Творчество есть не более как проекция детских качеств на жизнь взрослых, …если бы процессы, с которыми они связаны, удивление и любопытство, тяга к пробам, поискам и находкам – можно было бы предохранить от взрослого увядания, если бы можно было добиваться того, чтобы они преобладали в поведении взрослого, тогда мы бы победили в важной битве – битве за творчество.
Д.Моррис.
Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому, я считаю, нужно как можно шире применять нестандартные уроки.
Годы преподавания предмета позволили мне увидеть противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом и режимом общеобразовательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие умения человека – отдается воле случая.
Это противоречие побудило меня к разработке своей системы обучения, направленной на развитие творческих умений учащихся посредством нестандартных уроков.
Из курса общей психологии известно, что способность использовать имеющиеся данные, знания и понятия, оперировать ими для выявления существенных свойств вещей и успешного решения определенных теоретических ими практических задач называется умениями.
Важнейший элемент умений - способность распознать тип задач, обнаружить, усмотреть в имеющихся данные те свойства и отношения, которые существенны для решения поставленной задачи.
Психологи обнаружили ряд факторов, способствующих или мешающих формированию умений. Одним из таких факторов является отчетливое выделение, или наоборот, замаскированность в исходных данных существенного для задачи отношения. Другой фактор – это установка ученика. Важнейший фактор – это охватывание всей ситуации в целом, а не отдельных ее элементов.
Значительное влияние оказывает предшествующие знания учащихся. Если в них оказались существенным те отношения предметов, которые не важны для данной задачи, то эти знания препятствует решению. Исходя из этих факторов, я разработала ряд приемов, облегчающих усмотрение, помогающих учащимся.
1.Разьяснение принципов решения. Примером могут служить типовые схемы решения различных информационных задач.
2.Отчетливое выделение или подчеркивание существенных для задачи данных и отношений.Это может быть достигнуто соответствующей формулировкой задания, специальными указаниями учителя, на что следует обратить внимание, и так называемые подсказки.
3. Анализ задачи.
Формирование творческих умений– это овладение всей сложности системной операции по выявлению и переработке информации, содержащейся в знаниях и получаемой от предмета, по сопоставлению и соотнесению с действиями.
Формирование творческих умений выступает прежде всего как продукт углубления знаний. В моей системе умения формируются на основе освоения понятий о различных сторонах и свойствах изучаемых объектов.
Главный путь формирования творческих умений – это приучение учащихся видеть различные стороны в объекте, применяя к нему разнообразные понятия, задачи.
Я считаю, что для успешного формирования творческих умений необходима организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Поиск средств развития личности учащихся заставил обратиться к психологической теории, потребовал знания психологических механизмов, действующих в учебном процессе. Таким средством являются нестандартные уроки.
Что же такое нестандартный урок?
По определению И.П. Подласова, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие», имеющее нетрадиционную структуру. Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую.
Классификация нестандартных уроков (по Фицуле М.М.):
- Интегрированные;
- Сугестопедические;
- Межпредметные;
- Уроки с разновозрастными;
- Театрализованные.
Анализируя педагогическую литературу, я выделила следующие виды нестандартных уроков. Перечислю наиболее распространенные виды нестандартных уроков
- Уроки – «погружение»
- Уроки зачеты
- Уроки – концерты
- Уроки – аукционы
- Меж предметные уроки
- Уроки сомнения
- Уроки диалоги
- Уроки творчества
- Уроки – экскурсии
- Уроки творческие отчеты
- Уроки – деловые игры
- Уроки формулы
- Уроки – ролевые
- Уроки взаимообучения учащихся
- Уроки конкурсы
- Уроки «Следствия ведут знатоки»
- Уроки пресс-конференции
- Бинарные уроки
- Уроки - конференции
- Уроки с групповыми формами работы
- Уроки – обобщения
- Компьютерные уроки
- Уроки фантазии
- Уроки семинары
- Театрализованные уроки
- Уроки – лекции «парадоксы»
- Уроки соревнования
- Уроки – игры
- Интегрированные уроки
- Уроки типа КВН
- Уроки-игры «Поле Чудес»
- Уроки – суды
- Уроки – круговая тренировка
- Уроки консультации
- Уроки поиска истины
Творческий учитель постоянно ищет пути усовершенствования урока. Такие поиски направлены на решение цепи обучающее - воспитывающих заданий, прежде всего на развитие творческих умений. Исходя их этого, я поставила перед собой цель – разработать систему нестандартных уроков как средство формирования творческих умений учащихся.
