Дополнительная образовательная программа "Волшебная страна мастеров"
Размещено: Ирина Елистратова - ср, 12/10/2011 - 16:56
Министерство образования Саратовской области
ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3» г. Хвалынска Саратовской области
«Рекомендовано к утверждению»
«Утверждаю»
Методический совет ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом № 3» г. Хвалынска Саратовской области
(протокол заседания № __ «__»сентября 2008г.
Директор ГОУ
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом № 3» г. Хвалынска Саратовской области
______________ Т.А.Бузаева
«__» сентября 2008г.
Адаптированная образовательная программа
дополнительного образования детей
«Волшебная страна мастеров»
Возраст обучающихся – 8 - 11 лет
Срок реализации программы – 4 года
Разработал: инструктор трудового обучения Елистратова И.Н.
г.Хвалынск
Саратовской области
2008
Пояснительная записка.
Данная дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность. При разработке программы дополнительного образования «Волшебная страна мастеров» для детей детского дома, педагог опирался на современные педагогические теории, анализировал имеющиеся педагогические ресурсы, знакомился с современными технологиями воспитательной работы в условиях дополнительного образования.
Представленные материалы являются авторскими, в них обобщён опыт многих педагогов по обучению детей разного возраста различным видам декоративно-прикладного искусства. Программа предназначена для разных возрастных категорий обучающихся и имеет различные уровни её освоения: общекультурный, функциональной грамотности, профессиональной компетентности.
В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные формы деятельности. Полный курс обучения усиливает стартовые возможности личности на рынке труда и профессионального самообразования.
Дополнительная образовательная программа «Волшебная страна мастеров» актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цель программы:
- обеспечить условия для творческой активности и самореализации личности учащихся;
- изучить основы декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с различными видами деятельности (аппликация, оригами, плетение, лоскутная пластика, вышивание, мягкая игрушка, конструирование из «бросового» материала);
- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
- обучить технологиям разных видов рукоделия.
Воспитательные:
- приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности, как высшей меры воспитанности);
- способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
Развивающие:
- развивать потребности к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка: фантазию, наблюдательность;
- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
Особенностьюданной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:
1. Формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т.п.
2. Опора на личностно ориентированный подход в образовании и игровые технологии.
3. Учёт особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.
Педагогические принципы.
Любовь и уважение к ребёнку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.
При организации учебно-воспитательного процесса учитываются:
1) ведущие виды деятельности в различных возрастных группах учащихся:
- учебная деятельность в младшем школьном возрасте: дети привыкают к новым условиям организации занятий, учатся выполнять требования педагогов, соблюдать дисциплину труда и пр. Игры используются преимущественно учебного характера;
- учебная деятельность и личностное общение в подростковом возрасте: на занятиях принято раскрепощённое, уважительное общение детей друг с другом; поощряется взаимная помощь; разрешается свободное перемещение в кабинете. Потребность детей в общении реализуется в досуговой деятельности, при выполнении коллективных работ и посещении различных мероприятий;
- профессионально направленное обучение в старшем школьном возрасте: для этого периода характерно осознанное отношение к учебной деятельности; педагог старается поощрять самостоятельный творческий поиск, поддерживать интерес к профессиональной специальной литературе по предмету изучения.
2) потребности, интересы учащихся;
3) уровень развития первичного коллектива;
4) уровень развития и самооценки ребёнка, его социальный статус.
К каждому ребёнку применяется индивидуальный подход:
- осознание и признание права личности быть не похожей на других;
- проявление уважения к личности;
- представление права на свободу выбора (быть или не быть в объединении, посещать занятия по выбору);
- оценка не личности ребёнка, а его поступков, деятельности;
- умение смотреть на проблему глазами ребёнка;
- учёт индивидуально – психологических особенностей ребёнка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).
Индивидуальный подход требует дифференцированного подхода. Непосредственно на занятиях педагогом предлагаются работы различной степени сложности. Применяется как опережающее обучение, так и упрощённые задания для медленно работающих детей.
Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.
Создание ситуаций успеха для каждого ребёнка – один из главных принципов.
Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы «Волшебная страна мастеров».
Обучение в объединении многоступенчатое и многоуровневое. Двухэтапный срок реализации программы слагается из следующих ступеней:
1-ый год обучения детей 2 класса (80 часов),
2-ой год обучения детей 3 класса (80 часов),
3-ий год обучения детей 4 класса (80 часов),
4-ый год обучения детей 5 класса (80 часов),
Таким образом, в объединении занимаются дети 8-11 лет.
В связи с тем, что занятия прикладным творчеством требуют индивидуального подхода, рабочее место каждого ученика должно быть оборудовано в соответствии с техникой безопасности, группы комплектуют из расчёта не более 6 человек в группе.
Ступени и уровни обучения.
Название этапа
1-й уровень
«Верю в себя»
2-й уровень
«Ищу и совершен-
ствую себя»
1 этап – раннее
развивающее
обучение
Элементарная
грамотность
2 года
2 этап –
комплексное
массовое обучение
Функциональная
грамотность
2 года
Как видно из схемы, в объединении существуют два этапа обучения, каждая из которых является самодостаточной, но только вместе они составляют оригинальную целенаправленную систему работы с детьми по прикладному творчеству. Каждой ступени соответствует своя специфика, свои цели и задачи, различная степень сложности.
1 этап – элементарная грамотность. Комплексное обучение детей младшего школьного возраста. Элементарная степень сложности. Основные задачи: расширить представление детей о возможностях предлагаемых техник, развить навыки владения инструментами и материалами, освоить простые технические приёмы, стимулировать самостоятельное творческое мышление учащихся; сформировать устойчивый интерес к определённым видам рукоделия, помочь ребёнку в выборе специализации.
2 этап – функциональная грамотность. Цель – закреплять и развивать технологические навыки, полученные предыдущей ступени, учиться новым приёмам прикладного творчества по выбранному предмету специализации. Особенность данной ступени дифференцированное обучение, что позволяет более внимательно и индивидуально подходить к различным категориям учащихся – детям с ограниченными возможностями и одарённым детям. Доминирующая идея – «Ищи и совершенствуй себя».
В результате обучения ученики должны знать:
- виды декоративно-прикладного творчества; историю ремёсел и рукоделий;
- народные художественные промыслы России и родного края;
- названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
- названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
- правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
Должны уметь:
- правильно организовать своё рабочее место;
- пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Уровни освоения материала. Начать обучение в студии можно с любой ступени, даже с третьей, при условии, если ребёнок владеет определёнными для данной ступени знаниями и умениями. Уровни обучения не имеют ничего общего с годами обучения. Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня.
По результатам обучения дети получают характеристики, заверенные администрацией, поощрительные грамоты и дипломы.
Программа 1 этапа обучения (дети 2-3 класса).
Характерные черты и особенности программы:
- тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простых к более сложным; каждый блок программы имеет свою логическую структуру;
- предложенный вариативный учебный план позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов в зависимости от пола;
- содержание позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся, в результате не наступает переутомление, интерес к творчеству не угасает, ребёнок избавляется от ненужных переживаний от неудач;
- содержание программы не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения; более того обеспечивает дополнительную адаптацию к школе, так как ребёнок учится работать в коллективе, адаптируется в системе учебных занятий, осваивает простейшие инструменты (линейку, карандаш), а также развивает мелкую моторику рук, внимание, усидчивость и терпение;
- популяризирует знания по этнокультуре (дети получают информацию о ремёслах и художественных промыслах России и родного края, подкреплённую практическими навыками);
- в программе запланированы игровые разминки, физкультминутки, вводные сказки-фантазии по теме занятия, разгадывание шарад и кроссвордов.
Цели программы:
- создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его творческих способностей посредством знакомства с разными видами декоративно-прикладного искусства;
Развитие мотивации к самостоятельности и творчеству.
