Автор:
Иванова Татьяна Александровна
В своей деятельности я уже 3 года активно использую информационные технологии. На уроках они служат для визуализации материала, для внесения в работу необходимого разнообразия. Для демонстрации материала, чаще всего, я использую Power Point. Информацию для презентации беру из книг, с CD-дисков, Интернета. По объему информации Интернет опережает все мыслимые источники. Зачастую, из Интернет можно получить такую информацию, которую из других мест получить очень сложно. Использование этой информации возможно по нескольким направлениям:
Статистика
На многих Интернет-сайтах можно найти статистические материалы. Это данные Госкомстата России, ООН для экономической географии и сведения об основных характеристиках климата на метеорологических сайтах различных стран мира. Всю эту информацию можно использовать как при подготовке к урокам, так и на самих уроках. Например, попросить детей вычертить график годового хода температур для некоего участка страны по данным, взятым из Интернет. Например, в 8 классе при изучении регионов России, можно попросить детей построить графики хода температур для города Новгорода:
Среднесуточная температураНовгород (Новгородская обл.) |
Средние температуры рассчитанына основе 30-летнего периода наблюдений.Значения в таблице в градусах Цельсия (°C) |
T, °C |
Янв
|
Фев
|
Мар
|
Апр
|
Май
|
Июн
|
Июл
|
Авг
|
Сен
|
Окт
|
Ноя
|
Дек
|
Средняя за месяц |
-8
|
-8
|
-4
|
+3
|
+10
|
+15
|
+17
|
+15
|
+10
|
+4
|
-1
|
-6
|
Диапазон по дням |
-9
-8
|
-9
-7
|
-7
-1
|
+0
+7
|
+7
+13
|
+13
+17
|
+17
+17
|
+13
+17
|
+7
+13
|
+1
+7
|
-4
+1
|
-8
-4
|
Такие же данные можно найти по количеству осадков и т.д. То есть учащиеся могут построить климатограммы огромного количества населенных пунктов не только нашей страны, но и дальнего зарубежья. Эту же работу можно выполнять на уроках информатики при изучении Excel, польза будет для обоих предметов.
Иллюстративный материал
Помимо статистики, я беру из Интернета огромное количество иллюстративного материала. Это фотографии, схемы, карты, рисунки. Рисунки я использую для создания слайд-шоу, примером может быть презентация по теме "Происхождение жизни" сделанная по материалам Сайта университета Беркли, Калифорния, США. По материалам этого сайта можно проследить не только изменения земной коры, но и изменение растительного и животного мира нашей планеты. Интересно то, что в Интернет можно встретить не только простые, но и анимированные рисунки и схемы, которые очень наглядно показывают природные процессы. Ну и конечно, в Интернет огромное количество картинок и фотографий, показывающих различные уголки Земли. В Интернет можно найти и огромное количество карт по различным темам. Примером этому может быть использование демографических карт в 9 классе. Можно найти интересные карты по метеорологии. Все это делает процесс обучения детей более наглядным и дает им представление о мире и конкретных областях.
Интернет online
Используя сайты метеорологических компаний, я на уроке выхожу в Интернет и демонстрирую учащимся космические снимки нашей территории (в 8 классе) и зарубежных стран (в 7 классе). Особо интересно, при изучении таких тем, как климат и циркуляция атмосферы, сравнить 2 последовательно идущих снимка одного участка Земли. На них будет наглядно видно, как двигаются облака над территорией, и какая циркуляция происходит. Причем, все это происходит в режиме реального времени, т.е. снимки мы видим сегодняшнего дня и это бывает особенно интересно ребятам. Вид европейской части России 4 апреля 2001 в 01.30, 06.30 и 12.00 соответственно.

Web-камеры
Для показа состояния природы в различных уголках мира в настоящий момент можно использовать Web-камеры. Это вид с камеры стоящей на 13 этаже здания МГУ на Ленинских горах и это можно увидеть на уроке вместе с ребятами!

Проектные работы
При работе с Интернет можно с успехом развивать проектную деятельность учащихся. Проекты можно осуществлять по двум направлениям. С одной стороны, можно давать ребятам задания сделать проект, результатом которого будет устное выступление на уроке. С другой стороны, можно усложнить задание и попросить создать слайд-шоу по данной теме с перспективой демонстрации результатов труда в классе на уроке. Я проделывала и то и другое. В 7 классе я дала ребятам ссылку на Национальный морской музей Великобритании. И они, используя текст и рисунки, должны были сделать устный доклад о путешествиях Дж. Кука. Интересно, что сайт это англоязычный и сначала они должны были перевести материал, потом литературно обработать его, и только после этого - показывать. За свою работу они получили несколько оценок (по информатике, иностранному языку, литературе и, естественно, географии). Сейчас мои ребята работают над тремя презентациями о Кавказе, Урале и Алтае. Только, на этот раз, материал они ищут в Интернет сами. Такие способы деятельности очень нравятся ребятам. Использование Интернет увеличивает их познавательную активность, делает учебную деятельность необычной и интересной. Заодно, они понимают, что Интернет - это не только развлечение, но и источник знаний, вполне доступный для них.
|
На: Использование интернет-ресурсов на уроках географии