XXI век – век развивающегося информационного общества, век высоких технологий. Использование вычислительной техники становится массовым и обыденным. Мир превращается в огромное информационное пространство, объединённое сетью Интернет. Федеральные программы «Развитие единой образовательной информационной среды» и «Электронная Россия» создали достаточно мощную инфраструктуру информатизации, которая позволила обеспечить практически все учебные заведения современной вычислительной техникой и периферийным оборудованием. Но самое главное, дала возможность активно использовать материалы глобальной сети Интернет. И преподаватели, оценившие эту возможность использования гигантского источника информации, понимают насколько это удобно, экономично, актуально в наше бурное время. Но для начала разберемся, что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и их классификация.
Под электронными образовательными ресурсами понимают совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая в сети.
Классификация ЭОР может быть проведена по нескольким направлениям:
- по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
- по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
- по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
- по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.
Но иногда удобнее исходить из следующей классификации, разбив все ЭОР на три группы: текстовые (гипертекстовые), текстографические и мультимедийные (интерактивные).
К ЭОР текстового типа можно отнести все образовательные сайты и оффлайн-электронные учебники, которые представляют собой перенос бумажного носителя в электронный вид. Например:
· http://infoschool.narod.ru/index.htm- Редакция газеты «В мир информатики», которая с сентября 2003 года выходит как раздел в газете «Информатика».
· http://book.kbsu.ru/ - Книга Шауцуковой Л.З.представляет базовый курс основ информатики. Среди множества учебных пособий аналогичного профиля книга выделяется полнотой и глубиной изложения материала; ясным, доступным, лаконичным языком.
· http://psbatishev.narod.ru/u000.htm - Электронный учебник по информатике Батищева П.С.
· http://www.prosvetlenie.org/mystic/24/1.html - Словарь по вычислительной технике, информатике и метрологии.
Текстографические ЭОР, в дополнение к «голому» тексту, могут содержать иллюстративный материал – рисунки, таблицы. К этому типу можно отнести «продвинутые» энциклопедии и учебники, которые содержат дополнительные составляющие – галереи.
· http://ru.wikipedia.org- Свободная многоязычная энциклопедия, которую может редактировать каждый.
· http://www.wikiznanie.ru/ - Викизнание - большая универсальная гипертекстовая электронная энциклопедия.
· http://www.megabook.ru/- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
Мультимедийные ЭОР содержат в себе мультимедиа-контент (видео, анимация, аудио-контент), а также могут взаимодействовать с пользователем, задействовав режим интерактивности. Спектр мультимедийных ЭОР достаточно широк – от мультимедийных энциклопедий до развивающих игр.
· http://univertv.ru/video/informatika/- Образовательный видеопортал.
· http://galileo-tv.ru/ - Сайт телевизионной развлекательно-познавательной программы (сюжеты для урока «Жидкокристаллические телевизоры», «Сайт «Галилео»,Эксперимент «Криптография», «Цифра против пленки», Эксперимент «Базис цветов. RGB» и другие).
Для подготовки к урокам, в качестве дополнительного материала использую следующие ресурсы:
· http://www.portalschool.ru/Школьный Портал нужен для того, чтобы предоставить школьникам и их родителям, а также учителям быстрый и удобный доступ к познавательным ресурсам глобальной сети Интернет. Портал создан в рамках приоритетного национального проекта "Образование"
· http://www.fipi.ru/ В целях разработки и внедрения в практику высокоэффективных технологий и методик измерений в области образования, оценки качества образования, научно-методического обеспечения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в Российской Федерации и других мероприятий в области образования с использованием измерительных технологий в августе 2002 года создано Государственное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ).
· http://www.it-n.ru/Сеть творческих учителей, готовых учить и учиться, готовых применять лучшие методики преподавания с использованием ИКТ, делиться своим опытом, творить и экспериментировать.
· http://kpolyakov.narod.ru/Сайт Полякова Юрия Константиновича, доктора технических наук, учителя высшей категории.