Задачи:
- развить у детей жизненно необходимые навыки, необходимые для их социальной адаптации к условиям изменяющейся действительности;
- помочь детям проявить индивидуальные способности в раннем возрасте, фантазию, наблюдательность и творчество;
- дать возможность освоить правила и нормы социально приемлемого общения с ровесниками и взрослыми;
- воспитать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, развить художественный вкус, пробудить интерес к познанию;
- развить образное и пространственное мышление, моторику рук, глазомер;
- научить работать с различными материалами и инструментами, помочь овладеть основами культуры труда.
Учебно-тематический план 1 этапа обучения (дети 2 класса).
1-ый год обучения (80 часов).
№
Тематический блок
Разделы
Кол-во
часов
теории
Кол-во
часов
практики
Всего
часов
1.
Вводное занятие
Правила безопасности труда,
беседа о видах декоративно-
прикладного искусства.
Всего:
1 ч.
1 ч.
-
-
1 ч.
1 ч.
2.
Работа с бумагой и
картоном. Оригами.
Складывание;
резание;
склеивание;
аппликация из бумаги;
плетение из бумаги;
технология гофрированной
бумаги;
объёмные поделки;
закрепление материала.
Всего:
1 ч.
-
-
1 ч.
1 ч.
-
1 ч.
1 ч.
5 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
3 ч.
2 ч.
2 ч.
8 ч.
1 ч.
21 ч.
3 ч.
2 ч.
1 ч.
4 ч.
3 ч.
2 ч.
9 ч.
2 ч.
26 ч.
3.
Технология работы
с нитками и пряжей.
Выполнение кистей;
выполнение помпонов;
изготовление куклы-сувенира
из ниток и пряжи.
Всего:
1 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
5 ч.
2 ч.
2 ч.
4 ч.
8 ч.
4.
Аппликация.
Плоская аппликация на бумаж-
ной основе из природных мате-
риалов с дорисовыванием дета-
лей;
объёмная аппликация из бума-
ги или природных материалов на картонной основе;
комбинирование в одной аппли-
кации различных материалов,
коллаж;
выпуклая контурная апплика-
ция;
прорезная аппликация;
аппликация из ниток, пряжи,
распущенного трикотажа;
оформление рамки к апплика-
ции;
усложнённая аппликация по вы-
бору, закрепление материала.
Всего:
1 ч.
1 ч.
-
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
-
6 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
3 ч.
12 ч.
2 ч
2 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
3 ч.
3 ч.
3 ч.
18 ч.
5.
Конструирование из
бросового материала
Введение;
сбор бросового материала и
изучение его свойств;
изготовление игрушек и игр;
изготовление украшений;
изготовление сувениров.
Всего:
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
5 ч.
-
1 ч.
4 ч.
4 ч.
2 ч.
11 ч.
1 ч.
2 ч.
5 ч.
5 ч.
3 ч.
16 ч.
5.
Работа с тканью.
Кукла-закрутка;
клеевая плоская аппликация;
аппликация на плёночной
основе.
Всего:
1 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
6 ч.
6.
Экскурсии и общест-
венно-полезный труд.
Всего:
-
-
5 ч.
5 ч.
Всего:
23 ч.
57 ч.
80 ч.
Содержание занятий 1 этапа обучения (дети 2 класса).
1-ый год обучения (80 часов).
Тема 1. Вводное занятие (1 час).
Знакомство с группой детей. Игры на знакомство. Правила безопасности труда и личной гигиены на занятиях. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративно-прикладного творчества. Выставка детского творчества.
Тема 2. Работа с бумагой и картоном. Оригами. (26 часов)
Виды бумаги и картона, их свойства и назначение. Игра «Угадай-ка». Правила пользования ножницами. Виды клея, их свойства и применение. Способы и правила склеивания.
Практические занятия. Отработка навыков складывания бумаги. Отработка навыков и умений пользования ножницами. Отработка различных видов соединения деталей. Изготовление поделок, ёлочных игрушек, бумажных цветов.
Тема 3. Технология работы с нитками и пряжей. (8 часов).
Виды ниток и пряжи, их свойства и качества. Приёмы работы с нитками и пряжей.
Практические занятия. Выполнение кистей из ниток и пряжи. Выполнение помпонов из пряжи. Изготовление куклы-сувенира из ниток и пряжи.
