Уважаемые педагоги недавно Вы отвечали на вопросы анкеты. В анкетировании участвовало 25 человек. При обработке были получены следующие данные:
На вопрос «Существуют ли в Вашей работе стрессовые ситуации» ответили
- «да» - 84% опрошенных
- «нет»- 16%.
Среди стрессовых ситуаций назвали такие:
- открытые занятия – 8%
- отношения с родителями и детьми – 40%
- отношения с коллегами – 12%
- внешние причины – 8%
- не отвечают – 32%.
На вопрос «Как Вы распознаете, что находитесь в стрессовой ситуации?» ответили, что
- появляется головная боль, учащается сердцебиение, изменяется давление – 32%
- появляется раздражительность – 24%
- появляется тревога, волнение, плачь – 20%
- дрожание тела, рук – 8%
- не отвечают – 16%
Напряжение снимают с помощью
- лекарств, травяных сборов – 16%
- вязания, чтения – 12%
- сна – 8%
- отвлечения, просмотра фильмов – 16%
- прогулки, принятия душа, ванны, дыхательные упражнения – 20%
- общение -8%
- умственная, физическая работа – 8%
- не умеют – 4%
- не отвечают – 8%.
На вопрос «слышали ли о выражении «эмоциональное выгорание», отвечают
- нет – 60%
- да и объясняют как понимают – 36%
- не могут объяснить – 4%
В результате мы видим, что стрессовые ситуации в нашей работе существуют, в основном это проявляется в отношениях с родителями, детьми, коллегами. Все понимают, чувствуют, что находятся в стрессовой ситуации, испытывают напряжение, применяют разные способы снятия напряжения.
Сегодня мы поговорим почему в нашей работе возникают стрессовые ситуации, как с ними справлять более эффективно, что бы не терять своих профессиональных качеств.
В последнее время в нашей жизни все чаще стало мелькать слово «стресс». Известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше чем у менеджеров, банкиров, генеральных директоров, т.е. других профессионалов, работающих с людьми. Потому что трудность педагогической деятельности заключается в том, что:
- работа педагога по преимуществу умственная и требующая прежде всего, постоянного психического напряжения
- этот труд не заключен в рамки времени и места: он и дома, и в д\с, и во время отдыха
- этот труд не может быть шаблонным. Педагог должен учитывать в работе программу, особенности воспитанников, родителей, коллег.
ВОПРОС ПЕДАГОГАМ (педагоги приглашаются к обсуждению):
Какие напряженные ситуации могут возникнуть в Вашей работе?
(с детьми, с родителями, с педагогами, руководителем).
Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают стресс. Необходимость сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги повышает эмоциональное напряжение, а это в свою очередь сказывается на здоровье: проявляется возбудимость, падение работоспособности, повышенная утомляемость, ослабление внимания, памяти, апатия, бессоница. Таким образом, именно те качества, которые являются важными для педагогической деятельности, нарушаются. Так же эмоц. Напряжение могут вызывать недостаточное материальное положение, невозможность пополнить свое образование, осознание своей неподготовленности к новым методам и требованиям. Явления изношенности и утомления в проф. Деятельности и называется «профессиональным сгоранием» или «эмоциональным сгоранием». «Эмоциональным» потому что наша профессия напрямую связана с эмоциями. С такими качествами как эмпатия – отражение и понимание эмоционального состояния другого человека; экспрессивность – способность «оживлять» подлинные эмоции, способствует проявлению творчества, инициативности, способности легко устанавливать контакт. Эмоционально «выгоревший» педагог характеризуется отсутствием яркой эмоциональности, выражающейся в речи, мимике, пантомимике., этим самым провоцирует детей на конфликты, т.к дети не понимают истинных чувств и хотя бы плохим поведением вызывают истинные чувства у педагога. Позитивное, эмпотийное отношение педагога к ребенку и экспрессивное проявление этого отношения приводит к снижению конфликтов, повышению самооценки, уменьшает количество стрессовых состояний.
УПРАЖНЕНИЕ «ЛЮБЯЩИЙ ВЗГЛЯД».
Цель: Осознание своего эмпатийного экспрессивного арсенала.
Водящий выходит за дверь. Среди участников выбирается тот, кто будет смотреть на водящего любящим (варианты: равнодушным, заинтересованным, обиженным и т.д.) взглядом. Водящий должен по мимике и позе участников догадаться кто смотрит на него любящим или каким либо другим взглядом.
ОБСУЖДЕНИЕ:ЧТО ПОМОГЛО ДОГАДАТЬСЯ, КАК УДАЛОСЬ ИЗОБРАЗИТЬ ВЗГЛЯД.