· http://iit.metodist.ru/В помощь учителю информатики на сайте "Информатика и информационные технологии" размещены методические материалы: содержание образования по курсу "Информатика и ИКТ" и требования к знаниям и умениям учащихся, программы базового, профильных и элективных курсов, экзаменационные билеты, СанПиН 2003, требования к кабинету информатики и т.д.
· http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm - Федеральные образовательные ресурсы для общего образования.
· http://eor.edu.ru/- Федеральный центр информационно образовательных ресурсов.
· http://www.prodlenka.org/Всероссийский дистанционный образовательный портал «Продленка» создан для школьников, педагогов и родителей.
· http://videouroki.net/ - Способы и методы преподавания Информатики, Уроки Информатики, Видеоуроки По Информатике это то, что Вы найдете на сайте "Видеоуроки в сети интернет".
Преподавание Информатики и ИКТ, уже предполагает использование современных образовательных технологий. Наверное, это связано с тем, что всё новое проходит апробацию, прежде всего, на уроках этого предмета.
Исходя из собственного опыта, знаю, что при изучении программы некоторых тем по информатике и ИКТ, есть темы, где использование презентаций позволяют легко и непринуждённо изучить сложные для ребят вопросы. Например, тема «Виды компьютерной графики» не всегда понятна. И соответствующая презентация, содержащая результат того, что необходимо получить всегда даёт положительный эффект.
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение такой цели как приобретение опыта проектной деятельности. Поэтому свои уроки веду с включением проектного обучения.Проекты, выполняемые на уроках, краткосрочные, а также средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. Такие проекты выполняются при изучении тем: «Программирование на языке QBasic, Turbo Pascal», «Электронные таблицы и математическое моделирование», «Работа с текстовым процессором Writer», «Создание презентаций с помощью Impress», «Система управления базами данных Base», «Компьютерная графика». Проекты выполняются в соответствующих средах, которые используются в качестве компьютерных инструментальных средств информационного моделирования. Знания и умения, полученные при изучении курса, станут арсеналом искусства моделирования в широком смысле этого слова и вести к устойчивому познавательному интересу. Большая часть проектов может стать основой вашей электронной библиотеки образовательных ресурсов.
Различные конкурсы, предметные олимпиады, фестивали и конференции, проводимые на самых разных уровнях, способствуют внедрению образовательных технологий на уроках информатики. В сети Интернет много конкурсов, например:
· http://olymp.ifmo.ru/Интернет-олимпиада российских школьников по информатике для учащихся 10 и 11 классов организована Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий, механики и оптики.
· http://www.infovolga.ru/Конкурс интернет-сайтов «Электронный Волгоград».
· http://www.infoznaika.ru/Сайт всероссийской игры-конкурса по информатике «Инфознайка» для 2-11 классов. Игра направлена на повышение мотивации учащихся в изучении информатики в средней общеобразовательной школе. Задания могут быть использованы учителями начальных классов, ведущих пропедевтический курс информатики в начальной школе, учителями информатики для проведения уроков, во внеурочной деятельности, а также для подготовки школьников к участию в игре-конкурсе.
· http://positivecontent.ru/Конкурс сайтов «Позитивный контент». Это российский конкурс на лучший интернет-ресурс для детей, подростков и молодежи.
· http://portfolio.1september.ru/Фестиваль исследовательских и творческих работ "Портфолио" на ИД "Первое сентября".
· http://www.digitalwind.ru/ Международный конкурс компьютерных работ для детей, юношества и студенческой молодежи «Цифровой ветер» (DigitalWind).
Таким образом, именно современные образовательные технологии с использованием мультимедиа, образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет, позволяют освободить учителя от многих рутинных операций, расширяют возможности творческих замыслов и позволяют готовить выпускников, способных легко адаптироваться в информационном пространстве.
Использованные источники:
· http://www.ibm.com/developerworks/ru/library/l-edu_Linux_1/index.html?S_...
· http://kolpincentr.narod.ru/news/eor.htm
|