Развивать у учащихся умение, сжато передавать содержание рассказа.
Учить умению правильно строить и употреблять предложения.
Развивать умение точно употреблять слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
Учить излагать содержание текста правильно построенными по смыслу предложениями.
Ход урока.
Орг.момент.
Постановка темы и цели урока.
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с замечательным рассказом, который называется «Белая акация»
-Этот текст большой, а нам его надо сделать маленьким. Поэтому прочитав текст мы посмотрим, какие предложения нам необходимо изменить или убрать вовсе.
Этот вид работы с текстом будет называться сжатый пересказ .
- Ребята, а кто мне скажет, что такое акация?(ответы детей)
- А почему белая акация, а не какого-нибудь другого цвета? (ответы детей)
- А бывает акация другого цвета, кто знает? (ответы детей)
- Давайте откроем учебник и прочитаем об этом чудесном дереве.
- Сначала прочитаю я, а вы внимательно следите по учебнику и ответьте, от чьего имени читается текст?
Читается текст.(текс читается от имени Маши)
- Что мы узнали из прочитанного? (что зацвела белая акация)
- Из этого предложения мы можем сделать вывод, о каком времени года говорится? ( говорится в этом рассказе о весне)
- Почему вы считаете, что о весне, а не о другом времени года? (потому что только весной цветут деревья и птицы возвращаются из тёплых стран)
- Ребята, мы с вами кормили птиц, которые остались здесь зимовать. Мы повесили для них кормушки, чтоб им было, откуда кушать.
А сейчас мы с нетерпением ждём, когда прилетят птицы с тёплых стран
- И мы для них приготовим что…?(Показываю скворечник, а дети отвечают Мы для птичек приготовим скворечники, чтобы они там высиживали маленьких птенцов)
- Что мы ещё узнали из рассказа? (что птицы на дереве устроили концерт)
- Найдите мне в тексте строчки, в которых описывается концерт птиц. (дети находят и зачитывают)
- Кто был первым слушателем этого концерта? (первым слушателем этого концерта был кот Цап – Царапкин)
- О ком мы ещё узнали из рассказа? (ещё мы узнали из рассказа о пчёлках -труженицах)
- Почему в рассказе их называют пчёлки – труженицы? (потому что собирать мёд это не лёгкое дело)
- Найдите мне предложения, о них.(дети находят эти предложения и зачитывают их)
- У кого и когда Миша и Маша ели вкусный мёд? (Миша и Маша ели вкусный мёд у своего дедушки зимой)
- Ребята, а чем полезен мёд? (Мёд полезен тем, что лечит от простуды)
-Ребята, найдите мне отрывок текста, где дедушка объясняет, откуда берётся мёд.
(дети находят и зачитывают отрывок)
-Посмотрите на доску. На доске написаны слова, смысл которых я не могу понять.
Давайте вместе разберёмся в значении этих слов.
-Кто знает , что эти слова обозначают?(ответы детей)
КРЫЛЬЦО- у избы Крыльцо наружняя пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из жилого помещения.
СОРВАНЕЦ- нца, муж. (разг.). Большой проказник, озорник.
- Ребята давайте прочитаем этот рассказ цепочкой и посчитаем сколько в этом рассказе предложений. (дети читают и говорят, что в рассказе 14 предложений)
- Какие знаки в конце предложения вы увидели в этом рассказе(покажите схемы этих предложений)? (повествовательные и восклицательные. Дети подходят к доске и показывают соответствующие карточки- схемы)
- Ребята, внимательно посмотрите на рассказ и скажите: «На сколько частей можно его поделить?» (рассказ можно поделить на три части)
-Давайте, тогда составим план этого рассказа.
- И так, мы решили, что наш рассказ можно разделить на три части.
-Где будет начинаться Iчасть нашего плана и где будет заканчиваться?(зачитывают или дают приблизительные ответы)
- Мы выделили первую часть нашего плана.
Какова главная мысль этой части? (что во дворе расцвела белая акация)
- Если основная мысль в этом, то как можно назвать Iчасть нашего плана?
(Дети дают свои варианты названий, а учитель подводит их к правильной. Белая красавица) названия открываются на уже подготовленной доске каждую часть читать
- Давайте теперь определим IIчасть нашего рассказа.
