Submitted by Елена Ивановна Захарова on пн, 24/10/2011 - 13:15
Организационный момент. Ученики заходят в класс под энергичную музыку и становятся у стульев.
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Начинаем урок по «Сценическому мастерству». По традиции театральных уроков соберем внимание».
Слушаем шумы (в коридоре, на улице, в классе). Посмотрите на свои руки, обувь. Что изменилось? Продолжим упражнением на ассоциацию. Я говорю слово – вы цвет. (Дорога, радость, мечта, космос, друг, грусть, земля, мама, враг, школа, хлеб).
Дать оценку упражнению.
Играем в «Телефон». (Если ребята точно передали слово, считаю внимание собранным). Молодцы!
«Что я делаю?» Учитель звонить по воображаемому телефону, надувает воздушный шарик не используя никаких предметов. (Ученики отгадывают и отвечают). Я включила воображение и донесла до вас сценический образ.
Итак, тема урока: «Воображение, как один из элементов актерского мастерства».
Поэтому с помощью специального тренинга, будем, добиваться полного раскрытия сценических образов через воображение.
Ребята, так какая же цель и сверхзадача вытекают отсюда?
(Ответ: цель – научиться фантазировать в предлагаемых обстоятельствах.
Сверхзадача разбудить органическую природу каждого
Хорошо.
Давайте, окунемся в мир воображения. (Включается музыка). Представьте себя на берегу моря. (Спросить 3 учеников, что они видят в небе? На горизонте?)
Теперь сидите на горе. Ваши ощущения? Молодцы. (Помочь ребятам эпитетами раскрасить увиденное)
Что же такое воображение? (Ответы) Хорошо. Следовательно, - воображение – это вымысел, которому от природы дано больше, чем самой реальной действительности.
А для чего это необходимо? Для полного и достоверного раскрытия сценического образа.
Ребята, а воображение и фантазия – это одно и тоже?
(Нет) Тогда назовите отличия.
Фантазия реально не существует, она помогает полнее раскрыть воображаемые предметы. Дополняет и раскрашивает их. Хорошо. Молодцы!
Давайте снимем мышечный «зажим».
Встали, закрыли глаза, вытянули вперед руки:
-Есть у нас игра такая,
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье –
И становится понятно –
Расслабление приятно.
Вдруг стало холодно, руки замерзли:
_Пальчики сильней сжимаем
Растираем, растираем.
Знайте, девочки и мальчики,
Не замерзнут наши пальчики.
Раскрепостим тело:
-Любопытная Варвара
Смотрит влево… смотрит вправо…
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
Шея ненапряженна, а рассла-б-ле-на…
- А Варвара смотрит вверх!
Выше вверх, дальше вверх!
Возвращаемся обратно – Расслабление приятно!
Шея не напряжена, а расслаб-ле-на… Молодцы!
Продолжим упражнения на развитие воображения. Освободим сценическую площадку.
1. Команда – ход по кругу в темной комнате, оправдание стула, как предмета.
2. команда – ход по кругу на характерность.
Спросить, какая бывает характерность и отличия. Вообразите, что вы 1) очень толстые; очень стройные; 3) очень старые.
Меняем мизансцену урока. Переход со стульями в разных предлагаемых обстоятельствах. Сильнее включите воображение. Начали (упражнение выполняется под музыку). 1) по льду; 2) по канату; 3) по болоту; 4) по стеклу; 5) по пустыне; 6) по горячей воде.
Ребята , у кого точнее получилось? Выскажите свое мнение.
Перейдем к тренингу на память физических действий, где воображение и логика неразделимы. Я – «зеркало» и человек. (задание дать на листке, чтобы другие ребята не знали). Спросить , что они делали? У кого лучше получилось? (я – мою окно; я –умываюсь).
Чтобы полнее раскрыть тему «Воображение», ребятам было дано задание придумать этюды.
Определите, какой это этюд по форме? И что за событие произошло?
(ЭТЮД пластический).
Объявляют – «Волшебный полет». Молодцы!
Следующий этюд «Ноги». Какое событие здесь произошло и какие картины за ширмой рисовало ваше воображение? Итак, что вы воняли? (Ответить)
Посмотрим последний этюд. Это отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Вам задание – насколько точно воображение помогло ребятам в создании сценических образов Старца и Руслана? Как вы считаете, ребятам удалось справиться с задачей?
Молодцы!
Давайте образуем творческий полукруг.
Ребята, достигли мы поставленной цели? Чем увы научились? Нужно ли вам воображение?
Хорошо.
Вы все хорошо потрудились , каждый старался разбудить свою индивидуальность, и в этом вам помогало воображение, над которым мы будем продолжать работать
В заключении урока давайте снимем эмоциональное напряжение и поиграем.
Под музыку дети представляют себя куклами в театре Карабаса Барабаса. Учитель помогает.