Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе

Фото пользователя Наталья Андреевна Назарова
Submitted by Наталья Андреевна Назарова on пн, 24/10/2011 - 15:29
Данные об авторе
Автор(ы): 
Назарова Н.А
Место работы, должность: 

Учитель русского языка и литературы МОУ "Лиманская СОШ № 1"

Регион: 
Астраханская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Русский язык
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе. Тема: &quot; Роль прилагательных в романе А.С.Пушкина &quot;Дубровский&quot;</p>

 

Интегрированный урок русского языка в 6 классе.

                                    Ход урока.

 

- Как уже много раз говорилось литературоведами, критиками и читателями, язык А.С.Пушкина прост и лаконичен. Каждое слово в его произведениях, будь то рассказ, повесть, роман, поэма или стихотворение, употребляется точно и поэтому доносит до читателей мысль автора.

       Посмотрим, как употребляются прилагательные в романе А.С. Пушкина «Дубровский», каковы их выразительные возможности.

 

  Тема урока: «Роль прилагательных  в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

   Эпиграф:    «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы»,- утверждал А.С.Пушкин.

 

Работа с текстом.

1) Выразительное чтение 1 главы романа (1абзац)

2) Задания:

а) выписать из прочитанного отрывка все прилагательные;

б) определите значение прилагательного «старинный». Произведите его морфемный анализ;

Словарь:старинный – 1. Древний, сохранившийся от давних времен. 2. Давнишний, старый.

в) найдите однокоренное прилагательное в 3-м абзаце. («старый»)

На протяжении первых двух глав часто употребляются прилагательные «старый» и «старинный».

Словарь:старый – Достигший старости.

г) Запишите предложения:

- Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров.

- Кирила Петрович заезжал запросто в домишко своего старого товарища.

- Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон.

- Старинные приятели не всегда их (занятий) избегали.

- Каково значение этих прилагательных?

 

Анализ предложений.

1) Запись под диктовку:

-Маша не обратила никакого внимания на молодого француза.

- Молодой барин не намерен присутствовать на обеде.

- Наедине с молодой женою князь нимало не был смущен ее холодным видом.

2) Задания:

а) Подчеркните прилагательные.

б) Назовите общее значение прилагательного «молодой»

Словарь: молодой – Не достигший зрелого возраста; еще не старый.

г) Сопоставьте значения прилагательных «старый» и «молодой».

Это антонимы. (ответы учащихся)

Учитель подводит итог высказываниям учащихся.

- Внимательные читатели знают, что на смену пожилым (старым) героям романа приходят молодые герои (их дети). Благодаря прилагательным, роман словно делится на две части. Героями первой части являются Дубровский и Троекуров. Когда конфликт между ними разрешается смертью первого, главными действующими лицами 2 части становятся Маша и Владимир, и их любовная история продолжается уже до конца романа.

 

Работа с текстом.

1) Выразительное чтение уч-ся фрагмента текста ( описание Покровского и Кистеневки – гл 3).

2) Вопросы и задания:

а) Какие прилагательные Пушкин использует в описании? Отметьте их.

б) Значима ли их роль в характеристике хозяев этих имений? Докажите.

 

Вывод: с помощью прилагательных Пушкин противопоставляет два имения друг другу.

В этих описаниях пары прилагательных, которые входят в словосочетания: пятиглавая церковь – деревянная церковь, огромный каменный дом – старенький домик – являются текстовыми антонимами.

       Такое противопоставление позволяет еще больше подчеркнуть различия между двумя героями.

 

Лексическая работа.

Задания:

а) Запишите словосочетания: бедный дворянин, бедный сосед, бедный дом. Объясните значение прилагательного «бедный».

Словарь: бедный – 1. То же, что неимущий.  

                                 2. перен. Имеющий недостаток в чем-нибудь, скудный.

                                 3. Несчастный, жалкий.

б) Запишите предложения:

- Здоровье бедного Дубровского было плохо.

- Положение бедного больного ужасало его..

- Каково значение прилагательного «бедный» в них? Меняется ли выразительность пушкинского слова?

    Вывод: использование прилагательного «бедный» в первом случае помогает подчеркнуть разницу между Троекуровым и Дубровским. Далее этот эпитет приобретает другое значение: автор словно жалеет своего героя. Теперь, называя героя бедным, автор выражает свое отношение к нему и словно подчеркивает кульминационные моменты в его судьбе, моменты, когда он действительно достоин сочувствия.

 

  Самостоятельная работа.

  Задание: определите значение прилагательного «холодный» в следующих предложениях:

1. Они вошли в холодную, пустую церковь.

2. Наедине с молодой женой князь нимало не был смущен ее холодным видом.

3. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга.

  Вывод: прилагательное «холодный» в «Дубровском» является многозначным: в 1 предл. – не нагретый, не содержащий тепла; во 2-м – равнодушный; в 3-м – бесстрастный.

    Так, употребление одного и того же эпитета в разных значениях позволяет автору кратко и точно описать и внешнюю обстановку, и каково состояние героини в данный момент.

    Сравним употребление прилаг. «ласковый» в предложениях из глав 1 и 5 «Дубровского»:

1. Такой ласковый прием приятно изумил заседателя.

2. Сие ласковое обещание и надежда найти лакомый пирог ускорили шаги собеседников.

   Вывод: в этих случаях оно несет в себе некоторую авторскую иронию. В 1 предл. иронию несет само прилагательное. Во 2, как кажется, прилагательное употреблено без иронии, но ирония тут же находит себе место в описании заспешивших гостей.

 

Подведение итогов урока.

- Имена прилагательные в романе «Дубровский» служат для противопоставления, описания внешней обстановки и внутреннего состояния героев, играют важную роль в композиции произведения


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн