Интегрированный урок русского языка и литературы в 6 классе
Submitted by Наталья Андреевна Назарова on пн, 24/10/2011 - 15:29
Интегрированный урок русского языка в 6 классе.
Ход урока.
- Как уже много раз говорилось литературоведами, критиками и читателями, язык А.С.Пушкина прост и лаконичен. Каждое слово в его произведениях, будь то рассказ, повесть, роман, поэма или стихотворение, употребляется точно и поэтому доносит до читателей мысль автора.
Посмотрим, как употребляются прилагательные в романе А.С. Пушкина «Дубровский», каковы их выразительные возможности.
Тема урока: «Роль прилагательных в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
Эпиграф: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы»,- утверждал А.С.Пушкин.
Работа с текстом.
1) Выразительное чтение 1 главы романа (1абзац)
2) Задания:
а) выписать из прочитанного отрывка все прилагательные;
б) определите значение прилагательного «старинный». Произведите его морфемный анализ;
в) найдите однокоренное прилагательное в 3-м абзаце. («старый»)
На протяжении первых двух глав часто употребляются прилагательные «старый» и «старинный».
Словарь:старый – Достигший старости.
г) Запишите предложения:
- Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров.
- Кирила Петрович заезжал запросто в домишко своего старого товарища.
- Вскоре явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон.
- Старинные приятели не всегда их (занятий) избегали.
- Каково значение этих прилагательных?
Анализ предложений.
1) Запись под диктовку:
-Маша не обратила никакого внимания на молодого француза.
- Молодой барин не намерен присутствовать на обеде.
- Наедине с молодой женою князь нимало не был смущен ее холодным видом.
2) Задания:
а) Подчеркните прилагательные.
б) Назовите общее значение прилагательного «молодой»
Словарь: молодой – Не достигший зрелого возраста; еще не старый.
г) Сопоставьте значения прилагательных «старый» и «молодой».
Это антонимы. (ответы учащихся)
Учитель подводит итог высказываниям учащихся.
- Внимательные читатели знают, что на смену пожилым (старым) героям романа приходят молодые герои (их дети). Благодаря прилагательным, роман словно делится на две части. Героями первой части являются Дубровский и Троекуров. Когда конфликт между ними разрешается смертью первого, главными действующими лицами 2 части становятся Маша и Владимир, и их любовная история продолжается уже до конца романа.
Работа с текстом.
1) Выразительное чтение уч-ся фрагмента текста ( описание Покровского и Кистеневки – гл 3).
2) Вопросы и задания:
а) Какие прилагательные Пушкин использует в описании? Отметьте их.
б) Значима ли их роль в характеристике хозяев этих имений? Докажите.
Вывод: с помощью прилагательных Пушкин противопоставляет два имения друг другу.
В этих описаниях пары прилагательных, которые входят в словосочетания: пятиглавая церковь – деревянная церковь, огромный каменный дом – старенький домик – являются текстовыми антонимами.
Такое противопоставление позволяет еще больше подчеркнуть различия между двумя героями.
2. перен. Имеющий недостаток в чем-нибудь, скудный.
3. Несчастный, жалкий.
б) Запишите предложения:
- Здоровье бедного Дубровского было плохо.
- Положение бедного больного ужасало его..
- Каково значение прилагательного «бедный» в них? Меняется ли выразительность пушкинского слова?
Вывод: использование прилагательного «бедный» в первом случае помогает подчеркнуть разницу между Троекуровым и Дубровским. Далее этот эпитет приобретает другое значение: автор словно жалеет своего героя. Теперь, называя героя бедным, автор выражает свое отношение к нему и словно подчеркивает кульминационные моменты в его судьбе, моменты, когда он действительно достоин сочувствия.
Самостоятельная работа.
Задание: определите значение прилагательного «холодный» в следующих предложениях:
1. Они вошли в холодную, пустую церковь.
2. Наедине с молодой женой князь нимало не был смущен ее холодным видом.
3. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга.
Вывод: прилагательное «холодный» в «Дубровском» является многозначным: в 1 предл. – не нагретый, не содержащий тепла; во 2-м – равнодушный; в 3-м – бесстрастный.
Так, употребление одного и того же эпитета в разных значениях позволяет автору кратко и точно описать и внешнюю обстановку, и каково состояние героини в данный момент.
Сравним употребление прилаг. «ласковый» в предложениях из глав 1 и 5 «Дубровского»:
1. Такой ласковый прием приятно изумил заседателя.
2. Сие ласковое обещание и надежда найти лакомый пирог ускорили шаги собеседников.
Вывод: в этих случаях оно несет в себе некоторую авторскую иронию. В 1 предл. иронию несет само прилагательное. Во 2, как кажется, прилагательное употреблено без иронии, но ирония тут же находит себе место в описании заспешивших гостей.
Подведение итогов урока.
- Имена прилагательные в романе «Дубровский» служат для противопоставления, описания внешней обстановки и внутреннего состояния героев, играют важную роль в композиции произведения