Submitted by Наталья Владимировна Апексимова on Wed, 12/10/2011 - 00:45
Повторительно-обобщающий урок по теме: «АФРИКА»
Цели урока:
1. Повторить и обобщить знания по теме «Африка»
2. Способствовать развитию памяти, любознательности, умению творчески мыслить.
3. Развивать у ребят потребность готовиться самостоятельно, помогать всем членам команды.
Оборудование: мультимедийная презентация, физическая карта мира, физическая карта Африки.
Подготовительный этап
Уже на первых уроках по данной теме учащиеся информируются о том, как будет проходить заключительный урок. Ближе к дате проведения урока класс делится на две команды, каждая команда выбирает капитана.
Команды должны приготовить к уроку:
1. Придумать название, девиз, эмблему;
2. Три вопроса по данной теме;
3. Написать письмо о путешествии на материк;
4. Повторить материал по теме «Африка».
Оформление кабинета:
На передней и боковой стене помещены: экран и физические карты. Столы составлены в два больших стола и стол для жюри.
ХОД УРОКА:
Команды занимают свои места. Звучит музыка. На первом слайде презентации возникает надпись «АФРИКА».
1 ведущий. Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
Б. Пиляцкий
2 ведущий (представляет членов жюри, рассказывает об условиях соревнований)
Сегодня наш урок посвящён Африке. Мы начинаем!
Пусть победит сильнейший. Удачи вам, ребята!
1 ведущий Первый наш конкурс называется
«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КОМАНДЫ».
Члены команды должны представить эмблему, название и девиз своей команды.
2 ведущий А сейчас « РАЗМИНКА». Я буду читать вопросы, которые будут дублироваться на слайде. Побеждает команда быстрее и правильнее ответившая на вопросы.
1. Герой одной из пьес В. Гюго говорит: « Вы к тиграм в Африку послать меня хотели» А в одной из детских книжек написано про тигра: «Он прячется в джунглях, в зарослях, таится около тропы, по которой идут к водопою антилопы и зебры»
КАКИЕ ЗООГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ЗДЕСЬ ДОПУЩЕНЫ?
2. «На берегу озера Чад у самой воды поставили домик. Купались в озере, любовались красивыми фламинго. Нам так понравилось, что мы, дождавшись летних каникул, приехали на озеро опять. Но на месте нашего домика была вода»
ПОЧЕМУ?
3. Что за дерево, о котором говорят: « Она купает свои ноги вводе, а прекрасную голову - в огне солнечных лучей»?
В КАКИХ РАЙОНАХ АФРИКИ ОНО РАСТЁТ?
1 ведущий Конкурс, который мы проведём сейчас, называется «КАРТОГРАФИРОВАНИЕ»
Каждая команда получит конверт, в котором находятся части контурной части Африки. Из этих частей вы должны собрать полное изображение материка. Когда вы это сделаете, вы увидите, что одна из частей материка выделена. Ваша задача перечислить как можно больше объектов, которые попали в эту часть материка.
2 ведущий А сейчас «ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ БОЙ»
Каждая команда заранее готовила для команды противников по три вопроса по теме «Африка»
На размышления по каждому вопросу даётся 1 минута.
1 ведущий « КТО ТАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ?» - так называется наш следующий конкурс. На слайде по очереди возникают слова, имеющие отношение к Африке. Задача команды дать быстрое, но достаточно полное объяснение этому слову
1 команда 2 команда
Намиб Нигер
Чад Ливингстон
Оазис Вельвичия
Гондвана Бушмен
Гепард Конго
Виктория Килиманджаро
Пигмей Баобаб
( если команда, которой адресовано слово не может дать определение, это может сделать другая команда. За это она получает дополнительные баллы)
2 ведущий Готовьтесь команды!
Конкурс «ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»
Каждая команда должна была совершить воображаемое путешествие в Африку, а о том, что увидели они там, изложить в письме в письме – послании команде противнику. Но будьте осторожны! Чтобы проверить вас, в описании допущены географические ошибки. В каждом послании - 10 ошибок.
1 ведущий « ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ Африки»
Внимание на экран! На экране будут появляться изображения растений и животных Африки. Задача команды, назвать их и определить в какой природной зоне растёт растение или обитает животное. Команды отвечают по очереди.
2 ведущий Конкурс «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»
(Звучит музыка и ведущий выносит чёрную коробку)
Команды прослушайте и прочитайте текст, угадайте, что лежит в этой коробке.
1. Африка является родиной этого небольшого вечнозелёного дерева с белыми пахучими цветами. Плоды имеют красный цвет и содержат два семени. Эти семена промывают, сушат, поджаривают.
Данная культура с успехом возделывается и в Южной Америке.
( кофе)
2. Родиной этого небольшого деревца является влажный экваториальный лес Южной Америки.
Но его в больших количествах возделывают и в Африке. Высушенные зёрна этого растения перемалывают и получают порошок, идущий на изготовление любимого всеми пищевого продукта.
( какао)
3. Это растение – не коренной житель Африки. Но на северо-западе материка, то есть на побережье Средиземного моря выращивают эти небольшие деревца с пышными зелёными листьями, на фоне которых выделяются яркие плоды, содержащие большое количество эфирных веществ.
( цитрусовые)
1 ведущий Пока жюри подводит общие итоги и выносит решение, мы проведём шуточный конкурс «ХУДОЖНИКИ».
Из каждой команды выходят в центр класса по 3 участника. К доске приклеиваются чистые листы ватмана. Участники конкурса по очереди с завязанными глазами рисуют любое животное обитающее:
1 команда – в зоне саванн Африки;
2 команда - в зоне влажных экваториальных лесов.
В конце урока подводятся итоги, называется команда-победитель. Её участники под музыку награждаются медалями «ЗНАТОК АФРИКИ». Самые активные участни