Цель урока:
Классный час в пятом классе
«Берегите Землю, берегите…»
Плакат с названием темы. Рисунки, картинки о природе. Звучит музыка. Ведущий читает стихи Р. Рождественского «Таёжные цветы».
Не привёз я таёжных цветов, - извини.
Ты не верь, если скажут, что плохи они.
Если кто-то соврёт, что об этом читал…
Просто эти цветы луговым не чета!
В буреломах на кручах
Пылают жарки, как закат,
Как облитые кровью желтки.
Им не стать украшеньем городского стола.
Не для них отшлифованный блеск хрусталя.
Не для них!
И они не поймут никогда,
Что вода из-под крана –
Это тоже вода…
Но не бойся, цветы к пиджаку приколи…
Только что это? Видишь?
Лишившись земли, той таёжной неласковой гордой земли,
На которой они на рассвете взошли,
На которой роса и медвежьи следы,
Начинают стремительно вянуть цветы!
Сразу гаснут они!
Тотчас гибнут они!
Не привёз я таёжных цветов,
Извини…
Классный руководитель: Ребята, вы конечно, поняли, что речь идёт о жарках. А как выдумаете, почему автор этих стихов не привёз эти цветы? (Дети дают ответы. Заостряют внимание на том, что эти цветы занесены в Красную книгу, что они находятся на грани исчезновения, и если мы будем рвать их охапками, то они скоро исчезнут. Поэтому не нужно наносить вред природе.) Ребята, а что значит, наносить вред природе? Кто наносит вред природе? Приведите примеры.
В основном ребят волнуют проблемы села. Они рассказывают о свалке, которую организовали на горе жители села, и эти свалки видны издали. Ребят волнует то, что при сборе ягод ломают черёмуху, варварски обращаются с этим деревом.
Классный руководитель задаёт вопросы:
-
Ребята, а что нужно сделать, чтобы сохранить природу?
-
А что лично каждый из вас сделал, чтобы природа вокруг нас стала ещё красивее?
-
Посадил ли ты дерево? Какое? Сажаете ли вы цветы?
-
Куда выносите мусор? И т.д.
Ребята, в последнее время весной и осенью горят поля. Балуясь, ребята жгут траву. Почему нельзя этого делать?
Варианты ответов (страдает корневая система, гибнут полезные насекомые, можно сжечь деревню и т.д.)
А если мы всю траву сожжём? Что будет? Погибнут животные от голода, не будет мяса, молока. Что тогда? Понятно, почему нельзя жечь траву?
Затем детям раздаются листочки с заданной ситуацией для обсуждения в группах. Ситуации из реальной жизни. Общий вопрос: Что ты будешь делать, если …?
-
ты с друзьями идёшь собирать цветы. Под одним деревом вы видите взрослых, которые нарвали ветки черёмухи и обирают их. Ваши действия.
-
ты идёшь в поле встретить корову и видишь, как малыши пытаются зажечь траву.
-
в лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, бутылки мусор…
-
вы шли по лесу и вдруг в траве увидели гнездо с маленькими птенцами…
-
зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно, а тебе дома тепло и уютно. Поможешь ли ты птичкам, и каким образом?
-
ты купаешься в реке, а у берега лежат бутылки, консервные банки.
-
вы построили дом. Вокруг дома пока что пусто. Как ты благоустроишь территорию вокруг дома? (нарисуй и расскажи)
После обсуждения ситуаций классный руководитель даёт заключение.
Ребята! Мы сегодня много говорили о том, что нужно беречь природу, беречь нашу Землю. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Не рвите цветы, не ломайте деревья, не разоряйте гнёзда! Пусть каждый из вас посадит дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними
Ведь от каждого из нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли!
Далее проходит конкурс стихов о любви к родной природе.
Ученик: (стихотворения М. Дудина.) Ученица:
Как яблоко на блюде, Берегите Землю!
У нас Земля одна. Берегите!
Не торопитесь, люди, Жаворонка в голубом зените,
Всё выскрести до дна. Бабочку на листьях павелики,
На тропинке солнечные блики,
Не мудрено добраться На камнях играющего краба,
До скрытых тайников, Ястреба, парящего над полем,
Разграбить все богатства Полумесяц над речным покосом,
У будущих веков. Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
Подводятся итоги конкурса.