Submitted by Виктория Владимировна Вывденко on Fri, 28/10/2011 - 06:15
Внеклассное мероприятие о Ю.А. Гагарине
Мероприятие посвящено герою Советского союза, первому в мире космонавту Ю.А. Гагарину
Действующие лица:
Ведущий
1 участник
2 участник
3 участник
4 участник
Ведущий. Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в гости к герою Советского союза, первому в мире космонавту Ю.А. Гагарину
1 участник. БИОГРАФИЯ
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе КлушиноГжатского района Смоленской области, недалеко от города Гжатск, который ныне переименован в Гагарин. По происхождению является выходцем из крестьян: отец — Алексей Иванович Гагарин (1902 —- 1973) плотник, мать Анна Тимофеевна Матвеева (1903 —- 1984) — свинарка. Детство он прожил в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года, пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы и учёба прервалась. Два года деревня была оккупирована немцами. 9 апреля 1943 года, деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.
24 мая 1945 года, семья Гагариных переехала в Гжатск (ныне Гагарин). В мае 1949 года, Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище №10. Одновременно, поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.
В августе 1951, Гагарин поступает в Саратовский индустриальный техникум и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году, Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18.
27 октября 1955 года, Гагарин был призван в армию и отправлен в Оренбург в 1-е военно-авиационное училище летчиков имени К. Е.Ворошилова. 25 октября 1957, Гагарин училище закончил.
В 1959, женился на Валентине Ивановне Горячевой.
9 декабря 1959 года, Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала еще одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полетов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.
Ведущий. И вот долгожданный полет, сколько волнения перед стартом. Есть что сказать своим соотечественникам и всем жителям ЗЕМЛИ!
2 участник. ЗАЯВЛЕНИЕ Ю.А.ГАГАРИНА ПЕРЕД СТАРТОМ
Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов !
Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полет. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем?
Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос... Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если тем не менее я решаюсь на этот полет, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников - советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю все, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа.
Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.
Мне хочется посвятить этот первый космический полет людям коммунизма - общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле.
Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких !
До скорой встречи !
Ведущий: Семья – это самое дорогое, что есть у человека, с трепетом мы вчитываемся в строки письма Ю.А. Гагарина перед стартом для своей семьи.
3 участник. ПИСЬМО.
Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка!
Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу – проложить первую дорогу в космос!
Можно ли мечтать о большем? Ведь это – история, это – новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствуювас рядом с собой.
В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества – коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолетную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца.
Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то еще в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке.
Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы.
Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко- накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра. 10.04.61 г.
Гагарин
12 апреля 1961 года.
Ведущий: Не все складывалось благополучно, надо было предусмотреть все.
3 участник.ПОЛЁТ В КОСМОС
Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос, всего было двадцать человек. Они не были лучшими пилотами страны, претендентов отбирал сам Королёв, важен был рост, вес и здоровье. Ракета, на которой предстояло лететь, была спроектирована для отправки ядерной боеголовки до США. Марк Галлай — человек, который подготавливал их к полёту — однажды сказал очень точно: «В любом авиационном полку можно было набрать двадцать таких лётчиков…». Из двадцати претендентов отобрали только шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое — «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане — «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье — «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым.
Ведущий: Мы ввами тоже можем сейчас соприкоснуться с волнующими моментами первого на ЗЕМЛЕ путешествия в космос «На старт!»
(Кино документ «Старт»)
Ведущий: Как это было?
4 участник. ПОЛЁТ
Перед стартом
Старт корабля «Восток» был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:25:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса. Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар в близлежащем военном аэропорту засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат, — а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две.
Первыми землянами, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
Ведущий: Победа. Счастье без границ. Ликует вся страна. Весь мир!
1 участник.ВСТРЕЧА НА ЗЕМЛЕ
Из Энгельcского аэропорта вылетел вертолёт Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было, ситуацию прояснили местные жители, они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали и вертолёт полетел на базу в Энгельcский аэропорт, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».
В Энгельcском аэропорту Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму советского правительства. На «Победе» Гагарина повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой. К полудню на Энгельcский аэродром с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течении трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Брежневу и Хрущёву о выполнении полёта. После доклада Гагарин погрузился на самолёт Ил-14 и полетел в Самару (тогда Куйбышев). Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, народу собралось неимоверно, подъехало местное партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после Гагарина в Самару прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос. А уже в 11 все спали, сказалась накопившаяся усталость.
2 участник. МИРОВАЯ ИЗВЕСТНОСТЬ
ВСТРЕЧА В МОСКВЕ
Первоначально, никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Хрущёв. По словам Сергея Хрушёва: «Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: „Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании“. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: „Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте“. Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором». Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.
За Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из МИГов. Самолёт прилетел в аэропорт Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём. Огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин (по пути у него отстегнулась подтяжка на носке, но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя запнуться и упасть), под звуки оркестра, исполняющего старинный авиационный марш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущеву:
— Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено…
Дальше была поездка в открытой машине, Гагарин стоял во весь рост и всех приветствовал. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. В роддомах прошли стихийные акции, всех младенцев назвали Юрами. Гагарину Никита Хрущёв дал на Красной площади Золотую звезду «Героя Советского Союза» и новое звание «Летчик-космонавт СССР». После они вместе посетили в мавзолей Ленина. В самом Кремле приём был не сильно блестящий, яств было мало, вместо водки были грузинские вина. На следующий день была организована пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты. Конференция началась с вопроса Гагарину о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных, ныне живущих в США. На что Гагарин ответил:
«Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал».
Ведущий: Мировая известность, однако все просто, просто общение, признание, награды
3 участник.ЗАРУБЕЖНЫЕ ВИЗИТЫ
С Фиделем Кастро
Первой после полёта зарубежной поездкой для Гагарина стала поездка в Чехословакию. Он летел на обычном рейсовом Ту-104 на Прагу. Пассажиры рейса узнали Гагарина и кинулись к нему за автографами. А командир экипажа П. М. Михайлов пригласил его в кабину и дал ему в руки штурвал. В Чехословакии Гагарин посетил литейный завод и получил от местных рабочих сувенир — статуэтку литейщика. Правительство Чехословакии удостоило Гагарина звания «Героя Социалистического Труда ЧССР».
Далее путь Гагарина лежал в Болгарию. При подлёте к Софии болгарские лётчики встретили его почётным эскортом истребителей. Гагарин побывал в нескольких городах Болгарии, в Пловдиве и Софии его избрали Почетным гражданином города; побывал у «памятника Алеше».
В Финляндии Гагарин побывал дважды — в 1961 и 1962 годах.
В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии. Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нём штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков Великобритании. Там Гагарину вручили золотую медаль и диплом Почетного литейщика Англии.
Ведущий. Трагедия ошеломила всех. Погиб Ю.А. Гагарин. Скорбит вся страна, весь мир.
4 участник. ТРАГИЧЕСКАЯ ГИБЕЛЬ
Обстоятельства смерти Гагарина до сих пор доподлинно не известны. Существует ряд противоречивых версий его гибели. Официальная версия такова:
Самолёт УТИ МиГ-15 с Гагариным и его инструктором, Героем Советского Союза полковником Владимиром Серёгиным, разбился 27 марта 1968 года в 10:30 утра в районе деревни Новосёлово в 18 км от города Киржач Владимирской области. Это случилось в условиях плохой видимости — нижняя кромка облаков была в 300 м над землёй. Самолёт вошёл в штопор, для того чтобы вывести его, пилотам не хватило нескольких секунд. На ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина, в кармане у него нашли фотографию Королёва. Так же был найден отпечаток стрелок часов Гагарина, они остановились ровно в 10:30.
По одной из наиболее реалистичных версий, выдвинутой Николаем Федоровичем Кузнецовым, Серёгину последнее время нездоровилось: его часто рвало, и он жаловался на сердечные боли. Во время штопора Серёгину снова стало плохо, Гагарин отвлёкся и не вывел самолёт из штопора, а бросать друга в беде и катапультироваться не стал. За эту версию говорит то, что самолёт упал не под острым углом, и Гагарин пытался вытащить его из штопора. Кроме того, исследования останков подтвердили, что тело Гагарина до последнего момента было в движении, а тело Серёгина — нет, то есть возможно, что он потерял сознание.
Гагарин и Серёгин похоронены у Кремлёвской стены.
Ведущий. Как же это случилось , рассказывают современник
1 участник.Александр ЖУЛЕНКО. ГАГАРИН: ОТ ТРИУМФА ДО ГИБЕЛИ
Более 26 лет прошло с того момента, как мир узнал о страшной трагедии - гибели Героев Советского Союза Ю. А. Гагарина и В. С. Серегина. Это случилось в небе Владимирской области около деревни Новоселове. Юрий Гагарин совершал свой последний тренировочный полет с инструктором, после которого он мог бы летать самостоятельно... Для установления причин катастрофы была создана Правительственная комиссия. В ее состав входили видные ученые, военные, криминалисты. Однако они не смогли прийти к какому-либо единому выводу о причинах аварии самолета. Многих данных тогда недоставало, а некоторым фактам не уделялось достаточного внимания. Выводы комиссии и последовавшее официальное заключение противоречили здравому смыслу, кстати, большинство членов не были согласны с окончательными официальными выводами...