2.ЧАСТЬ.
Сохранить ровное настроение и внутреннюю гармонию позволяет психологическая устойчивость. Устойчивость к стрессу повышает удовлетворенность ходом жизни в целом, оптимистическое отношение к текущей жизненной ситуации, уверенность в себе. Как же нам вести себя, когда мы находимся стрессовой ситуации? Для начала нужно определить какие бывают стрессовые ситуации. Все стрессоры можно разделить на 3 группы:
С КОТОРЫМИ МОЖНО СПРАВИТЬСЯ самостоятельно – когда Вы испытываете раздражение, плохое настроение – можно помыть полы, сделать перестановку, потанцевать, сготовить. Надо загрузить себя работой, которая бы приносила удовольствие.
ДЛЯ БОРЬБЫ С КОТОРЫМИ НЕОБХОДИМО ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОМОЩИ – в тяжелые жизненных ситуациях мы боимся просить о помощи, заранее боясь отказа. При невозможности справиться самостоятельно с нахлынувшими проблемами, обязательно надо обратиться к людям, которые способны оказать реальную помощь.
С КОТОРЫМИ НУЖНО НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ – решите для себя, будете Вы бороться или примите все и стерпите, если это не в силах изменить.
- не нагнетайте мрачных мыслей и фантазий (лучший способ не думать о плохом – заняться делом, не программируйте себя на плохое:
- умейте видеть положительное во всех ситуациях;
- не расстраивайтесь из за мелочей;
- развивайте смеховую культуру;
- расслабляйтесь: слушание музыки (Моцарт), принятие ванны с ароматной пеной, поддержание хорошей физкультурной формы (при физ. нагрузке выделяются антистрессоры), соблюдайте здоровую диету, регуляция дыхательного ритма, научитесь быть успешным (человек успешен тогда, когда занимается любимым делом, когда деятельность доставляет удовольствие).
УПРАЖНЕНИЕ «Прощай напряжение».
Цель: научить снимать напряжение приемлемым для каждого способом.
Инструкция:
Сейчас мы с Вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист,скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте подальше.
АНАЛИЗ:Как Вы себя чувствуете?
Расстались ли Вы со своим напряжением?
Ощущения до и после упражнения.
Состояние напряжения всегда можно смягчить, придерживаясь определенных ориентиров преодаления стресса:
- чрезмерная активность – вредна, но еще вреднее – пассивность и бездействие. Любое трудное дело можно разбить на части и начать действовать;
- если не знаете «за что ухватиться», хватайтесь за главное, если не поняли что является главным, начните с того, что умеете лучше выполнять. Важно начать;
- стресс полностью не снимается пассивным отдыхом, сном. Необходимо найти источник хороших эмоций (по медицинским данным, просмотр фильмов, чтение газет, картежные игры учащают сердцебиение и не являются действенными способами успокоения). Хорошо успокаивает и снимает напряжение шитье, вязание, общение с детьми, неспешная еда, прогулки, водные процедуры;
- организуйте неделю так, что бы уменьшить стресс:
1. каждый день находить повод посмеяться. Прочитать, посмотреть, послушать, рассказать что-нибудь смешное. Уметь посмеяться над собой, пошутить.
2. каждый день хвалить себя по несколько раз. Любая работа, большая и маленькая, выполненная вовремя и достаточно качественно, заслуживает благодарности. Не нужно ждать подвигов, чтобы произнести добрые слова. Где подвиг – там стресс.
3. каждый день признаваться в любви самому дорогому человеку, говорить приятные слова близким;
4. два-три раза в неделю давать себе усиленную нагрузку;
5. беречь собственное время и не давать расхищать его. Научиться говорить «нет» в ответ на бесцеремонные просьбы. Наше время – это наша жизнь.
УПРАЖНЕНИЕ «СОЛНЫШКО».
Цель:вызвать у участников положительные эмоции, оставить приятные воспоминания о работе на семинаре.
Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, не считая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывая пожелания, комплименты над лучиками (один лучик на одного участника). Листы передаются до тех пор, пока не пройдут весь круг и не вернутся к хозяину.
Приятно получить такой подарок?
Делать подарок приятно?
3 ЧАСТЬ.
РЕФЛЕКСИЯ.
Как прошло наше собрание, что нового Вы узнали, что запомнилось? Ваши пожелания участникам, ведущему, себе.
Заканчивается мероприятие чаепитием с угощениями, которые заранее готовят педагоги (снятие эмоционального напряжения).
Предложение для руководителя ДОУ: организация системы публичного поощрения педагогов – создание стенда «Вам говорим спасибо».
На: семинар для воспитателей
Великолепный семинар, то что нужно. Спасибо.