-Мы изучили все буквы русского алфавита и узнали, какие звуки они обозначают. Познакомились с опасными местами при письме.
-Сегодня мы обобщим, повторим полученные на уроках обучения грамоты знания.
3. Работа по теме урока.
3.1. Работа по ленте букв.
-Урок начнем с работы по ленте букв.
а) Назовите буквы гласных звуков, обозначающих твердость согласного звука.
б) Назовите буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука
в) Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я-йа, Ё –йо, Е –йэ, Ю –йу)
(показ приготовленной карточки.)
г) Назовите буквы непарных звонких согласных звуков.
д) Что можете сказать об этих буквах? (буквы парных по звонкости и глухости согласных звуков)
е) Что можете сказать о буквах ха, це, че, ща? (буквы непарных глухих согласных звуков)
ж) Назовите буквы всегда мягких согласных звуков. (й, ч, щ )
з) Назовите буквы всегда твердых согласных звуков. (ж, ш, ц)
и) Чем отличается от всех других букв Ь и Ъ? (они не обозначают звука)
3.2. Повторение знаний об опасных местах при письме. Работа по таблице «Опасные при письме места»
-А теперь поработаем по таблице «Опасные на письме места»
-Какими бывают гласные звуки? (ударными и безударными)
-Буквы безударных гласных – это опасные места.
-Буквы парных по звонкости и глухости согласных - звуков на конце слова – это опасные места.
-Буквы парных согласных перед буквами других парных согласных – это опасные места.
Жи-ши, ча-ща, чу-щу под ударением – опасные места.
3.3. Упражнение в нахождении опасных мест в тексте.
. Будем читать слова в столбиках с доски.
а) Догадайтесь, какие опасности письма спрятались в каждом столбике?
А какая опасность спряталась вам подскажут выделенные буквы
Ягода год ложка положи
Трава блокнот чашка спеши
Земляника тетрадь миска молчу
Листочки кисть сказка ищу
1ст. –безударные гласные О, А, Е, Я, И –опасные места
2 ст. –парные согласные на конце слова – опасные месте
3.ст. –парная согласная в середине слова перед другой парной согласной – опасное место
4 ст. –жи –ши под ударением – опасное место, чу –щу под ударением –опасное место.
(включить слайд)
б) Загадка.
Зазвенели ручьи.
Прилетели грачи.
В дом свой улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?» (Весной. Показ слайда о весне)
-Кто ждет весну?
-Чем вам нравится весна?
в) Будем читать двустишия о весне и поищем, за какой буквой прячется звук (Й)
1. Я рисую поля и овраги.
Я рисую весну на бумаге. (Я –звук Й спрятался за буквой Я, рисую- звук Й спрятался за буквой Ю)
-Почему?
(Я – буква –слово, в начале слова буква Я обозначает два звука ,после буквы гласного буква ю обозначает два звука
2.Кто накинул на березку
Платье белоев полоску? (платье, белое – в этих словах звук Й спрятался за буквой Е)
-Почему
(в слове платье в конце слова слышим два звука, поэтому пишем разделительный ь) (В слове белое после буквы гласного буква Е обозначает два звука)
3.В землю бросили зерно,
Прорасти спешит оно!
-Что обозначает буква Ю в слове землю?
(Ю –обозначает мягкость согласного звука)
4. Весной побелкой светится,
Окопано вокруг…
Растет счастливым деревце:
У деревца есть друг.
(Весной, побелкой –звук (Й) спрятался за буквой и краткой)
(В конце слова слышим звук Й – пишем и краткое)
Обобщение: молодцы, ребята, хорошо научились слышать звук Й, это нам очень пригодится во 2 классе.
-Кто друг этого деревца? (Мальчик.)
-Почему этого мальчика можно назвать другом деревца? (Он окопал деревце, покрасил ствол, подвязал его)
5. Обобщение учителя.
-Этого мальчика еще можно назвать другом природы.(показ трех слайдов) В нашей школе тоже есть друзья природы.
Это ребята 4 Г класса. Они члены кружка юных друзей природы и чистят родники,(слайд) сажают деревья,(слайд) ухаживают за цветами, делают и развешивают скворечники.(Слайд)Каждый человек должен быть другом природы. Охранять природу, значит охранять Родину.
3.4..Физкультминутка.(слайд)
3.5.Продолжение работы по теме урока.
- Подготовка к чтению стихотворения «Помощница». Весной много праздников. А какой самый первый весенний праздник?
-«В марте первого числа
Начинается весна.
Мамин день - Восьмое марта
Отмечает вся страна.»
(Открывается слайд с фотографиями мам учащихся)
-Ваши мамы все трудятся. Есть в нашем классе мамы – учителя, мамы- милиционеры, мамы -врачи, мамы –продавцы.
-Словами мы благодарим маму.
-А какими делами мы можем благодарить маму за ее любовь и заботу о нас?
Чтение стихотворения «Помощница»
-Как девочка помогала маме? Что она делала?
-Найдите в тексте слова, в которых есть сочетание жи –ши.
-Как пишется сочетание жи –ши?
-Найдите слова, в которых есть сочетание ча –ща?
-Как пишется сочетание ча –ща?
3.6. Нахождение «опасных при письме» мест в пословице«При солнышке тепло, при матушке добро».
-Есть замечательная пословица о маме. Как человек не может прожить без солнышка, так ему трудно жить без ласки, доброты матери.
-Проверим, как вы научились находить опасные при письме места.
Самостоятельная работа.
- Проверка самостоятельной работы.
3.7. Работа над рассказом «Как я помогал маме мыть пол» по книге «Учусь быть читателем».с 116.
-Чтение «Цепочкой»
-Умел ли мальчик мыть пол?
-Кто ему помог?
3.8. Обобщение учителя: оказывается, любому делу нужно учиться: и мыть пол, и мыть посуду, только тогда работу можно хорошо выполнить.
-Кто еще не умеет мыть пол, попросите научить маму.
4. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу.
-Поднимите карточку с человечком, чтобы выразить свое отношение к уроку.