С чего начинается и чем заканчивается эта часть? (Дети определяют и читают IIчасть)
- Какова главная мысль этой части? ( что птицы дают концерт сидя на акации)
- Как называет автор птиц? (пернатые певцы)
- Ребята, а где можно петь, чтоб другие слушали? ( на концерте)
-Так, как можно назвать эту часть рассказа? (дети дают свои варианты ответов, и сходимся на
названии Концерт)
Прежде, чем мы приступим кIIIчасти нашего рассказа, давайте немного передохнём и сделаем физкультминутку.(Закачалось деревцо…)
- И наконец IIIчасть нашего рассказа начинается со слов…и до самого конца рассказа.
- О чём говорится в этой части рассказа? (о том, что дедушка угощал мёдом, который дали пчёлы после славных трудов у белой акации)
- Как можно назвать эту часть ? (дети дают свои варианты ответов, и сходимся на
названии Подарок пчёл)
- Итак, мы с вами разбили такой большой рассказ на три части и каждую из них назвали. У нас получился план рассказа.
- Но рассказ всё равно очень большой. Давайте в каждой части уберём предложения, без которых можно обойтись в рассказе.(читаем предложения и сокращаем их)
- Вспомните вначале урока мы говорили, что деревья расцветают когда? (весной)
- Значит наша акация зацвела...? (дети говорят , а я показываю карточку ВЕСНОЙ)
- А где она зацвела? (во дворе, говорят дети, а я показываю карточку ВО ДВОРЕ)
- Какое предложение у нас получилось?(ученик говорит полностью всё предложение ВЕСНОЙ ВО ДВОРЕ ЗАЦВЕЛА БЕЛАЯ АКАЦИЯ)
- Когда мы видим, как цветут деревья, то что мы делаем? (варианты ответов, учитель подводит к правильному ВОСХИЩАЕМСЯ)
- Значит следующее предложение можно оставить без изменений.(На доске карточками выкладываю предложение КАКАЯ КРАСАВИЦА!)
-Посмотрите, вместо 5 предложений, которые были, в первой части осталось всего 2 предложения
Давайте теперь прочитаем всю Iчасть уже в изменённом виде. (1 уч. читает)
А теперь, кто сможет пересказать?( 1-2 уч. пересказывают)
- Теперь перейдём ко IIчасти нашего рассказа.
- Вот если вам, понравилось какое- нибудь место и вам хочется ходить туда ещё и ещё, то как говорят про это место? Мы его….(облюбовали) то есть оно нам очень понравилось.
- А кто облюбовал акацию? (её облюбовали скворцы и синицы)
-Значит как будет звучать предложение полностью? ( варианты детей, учитель помогает ЕЁ ОБЛЮБОВАЛИ СКВОРЦЫ И СИНИЦЫ На доске карточками выкладываю предложение)
- Что устроили птицы на акации? (ПТИЦЫ УСТРОИЛИ КОНЦЕРТ На доске карточками выкладываю предложение)
- Кому понравился концерт птичек? (коту Цап- Царапкину)
- Если не употреблять имя кота, то как будет звучать предложение? (дети говорят варианты предложений ДАЖЕ КОТ ИХ СЛУШАЛ На доске карточками выкладываю предложение под диктовку детей)
- Посмотрите насколько большое следующее предложение. Стоит ли нам на нём заострять внимание? (на нём не стоит заострять внимание, его можно вообще убрать.)
-В следующем предложении говорится: « …их манил…), кого их? ( их это значит пчёл)
- Слово «манил» на какое слово можно заменить? (ответы детей…на слово ПРИВЛЕКАЛ)
- Как тогда будет звучать это предложение? (дети говорят варианты предложений АРОМАТ И ПЫЛЬЦА ЦВЕТОВ ПРИВЛЕКАЛИ ПЧЁЛ На доске карточками выкладываю предложение)
-Это было последнее предложение IIчасти. Давайте прочитаем, что у нас получилось.(1 уч. читает предложение с доски)
- Кто сможет пересказать эту часть рассказа? ( 1-2 уч. пересказывают)
-В IIIчасти рассказа говорится о том, что Маша и Миша пошли в гости к дедушке и он угостил их вкусным мёдом.