Тема 4. Аппликация. (18 часов).
Понятие «плоская аппликация». Правила пользования трафаретами и шаблонами. Понятие «основа» и «фон». Понятие «объёмная аппликация» и технология её выполнения. Понятие «прорезная аппликация и технология её выполнения. Знакомство с инструментами для работы с природным материалом.
Практические занятия. Выполнение различных аппликаций в виде картинок, поделок. Создание аппликации из сухого природного материала.
Изготовление картин из листьев, лепестков и цветов. Выполнение аппликации с использованием ниток, пряжи и распущенного трикотажа. Оформление картин в рамку.
Тема 5. Конструирование из бросового материала. (16 часов).
Беседа «Мир вокруг нас будет чистым и светлым». Изучение свойств материалов. Правила общения с опасными материалами. Техника безопасности при работе. Игра «Соединить точками» и «Космическая загадка».
Практические занятия. Сбор бросового материала и его сортировка. Изготовление ракет, игрушечных планет, роботов. Изготовление игрушек-зверей. Изготовление ёлочных игрушек и игрушек-брелков.
Тема 6. Работа с тканью. (6 часов).
Виды тканей, их свойства и применение. Техника безопасности при работе с тканью. Игра «Лоскутик»
Отработка навыков резания ткани. Изготовление куклы закрутки и одежды для неё.
Тема 7. Экскурсии и общественно-полезный труд (5 часов).
Посещение экспозиции этнографического отдела краеведческого музея. Посещение городской и районной выставки детского творчества. Результативное участие в выставках детского творчества. Изготовление подарочных сувениров. Итоговое занятие. Контроль знаний. Награждение учащихся.
Программа 1 этапа обучения (дети 3 класса).
2-ой год обучения (80 часов).
№
Тематический блок
Разделы
Кол-во
часов
теории
Кол-во
часов
практики
Всего
часов
1.
Вводное занятие
Правила безопасности труда,
беседа о видах декоративно-
прикладного искусства.
Всего:
2 ч.
2 ч.
-
-
2 ч.
2 ч.
2.
Технология работы с
нитками и верёвками.
Простейшие приёмы работы с нитками и верёвками;
вязание крючком;
плетение.
Всего:
1 ч.
4 ч.
2 ч.
7 ч.
1 ч.
8 ч.
4 ч.
13 ч.
2 ч
12 ч.
6 ч.
20 ч.
3.
Шитьё.
Изучение и освоение швов;
пошив цветов;
шитьё сумки;
шитьё объёмной игрушки по
выбору.
Всего:
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
4 ч.
3 ч.
2 ч.
2 ч.
3 ч.
10 ч.
4 ч
3 ч.
3 ч.
4 ч.
14 ч.
4.
Изонить (ниточная
графика)
Введение;
заполнение геометрических фи-
гур ниточной графикой;
панно в технике изонити.
Всего:
1 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
-
1 ч.
5 ч.
6 ч.
1 ч.
2 ч.
6 ч.
9 ч.
5.
Вышивание.
Вышивка свободными швами;
вышивка крестом.
Всего:
1 ч.
2 ч.
3 ч.
5 ч.
4 ч.
9 ч.
6 ч.
6 ч.
12 ч.
6.
Мягкая игрушка.
Из истории народной игрушки;
соединительные швы;
правила кроя и приёмы набив-
ки;
простейшие сувениры;
полуобъёмная мягкая игрушка;
тряпичная, лоскутная кукла.
Всего:
1 ч.
1 ч.
1 ч.
-
-
2 ч.
5 ч.
-
1 ч
1 ч
1 ч.
1 ч.
4 ч.
8 ч.
1 ч
2 ч
2 ч
1 ч
1 ч.
6 ч.
13 ч.
7.
Экскурсии и общест-
венно-полезный труд.
Всего:
-
-
10 ч.
10 ч.
Всего:
24 ч.
56 ч.
80 ч.
Содержание 1 этапа обучения (дети 3 класса).
2-ой год обучения (80 часов).
Тема 1. Вводное занятие (2 часа).