Именно это и послужило поводом к возникновению множества слухов и легенд, от самых фантастических до вполне реальных. Одной из самых популярных была версия о том, что причина гибели летчиков - диверсия. Подоплекой было то, что Гагарин якобы стал неугоден правящей верхушке, что он, пользуясь правами народного депутата, пытался противостоять режиму. Диверсия была так тщательно подготовлена, что никто не смог обнаружить никаких следов. Косвенно подтвердили эту версию показания свидетелей полета, якобы слышавших взрыв со стороны, где пролетал самолет Гагарина. Другой из свидетелей, находившихся перед полетом на аэродроме, заметил, что самолет Гагарина не полностью готов к полету и перед самым стартом устранялись неисправности. Именно тогда взрывное устройство могло попасть в самолет. Второй была версия о том, что Ю. Гагарин сильно злоупотреблял спиртным и в момент полета был пьян. Из-за этого он не справился с управлением, а с его инструктором В. Серегиным в самый критический момент случился приступ почечной недостаточности. Якобы подтверждением этому послужила медицинская экспертиза, которая обнаружила содержание алкоголя в теле Гагарина.
Существовала даже легенда о том, что Гагарин после того, как совершил первый в мире полет в космос, много ездил по миру и в одной из стран был завербован западными спецслужбами. Почувствовав за собой слежку и поняв, что его "рассекретили", он решил покончить с собой, тем самым сохранив славу первого космонавта. Тренировочный полет с инструктором стал той подходящей возможностью, которая ему позволила осуществить задуманное. Нельзя не упомянуть и экзотические слухи о том, будто в зоне полета, где Гагарин и Серегин выполняли задание, находился НЛО. Посредством телепатического внушения, исходившего из корабля пришельцев, экипаж был парализован, и самолет потерял управление...
Подобных легенд и слухов существовало и существует по сей день великое множество, но все эти домыслы несостоятельны. Они возникли из-за того, что Правительственная комиссия не обнародовала полной информации о случившемся. Эти слухи можно было предотвратить, рассказав еще в 1968 году всю правду о том, что же произошло в н бе Владимирской области.
В середине 80-х годов в прессе начали появляться публикации о гибели Гагарина и Серегина, в которых высказывали свою точку зрения члены Правительственной комиссии, ученые, военные и просто свидетели тех печальных событий. Среди них - доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР профессор С. М. Белоцерковский, летчик-космонавт А. А. Леонов и другие известные деятели. Однако в их статьях большое место уделялось событиям, мало связанным с последним полетом Гагарина. Недосказанность, неточности, умалчивание некоторых фактов породили множество новых версий и слухов, которые еще более осложнили выяснение истинных причин гибели первого космонавта. В этой статье хотелось бы проанализировать наиболее правдоподобные и логичные версии, сравнить их и, может быть, более четко представить то, что могло произойти с экипажем в его последнем полете.
УТРОМ 27 МАРТА 1968 ГОДА
После защиты дипломной работы в Академии Жуковского Ю. А. Гагарин приступил к летной практике - тренировочным полетам на самолете МИГ-15 УТИ. В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полетов общей продолжительностью 7 часов. На 27 марта был назначен последний контрольный полет с летчикоминструктором В. С. Серегиным. Погода в то утро была пасмурная. Вот как ее описала летчик-испытатель 1-го класса М. Л. Попович: "Хмурое мартовское утро. Слякоть, температура 5-7 С. Размытая сплошная облачность. Нижняя кромка облаков 100 метров, дымка, видимость несколько ухудшена. Верхний слой облаков на высоте 4500 метров".
Строгий предполетный медицинский .контроль оба летчика прошли успешно. Самолет и наземный комплекс наблюдения были тщательно подготовлены к полету. В 10.19 самолет с позывными 625-й, пилотируемый Гагариным и Серегиным, поднялся в воздух. По заранее намеченному плану им предстояло совершить два полета в зону и по кругу продолжительностью по 30 минут каждый. Полет должен был проходить между верхним и нижним слоями облаков, где была хорошая видимость.Итак истребитель взлетел, с экипажем поддерживалась постоянная радиосвязь, на командном пункте за самолетом постоянно следили радиолокационные станции. Все проходило по плану, о чем свидетельствуют данные радиообмена с летчиками. В 10.30 Гагарин сообщил об окончании задания и попросил разрешения развернуться и лететь на базу. Это' было его последнее сообщение, связь с самолетом вдруг оборвалась. Трудно было предположить, что же могло случиться с 625-м. Но, когда, по расчетам, у самолета кончилось топливо, все, кто был на аэродроме, поняли - произошло что-то серьезное. В зону пилотирования немедленно были высланы вертолеты. Поиск продолжался более 3 часов. Наконец в 14.50 одному из вертолетов удалось обнаружить обломки самолета МИГ-15 УТИ примерно в 65 км от аэродрома. К месту падения тут же были высланы специалисты. Вот как описывает помощник главкома ВВС по космосу генерал-полковник авиации И. П. Каманин то, что он увидел: "Самолет упал в густом лесу, угол падения приблизительно 47-50 , скорость в момент удара о землю была 660-680 км/ч. При ударе и последовавшем взрыве самолет развалился на мелкие части. Передняя часть самолета ушла в землю примерно на 4 метра. Крылья, хвостовое оперение, подвесные топливные баки и кабина разрушились и были разбросаны в полосе 300 на 200 м. По некоторым признакам стало ясно, что экипаж погиб и что погибшие это Ю. А. Гагарин и В. С. Серегин".
