Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления на уроках математики"
Submitted by Галина Викторовна Пенкина on Fri, 07/10/2011 - 07:11
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«СОШ с.Наумовка»
Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.
Обобщение опыта
учителя начальных классов
Пенкиной Г.В.
2010-2011 г.
Содержание
1.Введение.
1.1. Логика как наука.
1.2 Необходимость развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
2. Развитие логического мышления младших школьников
2.1. Особенности логического мышления младших школьников.
2.2. Приемы развития логического мышления
3. Заключение
4. Список использованной литературы.
1.1. Термин «логика» происходит от греческого слова «лотос», что означает «мыслить», «разум». Логика – есть наука о законах и формах правильного мышления. Она изучает формы рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания, устанавливает, что из чего следует, ищет ответ на вопрос: как мы рассуждаем? Основоположником логики как науки является древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он впервые разработал теорию логического вывода.
1.2. Из курса дидактики известно, что деятельность может быть репродуктивной и продуктивной. Репродуктивная деятельность сводится к воспроизведению воспринимаемой информации. Лишь продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение.
Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы, то основное место все еще продолжает занимать репродуктивная деятельность. На уроках математики дети почти все время решают учебно-тренировочные типовые задания. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей постепенно свертывалось, это тормозит развитие интеллекта детей, в первую очередь, мышления. В связи с этой системой преподавания дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют готовые решения, причем, как правило, только одно решение. Поэтому дети теряются в ситуациях, когда задача не имеет решения, или, наоборот, имеет несколько решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому они не могут действовать самостоятельно.
Я уже много лет проработала по программе «Школа России». Привлекаем меня эта программа четкостью построения содержания курса, направленного не только на обработку знаний, умений и навыков, но прежде всего на развитие логического мышления.
2.1. К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение – уже прошли достаточно долгий путь развития.
Напомню, что различные познавательные процессы, обеспечивающие многообразные виды деятельности ребенка, функционируют не изолированно друг от друга, а представляют сложную систему, каждый из них связан со всеми остальными. Эта связь не остается неизменной на протяжении детства: в разные периоды ведущее значение для общего психического развития приобретает какой – либо один из процессов.
Так в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти, в младшем школьном возрасте – мышления.
В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие различают три основных вида мышления:
1. Наглядно-действенное.
2. Наглядно-образное.
3. Абстрактное (словесно-логическое)
Наглядно-действенное мышление – мышление, связанное с практическими, действиями с предметом; наглядно-образное мышление – мышление, которое опирается на восприятие или представление.
Словесно-логическое, понятийное мышление формируется постепенно на протяжении младшего школьного возраста. В начале данного возрастного периода доминирующим является наглядно – образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Словесно-логическое мышление позволяет ученику решать задачи и делать вывода, ориентируясь не на наглядность, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В ходе обучения дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать. У ребенка появляются логически верные рассуждения.
2.2. Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо.
Во многом формированию такого произвольного, управляемого мышления способствуют задания на уроках, побуждающие детей к размышлению
Рассмотрим способы и приемы, способствующие развитию логического мышления младших школьников.
С этой целью, я использую задачи на смекалку, головоломки, ребусы. Головоломки с палочками называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения идет трансфигурация, преобразование одной фигуры в другие. Задачи на смекалку даются в определенной последовательности: от простой – к сложной. Далее процесс решения таких задач усложняется..
Так же развитию мышления способствуют игры на составление из геометрических фигур различных предметов. Детей увлекает результат – составить задуманное.
Более сложной и интересной для ребят деятельности является воссоздание фигур по образцам контурного характера. Такое воссоздание фигур требует зрительного членения плоскостных фигур на составные части. Поисковые действия приобретает целенаправленность. Дети начинают обосновывать свои действия и замыслы.
Изучив действия умножения и деления, полезно использовать следующие задания: «Между цифрами поставить знаки арифметических действий и при необходимости скобки, чтобы получилось верное равенство».
1 1 1 1 1 1 1=7 5 5 5 5 5=10
«Заполни окошки различными нужными цифрами от 1 до 9 так, чтобы сумма чисел по каждой стороне «треугольника» была равна 15, равна 20».
