Размещено: Елена Васильевна Зотова - чт, 29/09/2011 - 22:58
Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по статистике, теории вероятностей и комбинаторике. (Разработка занятий)
Автор: Зотова Елена Васильевна – учитель математики 1 квалификационной категории МБОУ Приморская средняя общеобразовательная школа Балахтинского района Красноярского края, тьютор Балахтинского района по введению новой стохастической линии в предметную область «Математика».
Цель: Формирование представлений о применении ИКТ на уроках математики при изучении вопросов статистики в 6 классе, теории вероятностей в 7 классе. Новые подходы при изучении комбинаторики в 9 классе.
Программное обеспечение: ПрограммыMicrosoftWord,Paint,Excel, электронное учебное пособие для основной школы «Вероятность и статистика» 5-9 класс, программаMicrosoftPower Paint.
В нашу жизнь властно вошли выборы и референдумы, банковские кредиты и страховые полисы, таблицы занятости и диаграммы социологических опросов. Общество все глубже начинает изучать себя и стремится сделать прогнозы о самом себе и о явлениях природы, которые требуют представлений о вероятности.
Полноценное существование гражданина в сложном, вариативном и многоукладном обществе непосредственно связано с правом на получение информации, с ее доступностью и достоверностью; с правом на осознанный выбор, который невозможно осуществить без умения делать выводы и прогнозы на основе анализа и обработки зачастую неполной и противоречивой информации.
Мы должны научить наших детей жить в вероятностной ситуации. А это значит извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях со случайными исходами.
Ориентация на демократические принципы мышления на многовариантность возможного развития реальных ситуаций и событий, на формирование личности, способной жить и работать в сложном, постоянно меняющемся мире, с неизбежностью требует развития вероятностно-статистическогомышления у подрастающего поколения. Эта задача может быть решена в школьном курсе математики на базе комплекса вопросов, связанных с описательной статистикой и элементами математической статистики, с формированием комбинаторного и вероятностного мышления.
В письме Минобразования России от 23 сентября 2003 года № 03-93ин/13-03 говорится, что один из важнейших аспектов модернизации содержания математического образования состоит во включение в школьные программы стохастики.
Проводя занятия по данной теме, мною проработаны практически все новые учебные пособия по данной тематике, разработано несколько занятий с применением ИКТ и без применения ИКТ:
- Занятие по статистике в 6 классе, тема: «Таблицы и диаграммы». Изучение этой темы развивает аналитическое мышление, так нужное в нашем перенасыщенном информацией мире. Занятие ограничивается минимумом, который достаточен для понимания и анализа информации, представленной в виде таблиц и диаграмм. На уроке используются программы Microsoft Word, Paint, Excel. В результате занятия учащиеся должны понимать таблицы и диаграммы, уметь их строить.
- Занятие по теории вероятностей в 7 классе, тема: «Частота появления событий. Относительная частота». В основе деятельности на занятии лежит: развитие познавательных навыков учащихся; умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве; уметь увидеть, сформулировать и решить проблему; развитие критического и творческого мышления. Цели занятия: Закрепление изученного материала; исследование взаимосвязи относительной частоты с вероятностью появления соответствующего события в одном опыте; привитие коммуникативных навыков; воспитание терпимости, культуры общения.
- Занятие по комбинаторике в 9 классе, тема: «Перестановки. Размещения. Сочетания. Решение задач». Данное занятие рекомендуется проводить по окончанию изучения трех тем. Изучение этих тем развивает комбинаторное мышление, так нужное в нашем перенасыщенном информацией мире. Занятие ограничивается минимумом, который достаточен для формирования основных комбинаторных представлений об окружающем мире. В результате занятия учащиеся должны знать определения проговаривать их, понимать смысл, узнавать задачи по комбинаторике, решать задачи всеми способами или одним из них, составлять задачи самостоятельно.
На: Стохастика. Теория вероятностей
Елена Васильевна! Ваша презентация очень интересная и полезная . Я использовала ее на своих уроках. сС уважением, Ольга Егорова.