Submitted by Альбина Эльбертовна Садриева on Wed, 19/10/2011 - 20:29
1.Организационный момент. Здравствуйте! На предыдущих уроках мы говорили с вами о том, что поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри»- романтическая.
А «Демон», с вашей точки зрения?
Сегодня мы рассмотрим узловые вопросы, самое важное. Итак, поэма «Демон» как произведение, написанное в стиле романтизма.
- Вспомним основные черты романтической поэмы и романтического героя. Для романтизма характерно:
-герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставляемый всем, не может обрести счастье в реальной жизни;
-исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.)
Характерное особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом. (Слайд на доске)
2.Работа с текстом поэмы «Демон» ( текст прочитан заранее)
--На какие черты главного героя обращает внимание поэт? Ответ аргументируйте цитатами из текста.
Это герой- одиночка(«Печальный демон», «дух изгнанья»), мечтающий о свободе, противопоставленный всем(« давно отверженный», «сеял зло без наслаждения», «изгнанник рая», не может обрести счастья в реальной жизни.
Это исключительный герой. Это дух, демон, живущий вне пространства и времени(2 признак).
3.Прервем ход наших мыслей и поговорим о сюжете поэмы.
Сообщение ученика. Замысел и сюжет поэмы «Демон» (Слайды с презентацией)
Замысел поэмы возник у Лермонтова еще в 1829году . Уже тогда определился основной конфликт: падший ангел, несущий на себе бремя вселенского проклятия влюбляется в смертную, ища в любви перерождения и выхода из космического одиночества. Но его избранница, монахиня, любит ангела и надежда на возрождение сменяется ненавистью и жаждой мести. Демон обольщает и губит монахиню, торжествует над соперником.
Зарождение любви героини к искусителю- особая тема. Место действия- Кавказ, сюжет погружается в сферу народных преданий. Фигура Тамары почти символический образ, равноценный образу Демона. Мотив любви ее к ангелу теряет свое значение, а в «грехопадении»ее открывается высший смысл. Она наделена полнотой переживания, которая исчезла в современном мире.
Она способна к самоотверженной любви и искупительному жертвенному страданию, которые ставят ее на грань святости:
Она страдала и любила,
И рай открылся для любви.
Демон погубил свою возлюбленную, он не только наказан, но и побежден в самый момент своей мнимой победы, ибо его жертва возвысилась над ним.
Побежденный Демон- существо бунтующее и страдающее. В монологе искусителя проступает отрицание существующего миропорядка, и голос героя сливается с голосом автора.
Концовка поэмы «Демон» как будто соотносится с концовкой поэмы «Мцыри»: Демон живет с проклятием на устах—Мцыри умирает «никого не проклиная»
4.—Чем привлекла Демона Тамара? (ответ аргументируйте цитатой из текста)
-- Как повела себя Тамара, искушенная злым духом?
-- Изменила ли Демона любовь к Тамаре?
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!...
ИТАК, сделаем вывод.
«Демон»- романтическое произведение.
1.Герой поэмы «Демон»- одиночка, измученный своим одиночеством, он ищет в любви выхода из своего одиночества, в любви надежда на возрождение, новую жизнь.
2. Это исключительный герой- чуть ли не фантастический. Он живет вне и времени и пространства; живет в непривычной среде, паря над миром.
3.Для произведения характерно двоемирие: мир героя, мир Демона без радости, без чувств, вне времени и пространства. Ему противопоставлен реальный мир Тамары, мир любви, чувств, страдания, искренности, добра. Эти два мира противопоставлены друг другу. И когда пытается Демон их совместить- Тамара гибнет; Демон говорит, что она его.
Но оказывается, что она заслужила прощение, своим отрешением, жертвенностью любви.
«Демон»- романтическое произведение.
Д.задание: опережающее задание к следующему уроку внеклассного чтения. Тему можно посмотреть на стенде.