Название программы:
Место реализации:летний детский лагерь отдыха
при МОУ "Средняя общеобразовательная школа №9
г.Йошкар-Олы.
Срок реализации:01.06 – 31.06.2011года.
Программа рассчитана: на детей от 8 до 15 лет.
Направленность программы:
создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период
· оказание помощи в адаптации детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
· интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
· укрепление психического и физического здоровья детей;
· создание условий для развития личности ребенка;
· развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
· приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям;
· развитие ученического самоуправления.
Автор программы:
1. Учитель начальных классов высшей категории МОУ СОШ №9
Попёнова Елена Владимировна.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ........................................................................... 4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ........................................................................ 6
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ ................................................................................. 7
ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ .................................... 8
УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ................................................. 11
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ......................................... 14
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ....................................................... 16
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ .............................. 17
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ ....................................................... 18
ФОРМА САМОУПРАВЛЕНИЯ ........................................................................... 19
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИУМОМ .................................... 20
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...................................................................... 21
ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................................ 24
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СМЕНЫ ...................................................... 28
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ ............................ 34
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ........................................................................... 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ..................................................................................... 37
ПРИЛОЖЕНИЕ .................................................................................................... 38
Лучший способ сделать детей хорошими –
это сделать их счастливыми.
О. Уайльд
Каникулы - период свободного общения, время приобретения новых интересов в сферах, ранее недоступных. Каникулы дают возможность востребовать разные таланты всех детей, независимо от социально-экономического положения родителей и учебной успеваемости самого ребёнка. Если для мальчишек и девчонок каникулы - это отдых, дающий возможность восстановить физические и психические силы, позволяющий укрепить организм, то для взрослых - это время напряжённой и трудной работы. И среди множества уже привычных, а также новых забот и проблем, по-прежнему выделяется наиболее важная: как сделать отдых детей ярким, запоминающимся и полезным.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних лагерей дневного пребывания при школах. Они выполняют очень важную миссию организации досуга и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Реальность такова, что система образования по-прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня - это не только социальная защита, это ещё и возможность для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка.
Нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Игра, действительно, дело серьезное и непростое. В детстве, в детском коллективе через игру познается окружающий мир, поэтому в его развитии необходимо обеспечить гарантированные возможности для игр. Международная конвенция прав ребенка закрепляет право детей на игры. Игры обуславливают физическое, эмоциональное, духовное, нравственное развитие детей, способствует интеллектуальному прогрессу личности, демонстрирует образцы цивилизованного поведения, формирует мировоззренческий образ всей будущей жизни. Сейчас слово «игра» перестало ассоциироваться только с развлекательностью. Математические, развивающие, конструкторские, компьютерные, познавательные, подвижные, литературные, хороводные, музыкальные, дидактические, на внимание, народные, настольные, игры-шутки, ролевые, деловые и многие другие игры стали тем видом деятельности, который направлен на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом.
В игре, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.
Программа предусматривает комплексное решение проблем организации летнего отдыха детей. Программа направлена на создание благоприятных условий для оздоровления и организации досуга учащихся разных возрастов и разного социального положения в период летних каникул.
Важной задачей является умение ребёнка жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Именно поэтому, программа «Солнцеград» ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой, и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул. Использование данной программы по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.
Творческий потенциал, который эффективно развивается при систематических занятиях в течение лагерной смены дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Данная программа реализует все перечисленные требования и направлена на физическое, духовное, культурное развитие учеников.
· организация содержательного досуга и занятости детей в летний период,способствующих полноценному активному отдыху, самореализации, развитию творческих способностей.
- Организовать полноценный активный отдых детей через игровую деятельность.
- Оказать помощь детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- Создать условия для реализации и самореализации познавательного потенциала детей разного возраста и социального положения в условиях временного коллектива.
- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей разного возраста, позволяющие снять физическое и психологическое напряжение детского организма, накопившееся за учебный год.
- Пропагандировать пользу физической культуры и здорового образа жизни.
- Развивать коммуникативные умения, культуру общения.
- Создавать ситуации успеха, раскрывать творческий потенциал каждого ребенка.
