В дошкольном возрасте первостепенное значение имеет развитие базиса личностной культуры ребенка, его эмоциональное благополучие, развитие индивидуальных способностей и склонностей. Образование предполагает развитие личности ребенка, требует создания адекватных возрасту психолого-педагогических условий: индивидуального подхода к ребенку, предоставления широкого выбора видов деятельности, отсутствия жёсткой предметности.
Предшкольная подготовка может улучшить качество школьного образования, но только при разумной организации образовательного процесса, поэтому очень важно серьезно продумать формы ее воплощения, иначе вместо «выравнивания стартовых возможностей» можно получить совсем другой эффект. Важно, чтобы в образовательных учреждениях, открывающих в будущем учебном году группы предшкольной подготовки были созданы такие условия предстартовой подготовки, которые бы позволили всем детям, поступающим в первый класс, как можно менее безболезненно включиться в школьное обучение и быть успешными.
Психологи говорят о том, что нельзя допустить, чтобы все сводилось к специальной подготовке детей к школе, в основном, к обучению чтению, математике и письму, где 5-летние дети будут, заниматься за партами в классе. Вызывает опасение, что педагоги ведут работу с пятилетками в плане овладения знаниями, умениями, навыками в «школьной логике» – логике будущих учебных предметов, практикуется раннее обучение детей письму, чтению, усложнённой для малышей математике и т.д.
Подобные явления в значительной мере объясняются желанием родителей обеспечить ребёнку успешное школьное обучение. При этом не учитываются такие негативные последствия, как потеря интереса к учёбе, переутомление, перегрузка ребёнка, что отрицательно сказывается на здоровье дошкольника. ЗУНы, конечно, нужны, но совсем не они составляют суть развития ребенка дошкольного возраста и обеспечивают в дальнейшем успешность обучения. ЗУНы — это как бы побочный результат развития. Главное же — в появлении личностных новообразований, таких, как воображение, овладение своими эмоциями, наглядно-образное мышление. Эти новообразования формируются не в игровых формах обучения, а в настоящей полноценной игре. Практика обучения по школьному типу не создает предпосылок для успешного дальнейшего обучения детей в школе и отрицательно сказывается на их здоровье и желании учиться.
Психологические исследования показывают, что ребенок пяти-шести лет не может целенаправленно и полноценно учиться в школе. У него еще не сформированы необходимые для этого физиологические и психологические качества. Процесс созревания дошкольника невозможно подстегнуть никакими специальными занятиями, потому что невозможно изменить законы психического развития. Практика слишком раннего принудительного обучения детей знаниям, умениям и навыкам с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации, и как следствие, к возникновению школьной дезадаптации и школьных неврозов, а также негативно отразится в дальнейшем.
Таким образом, содержанием образования на этой ступени должно быть не ЗУНовское обучение, а развитие личности ребенка, обеспечение его эмоционального благополучия, выявление его реальных интересов и склонностей.
Для выявления и развития интересов и склонностей ребенка необходимо создать условия, связанные с вариативностью, которые требуют от педагога высокого мастерства. Он должен видеть ребенка и стараться понять, какое педагогическое действие необходимо, чтобы обеспечить ребенку наиболее благоприятные условия для его развития.
В течение дня должен обеспечиваться баланс и смена разных видов деятельности детей – умственной, физической. Не следует забывать о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра в любых ее проявлениях.
В структуре образовательного процесса необходимо выделять следующие формы:
общеразвивающие занятия;
занятия, требующие познавательной активности;
двигательно-активные и валеологические;
коррекционные и адаптационные;
досугово - игровая деятельность;
Все они должны входить в учебное расписание как равнозначные компоненты, дополняющие друг друга и обеспечивающие разнообразие способов освоения мира ребенком.
Эффективность обучения в системе непрерывного образования на этапе предшкольное образование – начальная школа напрямую зависит от состояния здоровья и физического развития детей.
Говоря о подготовке к учебной деятельности, нужно иметь в виду не только их интеллектуальные способности к успешной адаптации к школьной жизни, главное – достаточное наличие у ребенка духовных и физических сил, слабость которых является в настоящее время основной причиной неуспешности в школе.
В группах предшкольного образования, созданных на базе ОУ нашего района с педагогами начальных классов и воспитателями работают и другие специалисты: медицинские работники, психологи, учителя- логопеды, учителя-предметники. Занятия дошкольников с логопедами планируется и проводится по индивидуальному плану. Медицинскими работниками проводится мониторинг состояния здоровья дошкольников. Информация о состоянии здоровья детей постоянно анализируется, систематизируется.
Для повышения качества обучения на этапе предшкольного образования необходимо учитывать также
уровень развития познавательной активности детей как необходимого компонента учебной деятельности;
умственные и нравственные способностей учащихся;
сформированность их творческого воображения как направления интеллектуального и творческого развития;
развитие коммуникативности, то есть умения общаться со взрослыми и сверстниками;
создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, творческих способностей ребёнка в различных видах деятельности.
Все это является фундаментом для принятия новой для ребенка позиции ученика и успешного перехода от предшкольного к школьному образованию.
|