Автор: Родыгина Елена Ивановна
МБОУДОД «Детская Музыкальная школа»
г. Урай ХМАО-ЮГРА
Преподаватель по классу фортепиано
Концертмейстер в музыкальной школе
Концертмейстер – самая распространенная профессия среди пианистов. Концертмейстер нужен везде: и в классе (по всем специальностям), и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе. Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы детского творчества, культурно-досуговые центры.
Работа пианиста-концертмейстера в детской музыкальной школе занимает почетное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь ему выработать навыки игры в ансамбле, развить его общую музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.
Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы стать хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и музыкальном плане, усвоить законы ансамблевых соотношений, развить в себе чуткость к партнеру, ощущать неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область предполагает владение, как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений. Как то: навык сорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку. Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, уметь читать трехголосные хоровые партитуры, знать основы вокала (постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки), знать приемы игры на других музыкальных инструментах, знать историю музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений. И в этом смысле он должен быть «универсальным» музыкантом.
Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем участником «второго» плана. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста, сохраняя свой индивидуальный облик.
Концертмейстер должен обладать рядом положительных психологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода, он многопланово: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом, звуковедением у солиста. Такое напряжение внимания требует огромные затраты физических и душевных сил.
Мобильность, быстрота и активность реакции важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный аккомпаниатор всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста перед эстрадным исполнением. Лучшее средство – особо выразительная игра аккомпанемента. Творческое вдохновение передается партнеру и помогает ему обрести уверенность. Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки не допустимо, как и выражать свою досаду на ошибку солиста мимикой или жестом.
Для педагога по специальному классу концертмейстер – правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста концертмейстер – помощник и друг, наставник и педагог. Специфика работы концертмейстера в музыкальной школе требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися других специальностей. Концертмейстер должен питать бескорыстную любовь к своей специальности. Он всегда остается «в тени» и его работа растворяется в общем труде всего коллектива. «Концертмейстер – это призвание педагога, и труд его, по своему предназначению, сродни труду педагога».
Список литературы:
- Крючкова Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения
- Любвинский А. «Теория и практика аккомпанемента»
- Шендерович Е. В концертмейстерском классе
|