Знакомство с группой детей. Игры на знакомство. Правила безопасности труда и личной гигиены на занятиях. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративно-прикладного творчества. Выставка детского творчества.
Тема 2. Технология работы с нитками и верёвками. (20 часов).
Виды ниток и верёвок их применение. Беседа «Ручное вязание – старинное народное ремесло». Материалы, инструменты, приспособления. Техника безопасности при вязании крючком. Правила и способы плетения из верёвок.
Практические занятия. Изготовление карандашницы методом обмотки цветными нитками. Вывязывание образцов спицами и крючком. Изготовление игрушек: «Мишка», «Снеговик», «Котёнок». Плетение закладок для книг, декоративных шнуров.
Тема 3. Шитьё. (14 часов).
Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты. Изучение различных видов швов.
Практические занятия. Пошив цветов из шёлкового лоскута. Изготовление объёмного панно «Цветы». Пошив летней сумки. Изготовление объёмной игрушки по выбору.
Тема 4. Изонить (ниточная графика). (9 часов).
Знакомство с изонитью. Материалы, инструменты, приспособления.
Практические занятия. Отработка навыков заполнения различных элементов в технике изонити на учебной карточке. Выполнение новых элементов в технике изонити «Журавлик», «Ваза». Изготовление декоративной картинки в технике изонити и оформление её в рамку.
Тема 5. Вышивание. (12 часов).
Беседа «Вышивание – старинное женское ремесло». Инструменты, материалы, приспособления. Техника безопасности при работе с иглой.
Практические занятия. Выполнение декоративных швов. Перевод рисунка на ткань. Вышивание салфетки. Вышивание крестом по канве.
Тема 6. Мягкая игрушка. (13 часов).
Беседа об истории народной игрушки. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления мягкой игрушки. Правила кроя, приёмы набивки.
Практические занятия. Отработка соединительных швов «вперёд иглу», «строчка», «через край», «обмёточный». Отработка навыков раскроя деталей игрушки и её набивка. Изготовление игольниц, мягких полуобъёмных игрушек, тряпичной лоскутной куклы и одежды для неё.
Тема 7. Экскурсии и общественно-полезный труд (10 часов).
Посещение экспозиции этнографического отдела краеведческого музея. Посещение городской и районной выставки детского творчества. Результативное участие в выставках детского творчества. Изготовление подарочных сувениров. Итоговое занятие. Контроль знаний. Награждение учащихся.
Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно-прикладного творчества, то есть самореализоваться и самоопределиться.
Программа:
- раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства;
- удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества;
- позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Цель программы:
Развитие мотивации учащихся к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества, знакомство с технологией лоскутной пластики, вышивания, вязания, изготовление цветов из разных материалов, изготовлении мягкой игрушки, изонити.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия.
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.
Программа 2 этапа обучения (дети 4 класса).
1-ый год обучения (80 часов).
№
Тематический блок
Разделы
Кол-во
часов
теории
Кол-во
часов
практики
Всего
часов
1.
Лоскутная пластика.
Вводное занятие;
лоскутное шитьё;
плоская тканевая аппликация;
объёмная тканевая аппликация;
клеевая тканевая аппликация;
лоскутные сувениры по выбран-
ному образцу.
Всего:
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
-
5 ч.
-
1 ч.
3 ч.
3 ч.
2 ч.
4 ч.
13 ч.
1 ч.
2 ч.
4 ч.
4 ч.
3 ч.
4 ч.
18 ч.
2.
Вязание.
Вводное занятие;
вязание крючком;
вязание по прямой;
вязание по кругу;
прибавление и убавлением
петель;
вязанные крючком сувениры
по выбранному образцу.
Всего:
1 ч.
-
1 ч.
1 ч.
1 ч.
-
4 ч.
-
1 ч.
3 ч.
3 ч.
3 ч.
4 ч.
14 ч.
1 ч.
1 ч.
4 ч.
4 ч.
4 ч
4 ч.
18 ч.
3.