- Организовывать совместную общественно-полезную деятельность детей и взрослых.
- Исследовать и корректировать (при необходимости) психологическое состояние детского коллектива.
В основе программы лежат идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики и психологии:
· личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребенка;
· природосообразность воспитания: обязательный учет половозрастных особенностей детей;
· культуросообразность воспитания:опора в воспитании на национальные особенности, культуру народа,
· гуманизация межличностных отношений:уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуаций успеха;
· деятельностный подход в воспитании:организация жизнедеятельности как основа воспитательного процесса;
· дифференциация воспитания:отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
· средовой подход в воспитании:педагогически целесообразная организация среды в лагере, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной, архитектурной) среды;
· принцип открытости:привлечение к процессу воспитания максимального количества социальных институтов и специалистов;
· непрерывность процесса воспитания:преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития ребенка.
А так же:
· принцип демократичности: участие всех детей в программе развития творческих способностей «Солнцеград»;
· принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
· воспитывающая,
· информационная,
· коммуникативная,
· культурно-досуговая,
· обучающая,
· развивающая,
· социализирующая,
· релаксационная.
1. Методика КТД.
В сфере воспитания коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в них, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам, возникает потребность преобразить свою школу, сделать ее красивее.
Дело– это событие, любые какие-либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело(КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.
Виды КТД:
1. Организаторские дела (метод взаимодействия)
2. Общественно-политические дела (беседы, лекции и др.)
3. Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире)
4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков)
5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление)
6. Спортивные дела (зарядки, Веселые старты, Снайперы, футбол и др.)
2. Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем подростки вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.
3. Психолого-педагогическое сопровождение смены.
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.
Компоненты психолого – педагогического сопровождения:
· Диагностический;
· Консультационный;
· Прогностический
· Практический.
Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
· Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
· Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
· Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
· Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.
4. Подпрограммы:
· «Музыкальная шкатулка»;
· «Бумажная фантазия »;
· «Здоровей»;
· «Бисероплетение»;
· «Занимательная психология»;
· «Entel»;
· «Вышивка лентами»;
· «Спасик, мы - одна команда!»;
· «Акварелька»;
· «Сделай сам».
5. Документы в помощь воспитателям, вожатым, родителям.
1. Нормативно-правовые условия:
· Закон «Об образовании РФ»
· Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
· Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
· Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
· Устав МОУ «СОШ №9 г.Йошкар-Олы»
· Положение о лагере дневного пребывания.
· Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
· Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
· Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном лагере.
· Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
· Приказы Управления образования.
· Должностные инструкции работников.
· Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
· Заявления от родителей.
· Двусторонний договор между администрацией и родителями.
· Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
· Акт приемки лагеря.
· Планы работы.
2. Материально-технические условия предусматривают:
а) финансирование через Министерство образования ( питание, канц. товары, посещение культурно-массовых заведений), родительская плата;
б) игровые комнаты с набором настольных игр, спортивного инвентаря, столовая, актовый зал, большой и малый спортивные залы, спортивная площадка, комната психилогической разгрузки, школьная библиотека.
3. Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют и выполняют функциональные обязанности в соответствии с должностной инструкцией:
Начальник лагеря – отвечает за создание кадровых, санитарно-гигиенических, материально-технических условий (совместно с администрацией); обеспечивает организацию, контроль и функционирование лагеря, выполняет отчетность;
Старшая вожатая– планирует и организовывает воспитательную работу в лагере; обучает и контролирует работу вожатых; обеспечивает взаимодействие воспитателей, вожатых; изучение удовлетворенности и комфортности условиями лагеря среди детей;
Воспитатели– организовывают работу в отряде, организуют ученическое самоуправление; несут ответственность за жизнь и сохранность здоровья доверенных детей;
Вожатые – активно помогают воспитателям во всех делах отряда;
Социальный педагог– наблюдает за детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в условиях лагеря, осуществляет промежуточный контроль, проводит беседы с детьми и родителями;
Педагог-психолог– проводит тренинги по развитию толерантности среди воспитанников, по снижению тревожности, осуществляет профилактику конфликтных ситуаций, промежуточный и итоговый контроль, мониторинг.
