«Героические образы в музыке и изобразительном искусстве»
У:Здравствуйте ребята
( звучит гимн Чувашии)
Уч.Это гимн Чувашской республики
У:А что означает слово гимн?
Уч:Это главная песня страны, республики
У:В каких случаях он исполняется?
Уч.В особо торжественных случаях, на государственных праздниках, при поднятии флага, открытии спортивных олимпиад, утром по радио.
У:В каком характере нужно исполнять гимн?
Уч:Величественно, торжественно, твердо, гордо.
УВот в таком характере мы с вами исполним 1 куплет гимна. Давайте встанем, потому что когда звучит гимн, все люди встают, тем самым подчеркивают уважительное отношение к главной песне страны. Теперь вспомним гимн РФ.
У- ''От южных морей, до полярного края, раскинулись наши леса и поля'' такие слова из гимна мы с вами только что пропели. И действительно, территория нашей Родины очень большая и с древних времен со всех сторон на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, нашими природными богатствами, поработить русский народ
И конечно, всегда находились защитники земли русской, имена которых дошли до наших дней. Мы восхищаемся их подвигами. Назовите известных вам героев, защитников Отечества.
Уч:Александр Македонский, Илья Муромец, Александр Суворов, Александр Невский.
У:Верно. И образы богатырей, защитников Родины в разные времена волновали композиторов, художников и они разными средствами, независимо друг от друга воплощали эти образы в своих произведениях. Композиторы при помощи звуков, художники при помощи красок.
Итак, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.
Уч:Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.
У:Правильно. И сегодня наша задача ответить на вопросы: есть ли взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством? Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись? В конце урока вы сами дадите ответы на эти вопросы.
Ум:Сейчас прозвучит незнакомое вам произведение русского композитора А.П. Бородина. Послушайте его внимательно и ответьте на вопросы:
Звучит фрагмент симфонии №2 А.П.Бородина.
-Какой образ рисует в вашем воображении эта музыка?
Уч:Образ человека смелого, решительного, могучего, сильного, людей богатырей.
У:А кто исполнял?
Уч:Симфонический оркестр.
У:Как называется произведение, созданное для симфонического оркестра?
Уч:симфония.
У:Верно. Если бы вы были художниками, какие бы краски взяли для изображения этой музыки?(ответы детей).
А если бы были композиторами, то какое бы название дали этой симфонии?
Уч:Героическая, богатырская.
У:А.П. Бородин так ее и назвал ''Богатырская'', и она действительно рисует нам образ былинных русских богатырей- защитников Отечества.
А какая из известных вам картин наиболее созвучна этой музыке?
Уч: Картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова ''Богатыри''
У:Молодцы, ваше творческое воображение подсказало вам правильный ответ
Интересный факт: Когда Васнецов закончил работу над картиной он говорил: ''Я хотел, чтобы картина звучала как музыка, пелась как былина, волновала как родная песня. Как вы думаете, удалось это художнику, звучит картина?''
''Богатырская'' симфония композитора Бородина и картина ''Богатыри'' художника Васнецова появились независимо друг от друга и создатели этих произведений никогда не встречались, но мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так как они связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины и ее героев, богатырей.
У:Теперь, глядя на картину художника мы можем представить себе определенное музыкальное произведение, созвучное этой картине и наоборот, вслушиваясь в музыку, в нашем воображении появляются определенные живописные полотна. Обогатились наши знания о богатырях и защитниках земли русской.
Сегодня мы познакомимся с песней, которая тоже посвящена герою, но совсем юному мальчику-герою, который, несмотря на свой юный возраст совершил подвиг, а в чем он заключался вы сейчас услышите.
Исполнение учителем песни '' Песня о маленьком трубаче''(музыка С. Никитина слова С.Крылова.).
-В чем же подвиг маленького трубача?(ответы детей)
Разучивание песни по фразам, куплетам. Идет вокально-хоровая работа.
Домашнее задание:Нарисуйте на альбомном листе маленького трубача, таким, каким нарисовала его музыка, песня. На следующем уроке мы с вами сделаем галерею ваших рисунков и я уверена, что у всех вас получатся замечательные картины, навеянные песней ''Маленький трубач''.