Вышивание
Вводное занятие;
вышивка простыми, свободны-
ми швами;
вышивка крестом;
выполнение изделия с элемен-
тами вышивки по выбранному
образцу.
Всего:
1 ч.
1 ч.
1 ч.
-
3 ч.
-
4 ч.
4 ч.
7 ч.
15 ч.
1 ч.
5 ч.
5 ч.
7 ч.
18 ч.
4.
Мягкая игрушка
Вводное занятие;
плоская мягкая игрушка;
полуобъёмная мягкая игрушка;
объёмная мягкая игрушка;
выполнение мягкой игрушки
по выбранному образцу.
Всего:
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
-
4 ч.
-
3 ч.
3 ч.
3 ч.
5 ч.
14 ч.
1 ч.
4 ч.
4 ч.
4 ч.
5 ч.
18 ч.
5.
Экскурсии и общест-
венно-полезный труд.
Всего:
8 ч.
-
8 ч.
8 ч.
Всего:
24 ч.
56 ч.
80 ч.
Содержание 2 этапа обучения (дети 4 класса).
1-ый год обучения (80 часов).
Тема «Лоскутная пластика» (18 часов.)
1. Вводное занятие – 1ч.
История лоскутного шитья. Инструменты, приспособления, материалы, используемые для работы. Виды тканей. Правила безопасности труда с колющими, режущими инструментами и электроутюгом. Содержание в порядке рабочего места. Правила личной гигиены. Правила кроя ткани. Работа с трафаретами, лекалами, шаблонами, выкройками.
2. Технология лоскутного шитья – 2 ч.
Основные приёмы и элементы лоскутного шитья. Отделочные элементы: стёжка, сборка, рюши, фестоны.
Практические занятия. Отработка по образцам навыков составления узоров из различных лоскутных элементов: полос, квадратов, треугольников, многоугольников.
3. Тканевая лоскутная аппликация – 4 ч.
Понятие «аппликация», «фон», «композиция», «эскиз», «основа». Технология изготовления плоской аппликации из ткани. Ручная аппликация.
Практические занятия. Изготовление прихватки. Выбор и изготовление лоскутной игрушки. Подбор ткани и раскрой по шаблону. Пошив, сборка и оформление игрушки.
4. Объёмная тканевая аппликация – 4 ч.
Технология изготовления объёмной тканевой аппликации «Цветы в вазе».
Практическая работа. Подбор ткани, изготовление выкроек, раскрой и изготовление цветов и листьев из шёлковых тканей без предварительной обработки. Изготовление основы и вазы для объёмной аппликации. Закрепление деталей на основу. Оформление работы в рамку.
5. Клеевая аппликация – 3 ч.
Клеевая тканевая аппликация. Правила работы с клеем. Картонная основа.
Практические занятия. Изготовление мини-картинки в технике клеевой аппликации.
6. Лоскутные сувениры по выбранному образцу – 4 ч.
Из истории вязания крючком. Основные сведения об инструментах и материалах. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Правила и приёмы вязания крючком.
2. Вязание крючком – 1ч.
Начало вязания цепочки воздушными петлями. Вязание столбиков без накида, с накидом. Схематическое изображение узора.
Практические занятия. Изготовление ленточки для волос, закладки, браслета. Выполнение образцов вязания.
3. Вязание по прямой – 4 ч.
Правила вязания прямого полотна. Введение в работу нитки другого цвета. Вязание плотного цветного узора по схеме. Обвязывание края. Выполнение уголков.
Практические занятия. Выполнение квадратной прихватки.
4. Вязание по кругу – 4 ч.
Вязание столбиками без накида по кругу по схеме. Правила вязания круглого полотна. Техника выполнения полустолбика. Вязание по кругу с прибавлением и убавлением петель.
Практические занятия. Выполнение объёмной игрушки сувенира.
5. Вязание крючком, прибавление и убавление петель – 4 ч.
Вязание фрагментов (листьев, цветов, лепестков) методом прибавления и убавления петель. Правила прикрепления вязаных фрагментов на тканевую основу. Выполнение узора по схеме и описанию.
Практические занятия. Выполнение панно из вязаных фрагментов.
