чтоб одному не двум за все в ответе быть.
Кто одинок - тот две души не отдает,
И дважды он предсмертных мук не познает.
Не трудно заметить, что оба стихотворения овеяны настроением грусти и одиночества, являлись своеобразной формой протеста против существующей действительности.
III. Анализ картины.
- Итак, ребята, мы с вами окунулись в мир Тукая, в мир поэзии и живописи. Вы очень многое знаете о Г. Тукае. А теперь давайте поговорим о картине.
Учитель: Перед вами портрет Г.Тукая и картина художника И Рафикова.
Удалось ли И. Рафикову точно передать внешний облик Г.Тукая, схожи ли эти два портрета?
Ученик: Да. Мне кажется, что И.Рафиков изобразил дорогого ему человека, потому что с такой точностью можно изобразить только близких душе людей, кажется, ему удалось заглянуть в душу великого поэта.
Учитель: Помните, что о внешности человека можно рассказать, используя разные способы выражения признака: можно употребить одно слово, можно использовать словосочетание, а можно и целый фрагмент текста. Слова какой части речи мы будем часто использовать при описании внешности?
Ученик: Имена прилагательные, глаголы и др. части речи.
Учитель: Давайте вспомним, какие типы речи существуют? И что характерно для них?
Ученик: Описание, повествование, рассуждение.
Учитель: А что такое описание?
Ученик: Описание - это изображение, какого- либо явления путем перечисления.
Учитель: Какие цвета использовал художник при описании картины?
Ученик: Художник использует тёмные краски, наверное, он хочет подчеркнуть этим напряженность мыслей, тревогу.
Учитель: О чем, по-вашему, думает поэт?
Ученик: Мы не можем предугадать его мысли, но по его взгляду, по лицу можно лишь сказать, что он думает о чем - то величественном, может, обдумывает какое-то новое произведение.
Учитель: Какие черты характера сумел выразить живописец?
Ученик: Всматриваясь в картину, на выражение лица, в глаза, можно судить, что перед нами умный, целеустремленный, молодой, красивый человек.
Учитель: Опишите его позу, фигуру, выражение лица, одежду. А чтобы легче справиться, давайте составим таблицу.
Поза
Стоит прямо, одна рука согнутая, будто он что-то вспоминает или читает про себя стихотворение
Лицо
Круглое, доброе, открытое, с темными и не очень густыми бровями, прямой нос, широкий лоб без морщин, толстые губы, с морщинами в уголках губ, скулы широкие, волевой подбородок.
Глаза
Карие, умные, бездонные, устремленные вдаль.
Взгляд
Выразительный, внимательный, сосредоточенный.
Волосы
Темные. короткие, легкий ветерок слегка треплет густые волосы.
Одежда
Темное, строгое пальто, застегнутое на все пуговицы, белая рубашка со строгим
галстуком, черные брюки, черные ботинки.
Учитель: Что еще используется при описании внешности человека?
Ученик: Возраст, пол, цветогамма, фон, окружение, место расположения детали.
Учитель: Какие глаголы вы будете использовать при описании картины? Например: изобразил ...
Ученик: Показал, нарисовал, передал, запечатлел
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь попробуем составить план к сочинению.
Составление плана сочинения-описания.
Введение. Г.Тукай - татарский народный поэт.
Основная часть. Образ поэта в картине И.Рафикова.
I. Внешний облик поэта:
а) черты лица;
б) поза;
в) одежда;
г) фон картины.
II. Черты характера.
III. Отношение художника к поэту.
Заключение. Мое отношение к картине.
Устное описание картины« Величие Г. Тукая» по составленному плану.
IV. Итог урока.
( Звучит мелодия татарской народной песни «Аллюки» )
Учитель: Итак, мы сегодня подготовились к написанию сочинения по картине. Научились составлять план к сочинению - описанию, применять в своем сочинении различные части речи, ближе познакомились с творчеством художников, живущих в Татарстане, и узнали, что Тукай жил и будет жить в сердцах людей.
VI. Домашнее задание.
Написать сочинение- описание по картине И. Рафикова « Величие Г. Тукая».