В результате произведенных поисковых работ удалось обнаружить и собрать 95% деталей, частей и агрегатов самолета, что позволило утверждать то, что все или почти все устройства, узлы, приборы и агрегаты на самолете были и в момент столкновения с землей нормально работали.
Что же могло быть причиной гибели летчиков? Чтобы ответить на этот вопрос тогда, необходимо было собрать воедино все имеющиеся факты и провести тщательный анализ полета. Но в 1968 году этого сделано не было. Правительственная комиссия после недолгого изучения собранных фактов дала заключение о том, что МИГ-15 УТИ, пилотируемый Гагариным и Серегиным, при выполнении учебного полета в зоне сорвался в штопор и, совершив несколько витков при выводе из крутого пикирования, врезался в землю.
Но сразу было установлено то, что нижний край облачности в районе падения находился на высоте 400 метров, вместо обещанных метеопрогнозом 800-900. Именно 200- 300 метров не хватило летчикам для окончательного выхода из пикирования.
Но из-за чего же самолет свалился в штопор? По мнению комиссии, самолет столкнулся с шаром - зондом метеорологической службы. Реальных доказательств эта версия не имела, так как остатков шара - зонда не было найдено в радиусе 3 километров от места падения. Надо сказать, что не все члены комиссии были согласны с такими выводами. Ведь самолет. пилотируемый таким опытным летчиком, как В. С. Серегин, в случае непредвиденных обстоятельств мог совершить вынужденную посадку," или-"-кра.инем случае экипаж мог катапультироваться. Но в 1968 году дополнительному расследованию не дали ход.
Вся беда в том, что даже на данный момент мы не обладаем полной информацией о всех подробностях полета и потому не можем однозначно что-либо утверждать. Однако существует несколько версий, которые на первый взгляд реально отражают картину происшедшего. Далее приводятся две версии, по разному объясняющие причину гибели первого космонавта.
ВЕРСИЯ УЧЕНОГО-ТЕОРЕТИКА
Спустя более 16 лет после катастрофы профессором С. М. Белоцерковским было проведено детальное исследование причин гибели Гагарина и Серегина. Оно продолжалось несколько лет, и в нем принимали участие многие ученые, летчики и просто люди, желающие помочь в разрешении этой трудной проблемы. В процессе расследования была задействована современная вычислительная техника, проводились уникальные эксперименты. Выводы Белоцерковского на сегодняшний день наиболее полно объясняют причины происшедшего и на первый взгляд кажутся очень близкими к истине.
Автор исследования подчеркивает, что причин, которые моли повлиять на полет Гагарина и Серегина, могло быть несколько. Отдельно они не представляют опасности, но их совокупность оказалась смертельной для экипажа. С. М. Белоцерковский отрицает то, что самолет был неисправен и что летчики не были готовы к полету. Так же отрицается столкновение самолета с шаром-зондом, стаей диких птиц и тому подобным, то есть отрицаются основные выводы официальной комиссии по расследованию. "Нет оснований для предположений о диверсии, взрыве, пожаре или потере сознания экипажем, все время полета летчики сохраняли работоспособность и умело пилотировали самолет",- утверждает Белоцерковский. По его мнению, основной причиной потери управляемости самолетом стало опасное сближение самолета Ю. А. Гагарина сдругим самолетом, проходившим облет после ремонта в соседней зоне. Именно после попадания 625-го в спутную струю от впередилетящего 614-го мог произойти срыв в штопор. По версии профессора, это произошло в 10.31. Вероятно, с этим была связана потеря радиосвязи с самолетом. Находясь в трудном положении из-за плохой видимости в облаках, пилоты начали выводить самолет из штопора. Их действия были умелыми и единственно правильными в этой ситуации. Но из-за ошибки метеослужбы в определении высоты нижнего края облачности самолет вышел из облаков на меньшей высоте, чем предполагалось. "Летчики сделали все возможное для спасения себя и машины, но им не хватило 250-300 метров высоты",- заключает С. Белоцерковский. С его выводами можно было бы согласиться, если бы не некоторые моменты, вызывающие сомнение. А именно, основной довод профессора об опасном сближении с другим самолетом, послужившем причиной катастрофы. Выполняя пилотаж в зоне, летчики находились между облаками, где видимость была удовлетворительной. Они не могли не заметить пролетающий рядом самолет. Не могли не заметить второго самолета в зоне полетов и наземные службы, следившие за самолетом Гагарина при помощи радаров. И потом, какое опасное сближение может так повлиять на самолет? С. Белоцерковский определяет это расстояние в 500 метров. Но любой опытный летчик вам скажет, что на таком расстоянии влияние вихревого следа от впередилетящего самолета сводится к нулю. По-настоящему опасное расстояние - это 30-50 метров. Но и в этом случае срыв в штопор маловероятен. Чаще всего самолет "болтает" и встряхивает. Вероятно, причиной, повлекшей за собой смерть летчиков, было нечто иное, о чем профессор Белоцерковский не говорит.