6. Вязаные крючком сувениры по выбранному образцу – 4 ч.
Из истории рукоделия. Виды швов по технике выполнения. Основные сведения об инструментах, материалах и приспособлениях. Изучение правил безопасности труда и личной гигиены. Подготовка к вышивке.
2. Вышивка простыми свободными швами – 5ч.
Выбор ткани и ниток для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань. Простейшие швы (вперёд иголку, стебельчатый, тамбурный, петля вприкреп, узелки).
Практические занятия. Выполнение игольницы с вышивкой. Выполнение вышитой миниатюры.
3. Вышивка крестом – 5ч.
Основные правила вышивания крестом. Вышивание крестиков по вертикали и горизонтали, расположение через один, вышивание крестиков по диагонали. Схематичное изображение узора. Общие сведения о сочетании цветов.
Практические занятия. Вышивание поздравительной открытки. Вышивание миниатюры и оформление изделия в рамочку. Вышивание салфетки.
4. Выполнение изделия с элементами вышивки по выбранному образцу – 7ч.
История народной игрушки. Виды мягкой игрушки. Инструменты, приспособления и материалы, используемые для работы. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Правила кроя и шитья мягкой игрушки.
2. Плоская мягкая игрушка – 4ч.
Технология выполнения плоской мягкой игрушки. Основа для плоской мягкой игрушки.
Практические занятия. Выбор и изготовление выкройки плоской мягкой игрушки. Подбор тканей для выбранной игрушки. Изготовление картонной основы. Раскрой ткани, смётывание деталей, пошив игрушки. Соединение картонной основы с моделью игрушки.
3. Полуобъёмная мягкая игрушка – 4ч.
Технология изготовления полуобъёмных игрушек. Сходство и различие плоских и полуобъёмных игрушек.
Практические занятия. Выбор модели игрушки, подбор ткани, изготовление выкроек и раскрой. Пошив полуобъёмной игрушки, набивка и отделка.
4. Объёмная мягкая игрушка – 4ч.
Технология изготовления объёмной игрушки.
Практические занятия. Выбор модели, подбор ткани, изготовление выкроек, раскрой. Пошив объёмной игрушки, набивка и отделка.
5. Выполнение мягкой игрушки по выбранному образцу – 5ч.
Тема « Экскурсии и общественно-полезный труд» (8 часов).
Посещение экспозиции этнографического отдела краеведческого музея. Посещение городской и районной выставки детского творчества. Результативное участие в выставках детского творчества. Изготовление подарочных сувениров. Итоговое занятие. Контроль знаний. Награждение учащихся.
Программа 2 этапа обучения (дети 5 класса).
2-ой год обучения (80 часов).
№
Тематический блок
Разделы
Кол-во
часов
теории
Кол-во
часов
практики
Всего
часов
1.
Швейное дело.
Вводное занятие;
устройство швейной машины
с электроприводом;
виды машинных строчек и швов;
пошив простых швейных изде-
лий;
утюжка швейных изделий.
Всего:
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
-
6 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
8 ч.
1 ч.
14 ч.
2 ч.
2 ч.
5 ч.
10 ч.
1 ч.
20 ч.
2.
Вышивание
Вышивка крестом;
вышивка свободными швами;
вышивка лентами;
Всего:
1 ч.
2 ч.
2 ч.
5 ч.
5 ч.
5 ч.
5 ч.
15 ч.
6 ч.
7 ч.
7 ч.
20 ч.
5.
Декоративные
цветы из ткани
Вводное занятие;
поздравительная открытка,
украшенная цветами из ткани;
декоративная подушка, укра-
шенная цветами из ткани;
шкатулки, украшенные цвета-
ми из ткани;
декоративные поделки с цве-
тами из ткани.
Всего:
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
5 ч.
-
3 ч.
4 ч.
4 ч.
4 ч.
15 ч.
1 ч.
4 ч.
5 ч.
5 ч.
5 ч.
20 ч.
4.
Лоскутная пластика.
Техника лоскутного шитья;
лоскутная мозаика;
лоскутная аппликация;
лоскутная игрушка.