Развитие логического мышления, смекалки, сообразительности способствует решение задач на поиск недостающих в ряду фигур. Как правило, она наглядно представлены тремя горизонтальными и вертикальными рядами это могут быть геометрические и сюжетные фигуры, изображения предметов. В каждом ряду по три фигуры, отличающиеся одна от другой несколькими признаками, например: «Дорисуй недостающие фигуры»
На основе анализа, сравнения и обобщения рядов фигур надо найти недостающую фигуру. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряды фигур по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого. Учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своих суждений.
В процессе решения подобных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение.
Напомню, что анализ как мыслительное действие, предполагает разложение целого на части, выделение путем сравнения общего и частного, различение существенного и не существенного в предметах.
Главное усложнение в представленных задачах состоит в постепенном повышении требований к детям, в развитии, скорости решения, умений обосновывать его.
Определенный интерес, а значит и активизацию мыслительной деятельности учащихся при вычислениях создают числовые ребусы и лабиринты, представляющие собой своеобразные деформированные примеры.
Задание: подумай, какие цифры надо поставить вместо звездочек в указанном примере.
Все предложенные задания, безусловно, направлены на формирование нескольких операций мышления. Но существуют и упражнения с ярко выраженной комплексной направленностью, которые я применяю в работе. Рассмотрим их далее.
Младшие школьники регулярно и в обязательном порядке ставятся в ситуацию, когда им нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Поэтому начинает интенсивно развиваться словесно-логическое мышление. Именно решение логических задач помогает в этом. Ребята с удовольствием их решают, они нестандартны, вызывают интерес. Например, занимательные задачи «Кто, где живет?»
«Жили три фигуры: треугольник, круг и квадрат. Каждая из них жила в одном из трех домиков: первый домик был с высокой крышей и маленьким окном, второй – с высокой крышей и большим окном, третий – с низкой крышей и большим окном. Треугольник и круг жили в домиках с большим окном, а круг и квадрат в домиках с высокой крышей. В каком домике живет каждая фигура?»
После решения задач указанного вида с опорой на наглядность целесообразно проводить работу только с текстовыми задачами.
На материале логических задач можно проводить занятия в форме самостоятельной работы детей. В качестве раздаточного материала я использую листы с напечатанными на них заданиями.
Каждое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его - основная задача решающего. Для этого нужно найти закономерность, по которой составлена первая часть задачи, так называемое условие задачи, и применяя метод аналогии, решать вторую часть. Прививать вкус к наблюдению закономерностей, к их анализу и осмыслению необходимо.
Начинать нужно с легких закономерностей и постепенно усложнять.
Найти закономерность и продолжить ряд.
1,3,5,7….. 2,5,11,23….
Все эти задания носят творческий характер и в развитию интереса к математике.
3. Использование ранее описанных способов, оказало положительное влияние на развитие операций мышления, следовательно и на развитие самого логического мышления. Это видно по результатам тестирования.
Учащимся 2-го класса был предложен тест «Четвертый лишний». За каждый правильный ответ начислялся 1 балл, за неправильный - 0 .
11-10 баллов – высокий уровень развития логического мышления
9-8 – средний уровень
7 и менее- низкий уровень
После проведения данной методики были получены следующие результаты:
4 человека набрали 10-11 баллов, 4 набрали 8-9 баллов.
Вывод: для детей характерен высокий и средний уровень развития логического мышления.
Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных упражнений и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяют кругозор младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.
Работая над развитием логического мышления на уроках математики, заметила, что при выполнении самостоятельных работ даже слабые ученики рассуждают, выделяют вопрос.
В ходе регулярных занятий у детей формируются не только познавательные способности, но и качества личности как выдержка, настойчивость, трудолюбие, честность.
Нужно помнить, что последовательность и систематичность в работе с детьми – залог успешного решения поставленных задач.
Список литературы
1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М. 2008
2. Вадченко Н.А. Все для дошкольников. ЗАО 2011
3. Древс У., Фурман Э. Организация урока. М., 2009
4 Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М., 2010
5. Лучшие уроки лучших учителей. Педагогический опыт.
6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 2007
7. Цыкина Н.А. Тематический контроль по математике в начальной школе. М, 2010