Особенности творческого мышления учителя складываются под влиянием требований, вытекающих из содержания и характера педагогического труда. Согласно К.Д. Ушинскому, педагогическая деятельность является одним из видов практического искусства, которое требует от учителя высокоразвитого творческого мышления. Педагогическая деятельность принадлежит к типу “человек – человек” (Е.А Климов). Наиболее существенной ее особенностью является то, что она представляет собой деятельность по управлению другой деятельностью (деятельностью учащихся), в процессе которой осуществляются формирование и развитие личности ученика. Руководство процессами взаимодействия, коммуникации, общения в системе “учитель –учащийся” не может быть ничем иным, кроме как делом педагогического искусства. Искусство учителя проявляется и в том, как он строит урок, и в том, какими способами он организует самостоятельную работу учащихся, и в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учениками в тех или иных ситуациях школьной жизни. Этим определяется проблема развития творческого мышления педагога.
Творческое мышление педагога, складываясь в процессе приобретения опыта учебно–воспитательной работы, само начинает выполнять активную роль в регуляции педагогической деятельности.
При выявлении творческих особенностей профессионального педагогического мышления мы используем “синтетический” подход (Д.Н. Завалишина), который может быть реализован как выделение на множестве характеристик креативности ограниченного числа интегральных параметров, описывающих основные особенности любого творчества.
Первый параметр – “открытость” человека внешнему миру. Этот способ связи творческого человека с миром объединяет такие характеристики продуктивных процессов, как исследовательская (познавательная, поисковая) активность и инициатива субъекта, его впечатлительность, восприимчивость, “изощренное чутье” (М.С. Бернштейн, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, Я.А. Пономарев).
Второй параметр – “выход за пределы”. Суть его состоит в преобразовании ситуации, в подключении (или специальном формировании) новых “пластов”, “планов” психической организации субъекта. В результате продуктивный процесс становится многомерным, гибким (Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская).
Согласно подходу М.М. Кашапова существуют ситуативный и надситуативный уровни педагогического мышления. В соответствии с содержанием ведущих форм профессионализации учителей можно выделить основные критерии сформированности педагогического мышления: профессиональная эффективность, профессиональная результативность, профессиональная продуктивность и, высший уровень – профессиональная зрелость. Профессиональная зрелость свидетельствует о возможности учителя адекватно познавать и оптимально разрешать педагогические проблемные ситуации. Оптимальность педагогического решения включает в себя правильность, экономичность, оперативность, креативность. Креативность понимается как творческие возможности (способности) педагога, которые проявляются в мышлении.
Таким образом, креативность наиболее ярко проявляется лишь на “высоких” уровнях становления педагогического мышления. В наибольшей степени творчество присутствует при функционировании педагогического профессионального мышления на надситуативном уровне. У ситуативно мыслящих учителей творчество практически отсутствует.
Анализ различных подходов к определению творческого мышления позволяет выделить три основных:
1. Определения, опирающиеся на новизну как критерий творчества, в которых подчеркивается продуцирование чего - то нового.
2. Определения, включающие процесс.
3. Подход с позиций умственных способностей.
Основываясь на выделенных подходах, сформулируем следующие определения творческого педагогического мышления.
С позиций первого подхода: творческое педагогическое мышление - вид практического мышления, характеризующийся созданием нового продукта: а) в педагогической деятельности – новые способы изучения учащихся, создание новых диагностирующих приемов, новых методов обучения; б) в педагогическом общении – поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся и т.д.; в) в сфере личности – определение индивидуальных путей своего профессионального развития, построение программы самосовершенствования.
Во втором случае - творческое педагогическое мышление – это высший познавательный процесс поиска, обнаружения и разрешения педагогической проблемности в ходе профессиональной деятельности педагога, протекающей на высшем иерархически организованном уровне (“уровне ведущих идей”, “надситуативном уровне”) и характеризующейся параметрами: “открытость” педагога внешнему миру, способность к “выходу за пределы” исходного уровня психического обеспечения деятельности. Умение устанавливать надситуативную проблемность влияет на личностное развитие педагога.
С позиций умственных способностей – творческое педагогическое мышление – это сложная способность, включающая в себя как конвергентную, так и дивергентную составляющую, чувствительность к проблемам и способность к переопределению.(Переопределение – умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет тем условиям, которые вычленяются в процессе решения и не могут быть учтены с самого начала).
Итак, творческое педагогическое мышление есть сложное интегральное образование, требующее соответствующих методов его изучения.
|
На: Творческое педагогическое мышление
Прошу удалить! У нас в сообществе не принято делать безадресные сообщения, без пояснений и приглашений. Также не принято усложнять работу читателя спецэффектами. Кроме того, не принято воспроизводить абстрактные тексты, фрагменты диссертаций и заготовки статей. Если хотите, чтобы ценная, с Вашей точки зрения, информация была доступна для сообщества, разместите ссылку на нее в разделе "ссылки" и кратко прокомментируйте, что это за ссылка. Мы заинтересованы в точной и чистой коммуникации.
На: Творческое педагогическое мышление
Елена Вадимовна, заливка текста удалена (обратите внимание на просьбу, пожалуйста). Остальное редактирование - за Вами
С уважением, Е.Г. Тимохина
На: Творческое педагогическое мышление
Спасибо всем коллегам за предложения, просьбы и замечания - я еще только учусь.