При малом количестве часов (1 час в неделю), довольно обширной программе (все, но по «верхам») и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, изучаемый материал запоминается надолго, а не на один урок.
Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активации творческих умений, являются нестандартные уроки.
В моей работе творческие умения учащихся по информатике определяется как сложное целостное образование из базовых профессиональных знаний и навыков, отражающее способности обучающихся к самостоятельному и целенаправленному выполнению формализации (алгоритмизации и компьютерному решению) творческих задач с помощью инструментальных средств информатики. Наиболее продуктивным результатом деятельности учеников является получение нового знания.
В моем опыте процесс формирования творческих умений учащихся представлен в виде трех этапов. На первом этапе учащиеся осваиваю базовые теоретические знания и практические умения при решении наиболее типичных задач. Основная задача второго этапа – формирование творческих умений. Ведущее место занимают приемы и методы, направленные на развитие творческих умений учащихся. На третьем этапе процесс строится таким образом, чтобы умения могли активно приобретать умения собственно творческой деятельности в результате выполнения многовариантных творческих заданий.
Разработанная мною система нестандартных уроков является эффективной, поскольку использование нестандартных методов и форм приводит к повышению интереса к информатике, к повышению познаватеьн6ой деятельности учащихся.
При использовании нестандартных уроков информатики провожу обучение так, чтобы появился интерес к информатике у учащихся со слабым уровнем подготовки по данному предмету, делю уроки информатики интересными.
Приведу следующий пример нестандартных уроков.
1) При изучении темы «Аппаратная реализация компьютера» предлагаю провести контроль знаний по теме в парной или групповой форме, предложив контрольное задание в виде кроссворда. В качестве эксперимента, я провела обобщающий урок по теме «Аппаратная реализация компьютера» в 8А и 8Б классе, который заключался в следующем: Учитель сообщает учащимся план работы на текущий урок, критерии оценивания, время отведенное на выполнение задания. После чего разбивает учащихся на группы по 3 человека, руководствуясь уровнем подготовки учащихся по предмету информатики: один учащийся со способностями и подготовкой выше среднего уровня, один учащийся со средним уровнем подготовки, один учащийся с низким уровнем подготовки. Каждая группа получает ниже изложенное задание - кроссворд - разработанное с целью проверки и систематизации знаний по теме «Аппаратная реализация компьютера». Все вопросы кроссворда рассматривались и изучались на предыдущих уроках. На выполнение задания отводится 40 мин. времени, пользоваться конспектами и учебниками не разрешается. Состав группы, которая быстрее других правильно выполнит задание - получает за урок оценку «5».
Наблюдение: Учащихся очень заинтересовало, что такое нестандартный урок, что на нем будет, и что им придётся делать. Они очень обрадовались тому, что им придется разгадывать кроссворд (все-таки что-то необычное), обрадовались еще и тому, что не надо будет каждому отвечать устно данную тему, как я им обещала на прошлом уроке. Когда я попросила учащихся сдать тетради (чтобы было все «по-честному»), то в 8А классе стали доказывать, что они подглядывать не будут, и пусть лучше тетради лежат у них на столе. 8Б класс восприняла просьбу сдать тетради более спокойно. В 8А классе каждая группа работала отдельно, и в классе стояла спокойная рабочая обстановка. В 8Б классе выполнение задания происходило более эмоционально: некоторые просили меня дать наводящие вопросы, очень переживали из-за того, что не могут вспомнить нужное слово, просили меня подсказать «на какую букву слово начинается», некоторые в открытую пытались подсмотреть нужное слово у соседней группы (команды) – те же в свою очередь пытались этого не допустить. В результате первой разгадала кроссворд в 8Аклассе группа (команда), в которой присутствовали одни из самых способных и ответственных учеников, в 8Б классе - первая оказалась команда, в которой оказались не столько ответственные, сколько очень сообразительные учащиеся.