ВЕРСИЯ ИНЖЕНЕРА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Эта версия возникла после изучения мной материалов о катастрофе, которые дошли до наших дней. Оказалось, совсем не все так четко и ясно, как изложил профессор Белоцерковский. Показания свидетелей сильно расходятся и дают возможность трактовать происшедшее по-разному. Толчком для моих размышлений послужила судьба моего деда - генерал-лейтенанта Александра Чесалова. Как начальник Летно-испытательного института он возглавил первую комиссию по расследованию гибели Гагарина. Отстаиваемая им версия никак не удовлетворяла тогдашнее политическое руководство страны. И возникший конфликт оказался для деда роковым - он умер от инфаркта через 20 дней после трагической аварии самолета с Гагариным и Серегиным.
Версия моего деда подтвердилась позже в особом мнении летчика-испытателя В. С. Ильюшина. Именно после бесед с ним у меня сложилась своя версия, объясняющая причины катастрофы.
Бесспорно, что причин, повлиявших на ход событий, было несколько. Но главная состояла в том, что Гагарин не был опытным летчиком. Невелика была его летная практика, налетал он всего 7 часов. А. А. Леонов вспоминает о том, что темп полетов был очень напряженный, и сослуживцы предостерегали Юрия от перегрузок. Но Юрий только отшучивался и говорил, "что мы на то и космонавты, чтобы их (перегрузки) выдерживать". Кроме того, в чем сходятся все свидетели, Гагарину долго не разрешали летать, несмотря на его настойчивость. К моменту последнего полета с инструктором на аэродроме сложилась очень нервозная обстановка. Разрешение летать было получено после долгого сопротивления руководства и буквально накануне. Естественно, что Гагарину хотелось доказать себе и другим, что он может и умеет летать. Но, возможно, что в самый ответственный момент ему не хватило опыта и выдержки.
Пользуясь схемой полета, которую восстановил С. М. Белоцерковский, можно заметить, что срыв самолета в штопор произошел при выполнении экипажем разворота на аэродром. Вероятнее всего, что самолет, пилотируемый в тот момент Гагариным, из-за его ошибки в управлении сильно потерял скорость и свалился в штопор. Далее события развивались очень быстро. Находясь в облаках, летчики не смогли точно определить положение самолета относительно земли. Кроме того, они не могли ориентироваться по приборам потому, что, когда самолет штопорит, их показания, как правило, неверны. Еще более усложнить ситуацию мог сам Гагарин, пытаясь выводить самолет из штопора, не имея в этом достаточного опыта. Скорее всего на этом этапе была совершена роковая ошибка, ценою в жизнь, пилотов. Самолет падал, теряя высоту, и становился еще более неуправляемым. Пытаясь выправить положение, управление взял на себя В. Серегин, который был опытным летчиком, прошел войну, имел боевые награды. На последнем участке полета, когда самолет выходил из крутого пикирования.им, бесспорно, управлял Серегин. Ему почти удалось вывести самолет из опасной ситуации, но слишком поздно он взял управление на себя. Из-за ошибки метеопрогноза в определении состояния облачности в районе полета летчики неправильно определили высоту. Вылетев из облаков, они обнаружили, что земля ближе на 200-300 метров, чем они рассчитывали. Этих-то метров им и не хватило.
Повышенное внимание к загадке трагической гибели первого космонавта проявляется и по сей день. Свидетельство этому - множество публикаций. Но в подавляющем большинстве из них даже не допускается мысли, что смерть экипажа была последствием ошибки Гагарина в управлении самолетом. На мой взгляд, очень долгое время нам внушали, что Юрий Гагарин - первый в мире космонавт - "герой нашего времени", создавали образ суперчеловека. Ведь, наверное, он был таким же человеком, как и мы с вами. И, будучи космонавтом, Гагарин мог совсем и не быть высококлассным летчиком, что ничуть не умаляет его заслуг. К сожалению, в 68-м этого понять не могли или не захотели. Может быть, теперь нам не стоит забывать этот горький опыт?
Ведущий. Мы не сможем забыть , Мы должны это помнить.
2 участник.ПЕРВЫЙ НАВСЕГДА
("Труд", № 41, 5 марта 2004 г.)