Физкультурный работник– организует спортивно-оздоровительную работу;
Музыкальный работник – организует музыкально-досуговые мероприятия;
Учителя и педагоги дополнительного образования–ведут кружковую работу. Обслуживающий персонал - обеспечивает санитарно-гигиенические требования, требования по питанию.
Медицинский работник– следит за санитарным состоянием помещений и территории лагеря, оказывает необходимую медицинскую помощь; проводит ежедневные осмотры детей при приемке в лагерь; осуществляет бракераж, мониторинг физического развития детей.
4. Педагогические условия.
- Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей и социального положения детей;
- Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
5. Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой нормативной, методической документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических , организационных сборов с педагогами до начала и в течение лагерной смены;
коллективные творческие дела;
- творческие мастерские;
- индивидуальная работа;
- тренинги;
- самоуправление в отряде и в лагере.
6. Охрана жизни и здоровья детей: - начальник и сотрудники пришкольного лагерянесут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере (под роспись); - сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей (под роспись) и медицинского освидетельствования; - воспитатели отрядов проводят инструктаж по т/б с детьми перед выполнением различных форм деятельности.
№ п/п
|
Мероприятие
|
Сроки
|
Ответственные
|
1.
|
Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:
1. совещание при директоре школы
2. собрание методических объединений классных руководителей.
3. совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярное время
4. выявление детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
|
Апрель
|
Директор, заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители, начальник лагеря
|
2.
|
Определение направлений и форм организации каникулярного времени.
|
Апрель
|
Директор, заместитель директора по ВР
|
3.
|
Диагностика.
Учет мнений и запросов родителей.
Учет пожеланий учащихся по организации каникулярного времени.
Составление карты занятости учащихся в каникулярное время.
Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности лагеря.
Удовлетворенность работой лагерной смены.
|
Апрель-май
Май
Май
Май
Июнь
|
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители
Начальник лагеря, старшая вожатая, классные руководители
Начальник лагеря, старшая вожатая
Начальник лагеря, старшая вожатая, психолог
Начальник лагеря, старшая вожатая
|
4.
|
Кадровое обеспечение.
Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников.
Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.
Проведение педагогических советов лагеря.
Проведение производственных совещаний по видам инструктажа.
|
Апрель-май
Май
Май
Май
|
Директор, заместитель по ВР, начальник лагеря, старшая вожатая
Директор, заместитель по ВР, начальник лагеря, старшая вожатая
Начальник лагеря, старшая вожатая
Начальник лагеря, старшая вожатая
|
5.
|
Организация детского лагеря с дневным пребыванием.
Проведение общего родительского собрания по осуществлению условий и организации лагерной смены;
Заключение двухсторонних договоров между родителями и администрацией ОУ;
Создание материально-технических условий, санитарно-гигиенических условий;
Подготовка помещений для спальных (по необходимости) и игровых комнат;
Комплектование отрядов;
Разработка плана воспитательной работы;
Оформление наглядности лагерной смены.
Подготовка к приёмке и открытию лагерной смены.
Организация питания в детском лагере отдыха с дневным пребыванием.
|
Май
|
Начальник лагеря
Старшая вожатая
Начальник лагеря, администрация
Зам.директора по АХР, начальник лагеря, медицинский работник
Старшая вожатая;
Старшая вожатая; дети, руководитель изостудии.
Начальник лагеря, администрация.
Зав.производством, медработник, начальник лагеря, персонал пищеблока.
|
6.
|
Проведение лагерной смены
|
Июнь
|
Начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря
|
7.
|
Анализ работы лагерной смены, отчеты
|
Конец июня, июль
|
Начальник лагеря, старшая вожатая.
|
Ι. Организационный период «Я умею» (1-3 день).
- формирование разновозрастных отрядов;
- знакомство с лагерем, его традициями, выработка единых норм поведения;
- формирование представления о смене (что? где? когда?)
- выявление лидеров, включение их в работу органов детского самоуправления;
- объявление смотров, конкурсов, соревнований;
- входное анкетирование
Организационный период также включает в себя дела, которые максимально помогут обнаружить и сделать очевидными для всех знания, умения и навыки, интересы и возможности каждого.