- В этой части 3 предложения. Можно ли эту часть сократить? (Эту часть рассказа можно сократить)
-- Скажите пожалуйста, кем являются Маша и Миша дедушке? (Маша и Миша дедушке являются внуками) правильно.
- Значит вместо мы в предложении можно сказать внуки.
- А что они делали у дедушки? (…ели очень вкусный мёд.)
- Правильно. А вспомните в начале урока мы говорили, ещё каким бывает мёд? (полезным ответы детей)
- Значит вместо очень мы можем поставить слово полезный. И какое получилось предложение? ( ответы детей…ЗИМОЙ У ДЕДУШКИ ВНУКИ ЕЛИ ПОЛЕЗНЫЙ, ВКУСНЫЙ МЁД. На доске карточками выкладываю предложение)
- Объяснения дедушки, откуда берётся мёд, мы можем опустить.
- А вот последнее предложение мы можем сократить.
-Вот когда нам, что-то дарят, как это можно назвать?(ответы детей …ПОДАРОК)
- А кто подарил мёд дедушке? ( ответы детей…ПЧЁЛЫ)
Значит как будет звучать последнее предложение? (Ответы детей…ЭТО ПОДАРОК ПЧЁЛ. На доске карточками выкладываю предложение)
- И так, теперь у нас в IIIчасти всего два предложения.
- Давайте прочитаем их.( 1уч. читает)
- Кто желает пересказать прочитанное? (1-2 уч. пересказывают)
- И так ребята, на доске у нас построен сжатый рассказ, тому, что есть в учебнике.
-Посчитайте сколько теперь предложений в нашем рассказе? ( в нашем рассказе 8 предложений)
-Наш рассказ стал меньше в половину.
-Скажите, от того, что мы его сжали изменился смысл рассказа?(из-за того, что мы его сжали смысл рассказа не изменился)
-Давайте для того, чтобы быть полностью уверенными в этом прочитаем полностью рассказ и составим схему текста.(один ученик читает весь текст, а другой составляет схему текста)
- Чем отличается схема текста от схемы предложения? (схема текста имеет несколько предложений, а схема предложений только одно).
-А что ещё есть в схеме текста? (заголовок)
- Ребята внимательно посмотрите на схему текста, всё ли у нас там есть? Чего не хватает?(В этой схеме не хватает названия рассказа)
- Правильно. Но если мы с вами поменяли текст рассказа, то может, быть и название заменим?
- Как можно назвать наш рассказ?
- О каком дереве идёт речь в этом рассказе? (ответы детей… об акации)
- Если это дерево так замечательно цветёт, что птицы прилетают устраивать концерт на нём, а пчёл манит аромат цветов этого дерева, то как его можно назвать…какое оно? ЧУДЕСНОЕ.
- ПРАВИЛЬНО. Давайте и наш рассказ назовём, как..?( Ответы детей…подвести к мысли Чудесное дерево)
- И так, теперь у нашего рассказа есть всё и название , и части рассказа.
- Кто мне прочитает весь рассказ? (1уч. читает)
- Кто сможет пересказать наш сжатый рассказ? ( у доски 1-2 уч. пересказывают)
- Ребята вот урок подошёл к концу, но мне бы хотелось ещё раз услышать, что мы сегодня с вами делали на уроке?
(сегодня на уроке мы учились делать рассказы сокращёнными.)
- Правильно. А получилось это у нас? (да)
РЕФЛЕКСИЯ:
- Дети, скажите, кто из вас хорошо поработал на уроке по вашему мнению?
(отвечает 1-2 чел)
- А кто на уроке не отвечал, кому надо быть активнее на уроке? (отвечает 1-2 чел)
- Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? (отвечает 1-2чел)
- Что не понравилось?(отвечает 1-2 чел)
Крыльцо –у избы наружняя пристройка при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из жилого помещения.
Сорванец –большой проказник, озорник.
Сжатый пересказ текста «Чудесное дерево».
Весной во дворе зацвела белая акация. Какая красавица!
Её облюбовали скворцы и синицы. Птицы устроили концерт. Даже кот их слушал. Аромат и пыльца цветов привлекли пчёл.
Зимой у дедушки внуки ели полезный вкусный мёд. Это подарок пчёл.