Неизвестные эпизоды из жизни Юрия Гагарина, которому 9 марта исполнилось бы 70 лет
Валентина Ивановна Гагарина, немного подумав, тихо сказала: "Он был обычный - простой и веселый...". Такой ответ она дала на вопрос, какое главное качество выделила бы в характере своего мужа, первого космонавта планеты Юрия Гагарина. Та давняя наша беседа в ее квартире на шестом этаже одиннадцатиэтажного кирпичного дома в Звездном городке состоялась уже после его гибели. Гагарин, человек-легенда, павший символом XX века, достойно выдержал испытание невиданной славой и покорил мир в 60-е годы прошлого века широтой души, бесконечным обаянием, простотой, своей солнечно ослепительной улыбкой. 9 марта ему исполнилось бы 70 лет.
Больше всего он не хотел, чтобы его "лакировали", изображали каким-то "сверхчеловеком". "У меня, как и у других людей, много ошибок, - писал в своем дневнике. - Есть и свои слабости. Не надо идеализировать человека... А то неприятно получается, как будто бы я такой паинька, такой хорошенький, что тошно становится". Можно только поражаться прозорливости генерала Николая Каманина, помощника Главкома ВВС, руководившего всеми работами по подготовке космонавтов, и других причастных к предстоящему запуску должностных лиц, разглядевших в молодом лейтенанте и внутренний потенциал, и природный ум (Юрий был "простой", но отнюдь не прост), притягательные личные качества.
Еще 18 января 1961 -го межведомственная экзаменационная комиссия, оценившая подготовку первой группы космонавтов на "отлично", рекомендовала следующую очередность полетов: Гагарин, Титов, Нелюбов (он, входивший в первую тройку, так и не полетел: был отчислен из отряда из-за надменного поведения при стычке с военным патрулем, сильно переживал и погиб, попав в нетрезвом виде под поезд на Дальнем Востоке. - В. Г.), Николаев, Быковский, Попович. Но это была, так сказать, прикидка, в последующие месяцы все можно было не раз изменить. Тем более что сомнений у генерала было немало. До старта оставалась неделя, а Каманин все еще не принял решения. Он не скрывал в дневнике (опубликованном через 13 лет после его смерти под названием "Скрытый космос") своих мучительных раздумий: "Меня неотступно преследует одна и та же мысль - кого послать в первый полет, Гагарина или Титова? И тот, и другой - отличные кандидаты, но в последние дни я все больше слышу высказываний в пользу Титова, и у меня самого возрастает вера в него... Титов обладает более сильным характером... Есть еще несколько дней, чтобы окончательно решить этот вопрос. Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из двух-трех достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества".
3 апреля 1961-го Юрий Гагарин, Герман Титов и Григорий Нелюбов (второй дублер) записали на магнитофон свои речи перед будущим космическим стартом. В этот же день президиум ЦК КПСС принял секретный документ, разрешающий полет человека в космос. И только 8 апреля на закрытой Госкомиссии было принято окончательное решение, что первым полетит Гагарин. На следующий день, за трое суток до старта, Каманин объявил об этом Юрию и Герману.
И вот 12 апреля трехсоттонная ракета "Восток" подняла первого землянина на высоту 327 километров (в апогее), открыв эру пилотируемых космических полетов. При выведении "шарика" на орбиту на несколько секунд пропала связь с Гагариным (чуть позже выяснилось: один наземный пункт передавал корабль другому), нервы у всех были на пределе, и Сергей Королев (главный конструктор) разволновался не на шутку. По свидетельству Каманина, у Королева "руки дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости". Но в целом полет прошел нормально. А когда после сделанного вокруг Земли витка включилась на корабле программа возвращения, 10 тревожных минут пришлось пережить уже самому космонавту. Вот отрывок из некогда секретного послеполетного доклада Гагарина: "После выключения ТДУ (тормозной двигательной установки. - В. Г.) корабль начал вращаться с очень большой скоростью. Все кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Я ждал разделения (спускаемого аппарата и приборного отсека. - В. Г.). Разделения нет. Засек по часам время. Прошло минуты две, а разделения по-прежнему нет. Прикинул, что все-таки до Дальнего Востока где-нибудь сяду. Корабль продолжал вращаться. Разделение произошло только в 10 часов 35 минут, а не в 10 часов 25 минут, как я ожидал...". Однако в плотные слои атмосферы спускаемый аппарат вошел уже без приборного отсека, и дальше все шло по штатной программе...
"Звездная болезнь" не поразила космического первопроходца, у него был против нее стойкий иммунитет. Ни тени высокомерия или заносчивости. Похоже, он сам очень опасался этой "болезни". И остался самим собой - таким же доступным, искренним, открытым, общительным (любил и погулять в шумной компании), отзывчивым (читал допоздна огромную почту, многим из тех, кто к нему обращался, по-настоящему помог).