2) При изучении темы «Двоичная система счисления» провожу контроль знаний по этой теме, предложив учащимся следующее задание: предлагается нарисовать рисунок по точкам, координаты которых записаны в двоичной системы счисления – для того, чтобы получилась осмысленная картинка нужно правильно перевести числа из 10-й системы в двоичную.
3) При изучении темы «Информация и информационные процессы» (и вообще при проведении уроков по изучении нового материала) предлагаю как можно больше внимания уделять примерам из жизни (т.е. связывать изучаемый материал с различными жизненными ситуациями).
4) В качестве дополнительного творческого задания (в основном для учащихся со слабым уровнем подготовки) предлагаю сделать стенгазету на ранее изученную тему. Данный нестандартный урок подходит для преподавания различных тем в курсе «Информатика».
Примечание:по словам учащихся, выполнявших это задание, им приятно, что стенгазета, сделанная их руками, украшает теперь компьютерный класс.
5) Следующий нестандартный урок подходит для преподавания различных тем в курсе «Информатика»: игра в «слова»: кто-нибудь загадывает слово и произносит его вслух, следующий по цепочке ученик называет слова, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова (данную игру лучше проводить среди хорошо подготовленных по информатике учеников, или используя групповую форму обучения). Слова обязательно должны быть терминами или понятиями информатики.
6) Следующий нестандартный урок подходит для преподавания различных тем в курсе «Информатика»: учащимся предлагаю написать на интересующие их темы по информатике доклады (без ограничений по объему и количеству источников). Главное условие: учащийся данную тему объясняет остальным (что-то вроде защиты реферата) – форма работы фронтальная.
7) Следующий нестандартный урок подходит для преподавания различных тем в курсе «Информатика»: урок «вопросы и ответы» : в качестве домашнего задания учащимся предлагаю придумать интересующие их вопросы по той или иной теме по информатике, учитель на следующем уроке отвечает на поставленные вопросы.
(главный минус таких уроков: требование к достаточно высокой квалификации учителя).
Тема «Аппаратная реализация»
1. Урок изучения нового материала. Возможно проведение урока с помощью презентаций (MSPowerPoint).
«+» - учащимся гораздо интересней воспринимать материал в виде презентации (яркие цвета и анимация привлекают внимание), чем просто списывать с доски.
«+» - высокая степень наглядности (возможность показать фотографии различных устройств, представить различные схемы (намного быстрее, чем рисовать схему на доске).
2. При изучении предлагается как можно больше внимания уделять примерам из жизни (т.е. связывать изучаемый материал с различными жизненными ситуациями, например покупкой компьютера).
3. В качестве дополнительного творческого задания (в основном для учащихся со слабым уровнем подготовки) предлагалось сделать стенгазету на изучаемую тему.
4. учащимся предлагается написать на интересующие их темы доклады (без ограничений по объему и количеству источников). Главное условие : учащийся данную тему объясняет остальным ( что-то вроде защиты реферата) – форма работы фронтальная.
5. игра в «слова»: кто-нибудь загадывает слово и произносит его вслух, следующий по цепочке ученик называет слова, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова (данную игру лучше проводить среди хорошо подготовленных по информатике учеников, или используя групповую форму обучения). Слова обязательно должны быть терминами или понятиями информатики.
6. урок «вопросы и ответы»: в качестве домашнего задания учащимся предлагается придумать интересующие их вопросы по той или иной теме по информатике, учитель на следующем уроке отвечает на поставленные вопросы.