Всего:
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
6 ч.
3 ч.
3 ч.
4 ч.
4 ч.
14 ч.
4 ч.
4 ч.
6 ч.
6 ч.
20 ч.
Всего:
22 ч.
58 ч.
80 ч.
Содержание 2 этапа обучения (дети 5 класса).
2-ой год обучения (80 часов).
Тема «Швейное дело» (20 часов).
Вводное занятие – 2 ч.
Беседа об искусстве шитья. Инструктаж по технике безопасности и правила личной гигиены. Организация рабочего места. Инструменты, материалы, приспособления необходимые при работе на швейной машине.
Устройство швейной машины с электроприводом – 2 ч.
Правила эксплуатации швейной машины с электроприводом. Виды швейных машин. Правила ухода за швейной машиной, чистка, смазка. Заправка ниток.
Основы цветоведения. Подбор ниток для вышивки. Основные правила вышивания крестом. Схематическое изображение узора. Правила ухода за вышитыми изделиями.
Практические занятия. Выбор рисунка для вышивания крестом картины. Расчёт необходимого количества канвы. Закрепление срезов канвы. Выполнение вышивки по схеме. Оформление вышитой работы.
2. Вышивка свободными швами – 7ч.
Подбор ниток и ткани для вышивки. Способы перевода рисунка на ткань. Основные правила вышивания простейшими свободными швами.
Практические занятия. Выбор рисунка для вышивки панно. Вышивание свободными швами панно. Оформление вышитой работы. Подготовка рамки, натягивание вышивки на картон. Отделочные работы.
3. Вышивка лентами – 7ч.
Выбор рисунка и изделия. Подбор ткани, лент, ниток, иголок, пялец для работы. Перевод рисунка на ткань. Основные швы, используемые в вышивке лентами.
Выполнение вышивки. Вышивание цветов, листьев, стеблей различными швами. Оформление вышитой работы. Подготовка рамки, натягивание вышивки на картон. Отделочные работы.
Тема «Декоративные цветы из ткани» (20 часов).
1. Вводное занятие – 1ч.
Инструменты, приспособления и материалы, необходимые для изготовления декоративных цветов. Приёмы работы над цветами.
2. Поздравительная открытка, украшенная цветами из ткани – 4ч.
Историческая справка об поздравительных открытках. Виды и назначение поздравительных открыток. Правила изготовления поздравительной открытки.
Практические занятия. Изготовление цветов для открытки. Прикрепление цветов к основе. Изготовление паспарту. Отделка готовой открытки.
3. Декоративная подушка, украшенная цветами из ткани – 5ч.
Виды декоративных подушек. Правила раскроя, пошива и набивки подушки. Форма и размеры цветов из ткани, украшающих декоративную подушку. Требования к свойствам материала.
Практические занятия. Изготовление декоративной подушки, украшенной цветами из ткани.
4. Шкатулки, украшенные цветами из ткани – 5ч.
Виды и назначение шкатулок. Формы и виды картонных коробок, используемых для изготовления шкатулок. Виды ткани и размеры цветов, украшающих декоративные шкатулки.
Практические занятия. Изготовление цветов и крепление на основу. Обтягивание картонных коробок тканью. Изготовление шкатулки, украшенной цветами из ткани.
5. Декоративные поделки с цветами из ткани – 5ч.
Варианты различных поделок с использованием цветов из ткани. Выбор декоративной поделки и подготовка материала.
Практические занятия. Изготовление декоративной поделки по выбору (салфетница, гнёздышко, валентинка с розочками, апельсиновое дерево, венок).
Тема «Лоскутная пластика» (20 часов).
1. Техника лоскутного шитья – 4 ч.
Подготовка ткани к работе. Закономерности цветовых сочетаний. Правила кроя. Шитьё из полос, квадратов, треугольников.
Практические занятия. Изготовление прихваток по данным схемам. Изготовление коврика, салфетки.
2. Характеристика различных видов лоскутной мозаики – 4 ч.
Виды шитья на основу. Витражный способ шитья. Отделочные элементы лоскутного шитья.