- Вот лишь один пример, - говорит дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт Борис Волынов, живущий в квартире, соседней с гагаринской, стенка к стенке. - Одной женщине потребовалась операция, которую могли сделать только в Институте Вишневского. Попасть туда и раньше-то было очень трудно. С последней надеждой обратились к Гагарину. Он сказал, что постарается "посодействовать". Когда к нему в гости пришли Александр Александрович Вишневский и Сергей Павлович Королев (им, как и другим выдающимся личностям, было интересно общаться с Юрием), просьба была передана медицинскому "светилу". Вишневский не только положил женщину в клинику, но и сам сделал ей операцию.
У Юрия, с которым нас связывали доверительные, можно сказать, дружеские отношения, продолжил Волынов, было редкое свойство - он как бы обогревал своим теплом окружающих. Помню, как-то пригласили его, некоторых других космонавтов и меня на охоту. Естественно там, как водится, было приготовлено богатое угощенье. Бутылок со спиртным на столе - целая выставка. Юрий беспрерывно чокался, но лишь слегка пригубив, ставил бокал на стол. Отвечал на многочисленные вопросы, с юмором рассказывал разные истории, но сам поесть толком так и не успел. А среди блюд, должен сказать, была очень вкусная жареная печенка. Гагарин даже не попробовал ее. Когда возвращались к машине, он спросил меня, хороша ли была печенка, и признался, что остался голодным. Я вернулся к столу, но печенки уж не было. Взял бутерброды, чтобы хоть их Юра пожевал в автомобиле... Вообще, меня нередко поражали его непоказная скромность, совестливость. Как-то он в Звездном, обливаясь потом, тащил на шестой этаж (лифт не работал) тяжеленный приемник в подарок друзьям. Ему посоветовали поручить подъем "груза" солдатам местной воинской части, но Гагарин лишь отмахнулся: "Не такой уж я барин...".
И еще штрих. Во Франции первому космонавту подарили дорогую спортивную двухместную машину "Матра". Красавица, с низкой посадкой, бордового цвета, скоростная. Однажды мы с Юрой отправились на ней в Академию имени Жуковского. "Матра" резко выделялась в потоке отечественных машин (это было почти 40 лет назад). И на подарочном авто он совершил всего несколько поездок: слишком, мол, роскошная. А пользовался черной "Волгой", которой уверенно управлял.
И Волынов, и другие старожилы Звездного говорят о первом космонавте как о человеке целеустремленном, быстро все схватывающем, трудолюбивом и самостоятельном. Он мог бы вырасти, скажем, в крупного руководителя космической отрасли. На эту роль, по признанию Каманина, его и готовили. При Гагарине-руководителе, уверяли меня в Звездном городке, наша космонавтика продолжала бы по-хорошему удивлять мир. Он сумел бы объединить вокруг масштабных целей, "заразить" творческим поиском конструкторов, ученых, доказать "наверху" важность новых программ. Не боялся начальства, имел внутренний "стержень", был, что называется, органичным патриотом. И хотя шел на компромиссы, но в принципиальных вопросах позицию отстаивал жестко.
Да, трепета перед начальством Гагарин не испытывал. Он был ориентирован на внутреннюю свободу, его тяготила жесткая опека "сверху". А надзор был неусыпный. Чтобы заночевать у родственников (например, в семье сестры жены), он должен был брать разрешение у Каманина. Иногда ему все это чертовски надоедало, и в нарушение запретов поступал (не без вызова) как хотелось. Не отказывался от долгих застолий с друзьями; вдруг позволял себе озорные мальчишеские выходки (например, взял и перелез со своего балкона в квартиру Титова). А знаменитый шрам над левой бровью, рассказывали знающие люди, появился после того, как Юрий неудачно выпрыгнул со второго этажа в санатории "Форос" из комнаты, где он был с медсестрой Аней ("ничего такого" и не произошло...), когда в дверь постучали... Космонавт зацепился за виноградную лозу, ударился о цементный бордюр на земле и пробил надбровную кость. На открытии XXII съезда КПСС его естественно не было (выздоравливал), и американские СМИ сообщили, что "Гагарин заболел лучевой болезнью". А когда он вновь появился на публике со шрамом на лице, официальное объяснение было таким: держал на руках дочку, споткнулся, упал... Впрочем, почти вся Москва знала (по слухам) истинную причину и сочувствовала Юрию. Все это лишь прибавляло симпатии. Его любили таким, каким он был, видели в нем "своего"...
Обаяние первого орбитального пилота затронуло и вождей. 31 октября 1962-го, учитывая доносы работников КГБ, на закрытое заседание президиума ЦК КПСС был вынесен вопрос "О нескромном поведении космонавтов" (Гагарина, Титова, Николаева, Поповича). Однако после начала заседания Никита Хрущев, симпатизировавший Гагарину, неожиданно снял вопрос с рассмотрения.