( главный минус таких уроков : требование к достаточно высокой квалификации учителя ).
7. При изучении темы «Аппаратная реализация компьютера» предлагается провести контроль знаний по этой теме в парной или в групповой форме, предложив контрольное задание в виде кроссворда.
Программа курса информатике была разработана для 8 класса (базовый курс). Я, в качестве примера, привожу разные типы нестандартных уроков по разным темам.
На нестандартных уроках возможны короткие проверочные работы. В каждой теме я выделяю ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад. Для ряда тем разработала кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов - занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
Недостаток этих работ, как и некоторых других - возможность подсказок. Что бы свести их к минимуму, я даю несколько вариантов заданий. Каждому ученику выдается карточка с заданием и сеткой кроссворда. Решенный кроссворд остается после проверки у ученика как напоминание основных понятий изученной темы.
Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Время, затрачиваемое на уроке на решение кроссворда достаточно мало и на прямую зависит от количества слов, однако это требует достаточной подготовки к проверочной работе.
Учащиеся так же проявляют интерес к самостоятельному составлению кроссвордов, поэтому подобную работу предлагаю учащимся в качестве домашней работы. Такой тип домашнего задания позволяет расширить кругозор учащихся, приучает к краткому и точному изложению, формированию вопросов, работе с дополнительной литературой.
Требования к ученическим кроссвордам следующие:
- Максимальное число пересечений, то есть совмещающихся букв.
- Кроссворд должен содержать не менее 8 слов. Верхний предел не ограничен и зависит от способностей учащегося.
Кроссворд должен быть представлен следующим образом:
- Сетка кроссворда.
- Вопросы по вертикали и горизонтали.
- Заполненная сетка (она позволяет ученику не допускать орфографические ошибки).
Критерии оценки кроссворда объявляются учащимся при выдачи задания. Ученик должен уметь объяснить значение использованных терминов, особенно тех, которые не были введены при изучении темы.
Оценивается также красота кроссворда: оригинальность сетки, симметричность ее.
При проверки кроссвордов применяется 100-балльная шкала.
За хорошую сетку начисляется 20 баллов.
Оценка повышается, если пересечение слов не по одной букве, а на двух и более. За каждое слово с двумя пересечениями дается 3 балла, три пересечения - 8 баллов, четыре пересечения - 15 баллов, пять пересечений - 20 баллов.
На оценку влияет количество слов, использованных автором.
За каждое слово сверх заданного минимума оценивается в 10 баллов.
За каждую фактическую ошибку в вопросах кроссворда начисляется по 10 штрафных баллов.
Результат вычисляется по формуле:
S=3*N2+8*N3+15*N4+20*N5+10*M+20-10*P, где
N2 - количество слов с двумя пересечениями,
N3 - количество слов с тремя пересечениями,
N4 - количество слов с четырьмя пересечениями
N5 - количество слов с пятью пересечениями
M- количество слов, превышающих минимально заданное,
P- число фактических ошибок в вопросах,
20 баллов начисляется только за красивую сетку кроссворда.
При результате больше 100 - "отлично", 60-100 баллов - "хорошо", менее 60 - "удовлетворительно".
Учителя могут использовать нестандартные уроки при подготовке открытых уроков, внеклассных мероприятий. Они подтолкнут к поиску новых оригинальных форм и методов обучения, воплощению учителями своих дидактических идей. Они разрушают затвердевшие штампы так называемых ЗУНов. Такие новые формы работы позволяют реализовать все ведущие функции обучения: воспитательную, образовательную, развивающую на основе идеи педагогики сотрудничества, когда учитель не просто с предметом идет к детям, а с детьми к предмету.
В результате применения системы нестандартных уроков у учащихся 8 классов:
- повысился интерес к информатике;
- научились самостоятельному поиску и осмыслению дополнительного материала;
- научились проявлять себя в нестандартных ситуациях;
- повторять, показывать и обобщать свои знания.
|