Предлагаю начать изучение новой темы с небольшого социологического исследования. Поднимите руку те, кто всегда носит с собой мобильный телефон. Для чего чаще всего используете мобильник? А еще для чего можно использовать? Мобильный телефон стал сейчас для многих необходимой вещью. Можно и с друзьями пообщаться, и музыку послушать, и найти нужные сведения в Интернете, и поиграть, но все это требует затрат энергии. Хорошо, если есть возможность подзарядить телефон, а если вы находитесь, например, в походе? Как поступить в подобном случае? На данном слайде (слайд № 1) показано зарядное устройство, которое позволяет зарядить телефон без какого-либо источника тока. В розетку его включать не нужно. Как вы думаете, за счет чего оно работает?
Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, как работает данное устройство, какое явление в нем происходит.
Открывается доска на ней тема «Явление электромагнитной индукции» - слайд № 5, № 6
Название явления состоит из двух частей: электро- и магнитная.
Эрстед доказал, что вокруг проводника с током существует магнитное поле. Значит, имея электрический ток, можно получить магнитное поле. А нельзя ли наоборот, имея магнитное поле, получить электрический ток? Что для этого нужно сделать?
Такую задачу в начале XIXв. попытались решить многие ученые. Швейцарский физик Жан-Даниэль- Колладон и английский физик Майкл Фарадей практически одновременно занимались решением этой проблемы. Колладон даже немного опередил Фарадея, но зафиксировать свой результат ему не удалось, потому что он работал один. Фарадей был профессором университета, у него были помощники, которые помогли ему увидеть неизвестное до того времени явление.
Изучить новую тему можно прочитав параграф, прослушав мое объяснение, а можно исследовательским путем. Когда вы запомните лучше?
Давайте мы с вами проведем исследование. У вас на столах приборы и лист исследования. Сейчас вы начнете работу, при этом каждый может выбрать ту часть, которая лично ему интереснее. Работая над проблемой мы учимся слушать и слышать друг друга. Время на работу ограничено.
Исследовательская работа
1 задание – экспериментальная проверка возникновения электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного потока через данный контур (слайд № 7)
Подключите катушку к миллиамперметру.
Внесите магнит в катушку, перемещайте магнит относительно катушки. Меняются ли при этом показания амперметра? Меняется ли при этом магнитный поток, пронизывающий катушку?
На несколько секунд остановите магнит внутри катушки. Что показывает при этом миллиамперметр? Менялся ли магнитный поток, пронизывающий катушку, во время остановки?
Сделайте вывод о том, при каком условии в катушке возникал ток.
Внесите магнит в катушку, перемещайте магнит внутри катушки вправо и влево. Отклоняется ли при этом стрелка миллиамперметра?
Проверьте, одинаковыми или различными будут направления тока в катушке при приближении к ней и удалении от нее одного и того же полюса магнита?
Как меняется магнитный поток в катушке при приближении и удалении магнита?
Сделайте вывод о том, как ток в катушке связан с магнитным потоком в ней
Подключите катушку к миллиамперметру.
Внесите магнит в катушку, перемещайте магнит медленно относительно катушки. Меняются ли при этом показания амперметра? Менялся ли магнитный поток, пронизывающий катушку, во время движения магнита?
Перемещайте магнит относительно катушки с большей скоростью. Что происходит с показаниями миллиамперметра? Менялся ли магнитный поток, пронизывающий катушку, в данном случае? В каком случае магнитный поток менялся быстрее?
Сделайте вывод о том, при каком условии в катушке возникает ток и как на него влияет скорость движения магнита.
Обобщаются выводы учеников, и общий результат записывается в тетрадь (слайд №8)
Явление электромагнитной индукции заключается в том, что в замкнутом контуре возникает электрический ток при изменении магнитного потока, пронизывающего данный контур
2 задание – работа с отрывком из биографии Фарадея (слайд № 9)
1).Какую цель поставил перед собой Фарадей при изучении электромагнитных явлений?
2).Сколько лет работал Фарадей над достижениемсвоей цели?
3).Какой вывод он записал в своем дневнике?
4). Как вы считаете, какими чертами характера обладал ученный?
3 задание – объяснить как работает устройство (слады № 10, 11, 12)