Юрия тянуло к людям сильным, независимым. Один из его приятелей - Анатолий Утыльев, занимавший в те годы должность помощника начальника НИИ авиационной и космической медицины и имевший широкие связи в артистической среде, рассказал мне неизвестные подробности встречи двух "звезд", двух народных любимцев - Гагарина и Высоцкого:
- Утром первого января 1964-го или 1965 года в квартиру инженера Валерия Сергейчика в Звездном городке пришел Гагарин. Все еще спали после шумной новогодней ночи, я по привычке встал рано. "Знаешь, - сказал Юра, - мне вчера подарили необычную магнитофонную кассету - какой-то парень поет просто потрясающе. Давай послушаем...". И он врубил магнитофон так, что ребята (а в квартире были Николаев, Хрунов, кто-то еще) тут же забыли про сон. Я сказал Гагарину, что знаком с певцом, - это Высоцкий, артист театра на Таганке. Юра тут же попросил и его познакомить с актером. Встреча двух кумиров состоялась в мае в моей квартире в Москве в Проточном переулке. Был теплый субботний день. Гагарин приехал из Звездного с друзьями на своей черной "Волге", а Высоцкий с гитарой - на метро. Они крепко, по-мужски обнялись и, по-моему, сразу понравились друг другу. Юра сказал, что Володины песни производят на него сильное впечатление. Оживленный разговор продолжился за столом. Произносили, конечно, и тосты, но Высоцкий пил только сок - он был "в завязке". Зато песен спел множество. Володя в тот день был явно в ударе. Засиделись допоздна. Договорились почаще встречаться. Но больше, по-моему, Юрию и Володе не суждено было свидеться...
Гагарин погиб в авиакатастрофе вместе с Владимиром Серегиным 27 марта 1968-го во время тренировочного полета на учебном истребителе УТИ МиГ-15. Многие высокие руководители заранее предупреждали, что "нельзя рисковать "Колумбом Вселенной"; он не должен больше летать ни в космос, ни на истребителях. Гагарин был возмущен такой позицией. "Я не хочу быть музейным экспонатом, - необычно горячо говорил он мне в апреле 1966-го. - Космонавт должен летать в космос, это для него так же естественно, как дышать. Можно ли запретить дышать?! Приложу все силы, чтобы полететь". И он готовился. После выполнения 27 марта задания на двухместной "спарке" Юрий Алексеевич должен был приступить к самостоятельным полетам на МиГ-17...
Труднее всех переживала горе Валентина Ивановна. Она старалась держаться, но ее безучастный, отрешенный взгляд очень беспокоил медиков. "Валя, - сказал ей Каманин, - утешить тебя нельзя, и мы не будем пытаться это делать. Но все просим тебя не забывать о ваших с Юрием детях. Ты обязана жить ради того, чтобы воспитать дочерей достойными памяти и славы Юры". И она с честью справилась с этой задачей. За дочерей (они уже взрослые, каждой за 40) не стыдно. Скромные, трудолюбивые, самодостаточные. Избегают бесед с журналистами о своем знаменитом отце. У каждой своя семья, живут не в Звездном, где осталась Валентина Ивановна, а в Москве.
Младшая, Галина Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент, преподает в Российской экономической академии имени Плеханова. (Многие студенты и не догадываются, что она дочь первого космонавта; Юля, сотрудница кафедры региональной экономики, случайно узнала об этом только через год, до этого думала, что доцент - однофамилица знаменитого человека). Сыну Галины Юрьевны - Юрию, внуку Валентины Ивановны, уже 14 лет.
А старшая дочь Гагарина, Елена Юрьевна - кандидат искусствоведения, генеральный директор музеев Кремля. Ее дочке Кате - почти 17. Она живет большей частью в Звездном, у бабушки, с которой очень дружна. Здесь же заканчивает школу. Повзрослела, Катю уже несколько раз видели с молодым человеком.
...Каждый год 9 марта, в день рождения Юрия Гагарина, космонавты приезжают в село Клушино Смоленской области, откуда начался жизненный путь первопроходца Вселенной. По заведенному ритуалу останавливаются у "гагаринского" колодца и по очереди пьют воду из ведра. "Вроде бы ничего особенного - выпил студеной водицы, но что-то в груди... Юра с нами", - говорит Борис Волынов.
Виталий ГОЛОВАЧЕВ. . .
Ведущий . Послушайте стихи , посвященные герою СССР Ю.А. Гагарину.
(Дети читают стихи)
Ведущий. Ребята , мы предлагаем вам принять участие в конкурсе «Лучший космический корабль»
Ведущий: Спасибо всем. Мы будем помнить славного героя Советского Союза, первого космонавта мира Ю.А. Гагарина