ΙΙ. Основной период «Мы вместе» (4-16 день).
Дела, помогающие объединиться ребятам в первичных коллективах и объединить весь лагерь в единое целое, всем почувствовать общие возможности и способность сделать много полезного для себя и других. Проводится регулярно рефлексия мероприятий.
ΙΙΙ. Итоговый период «Наши успехи» (17-18 день).
- Подведение итогов соревнований, смотров, конкурсов.
- Творческие отчеты первичных коллективов, демонстрирующие уровень сплоченности коллективов, творческий рост каждого ребенка;
- Проведение итогового анкетирования.
Общие итоги подводятся по критериям:
1. «Успехи» коллективов в конкурсах, смотрах, соревнованиях;
2. Работа по самообслуживанию;
3. Участие в общих делах;
4. Выполнение поручений;
5. Творчество и инициативность в организации и проведении дел;
6. Эмоциональное, психологическое и физическое состояние коллективов и в целом детей лагеря.
ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ:
1. Создание благоприятных условий для всех детей, в том числе и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
2. Безопасность всех мероприятий.
3. Учет возможностей каждой личности.
4. Возможность проявления способностей в разных областях досуговой и творческой деятельности.
5. Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности.
6. Поддержание игровой атмосферы через стимулирующий эффект соперничества, условия игрового общения.
7. Распределение эмоциональной и физической нагрузки.
8. Наличие необходимого количества персонала для работы с детьми, для приобщения к творческой деятельности.
9. Достаточное количество оборудования и материалов.
10. Распределение кульминационных моментов в течение смены и дня.
11. Учет мнения детей и взрослых, возможность быстро поменять программу дня. Наличие вариантов проведения одного и того же мероприятия (запасные варианты на случай изменения погоды и др.)
12. Распределение работы по времени. Не более одного большого дела в день.
13. Моделирование и создание ситуации успеха.
14. Наблюдение за психическим здоровьем детей.
15. Учёт возрастных особенностей в разработке мероприятий.
16. Ежедневная рефлексия с возможность для каждого участника высказать своё мнение о прошедшем дне.
Заместитель директора по воспитательной работе
|
Начальник лагеря и старшая вожатая
|
Нами была выбрана форма детского самоуправления в лагере – город, в которой есть свой Президент со всеми своими полномочиями, свои министры, свои финансы. Дети не просто «играют во взрослых», они приобретают умения и навыки самоуправления, саморазвития, самореализации.
Все дети и взрослые являются жителями веселого города«Солнцеград»,
в состав которого входят отряды – «Лучики», имеющие свое название, девиз и песню.
Город имеет своего президента (вожатый - ученик 8 класса ),
вице-президента(вожатый-ученик 8 класса),
мэров (командиры отрядов)
вице- мэров (заместители командиров отрядов)
граждан «Солнцеграда»– воспитанники лагеря.
В течение смены отряды – лучики зарабатывают «солнышки» и «облачка», участвуя в общих делах. «Лучику», набравшему наибольшее количество «солнышек», присуждается звание«Лучезарного».
детского летнего лагеря « Солнышко»
с дневным пребыванием детей
Кукольный театр
г. Йошкар-Олы
|
Городская детская поликлиника №5
|
Национальный музей им. Евсеева
|
Кинотеатр «Россия», «Эрвий»
|
Музыкальные студии, филармония, дома культуры, спортивная площадка при школе
|
Спортивная площадка при школе
|
Научно-познавательный лекторий «Горизонт»
|
Городской отдел по культуре и спорту, стадион «Электрон»
|
Городские и школьная
библиотеки
|
Театр Юного зрителя, Театральная студия «Маска».
Русский драматический театр им. Константинова
|
Летние оздоровительные пришкольные лагеря
|
Детский туристско-краеведческий центр "Роза ветров"
|
Республиканский центр пожарной безопасности
|
Летний пришкольный лагерь отдыха «Солнышко» с дневным пребыванием детей
при МОУ СОШ №9
Г.Йошкар-Олы
|
|