Инструктаж по ТБ. Информация – Информатика – Компьютер
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие обучающихся, сообщение темы урока, объяснение целей урока.
Объяснение нового материала
Первый урок любого предмета в пятом классе имеет необычайно важное значение — учителю следует помнить, что с переходом на новую ступень образования (в основную школу) у пятиклассников коренным образом меняется весь привычный им уклад школьной жизни.
Учитель должен обратить особое внимание обучающихся на структуру учебника (главы, нумерация параграфов, элементы навигации, терминологический словарь, справочник) и систему условных обозначений. Это не только поможет им лучше ориентироваться в учебнике, но и будет способствовать формированию общей информационной культуры. Следует особо обратить внимание учеников на главу 3 «Материал для любознательных». Именно в ней они найдут много интересного материала, на который из-за недостаточного количества времени учитель, скорее всего, не сможет обратить внимание на уроке.
Тема сегодняшнего урока «Информация – Компьютер – Информатика».
Обучающиеся отвечают на вопросы:
Вопрос: Расскажите, что вы знаете про информацию.
Ответ: Информация – это сведения об окружающем нас мире.
Вопрос: Как вы думаете, с помощью каких органов чувств человек получает информацию?
Ответ: С помощью органов зрения, слуха, вкуса, осязания (кожи) и обоняния (носа).
Вопрос: (№4 стр.11) Заполните таблицу.
Ответ:
Вид информации
Чувство
Орган чувств
Зрительная
Зрение
Глаза
Звуковая
Слух
Уши
Вкусовая
Вкус
Язык
Обонятельная
Обоняние
Нос
Осязательная
Осязание
Кожа
Вопрос: (№5 стр.11) Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для разных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота?
Ответ: У орла наиболее развито зрение, у волка — обоняние, у летучей мыши — слух, у дельфина — слух, у крота — обоняние.
Виды информации по форме представления удобно обсуждается на основании соответствующей таблицы на стр. 8-9 учебника.
Вопрос: Как вы думаете, что изучает наука информатика?
Ответ: Всевозможные способы передачи, хранения и обработки информации.
Вопрос: Как вы считаете, для чего человеку понадобился компьютер?
Ответ: Он облегчает умственный труд человека, усиливает его интеллектуальные способности, помогает справиться с гигантскими объемами информации.
Устройства компьютера – системный блок, монитор, клавиатура, мышь.
Вопрос: Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека. Проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу.
Ответ:
Органы человека
Информационный процесс
Компьютер
Органы чувств
Прием (ввод) информации
Клавиатура, мышь, сканер
Мозг
Хранение информации
Память
Мозг
Обработка информации
Процессор
Органы речи и опорно-двигательной системы
Передача информации
Монитор, принтер
Важный этап этого урока — правила техники безопасности и организации рабочего места, достаточно подробно изложенные в учебнике на стр. 67.