Игровая программа «Тамбовская карусель»
Звучит песня «От печки» Г. Заволокина. (1 купл.).
Твое тепло, мое тепло
Вот и не холодно.
Пусть льется свет из детских лет,
Пусть будет молодо.
Давайте сначала, от поля и речки,
С родного причала, от печки, от печки.
Где звезды сквозь рамы, снега - на крылечки.
Давайте от мамы, давайте от печки…
1 вед. «Давайте от печки» – так поется в одной из самых любимых песен нашего ансамбля.
Давайте от печки – от тепла домашнего очага, от тех глубоких народных корней и истоков идти по современной жизни, не теряя то драгоценное и неповторимое, что создал русский народ. И одна из таких драгоценностей – это сказки. И мы предлагаем вам фольклорную композицию по мотивам русской народной сказки «Кот, Петух, Лиса» в исполнении учеников 4 класса.
Фольклорная композиция по мотивам русской народной сказки
«КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА»
Действующие лица: Кот, Петух, Лиса, дед Егор, Лошадь, мальчик, девочка, дети.
Оформление сцены: задник и кулисы с изображением леса. Слева на первом плане кусты, перед ними пенек.- Справа избушка, плетень, перед избушкой — длинная лавка.
Звучит наигрыш на гармони. На сцену с шумом выбегают дети На первый план выбегает
МАЛЬЧИК. Дед Егор едет!
На сцену выходит дед Егор, он ведет за собой Лошадь.
ИЗ-ЗА ЛЕСА, ИЗ-ЗА ГОР
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучей лошаде.
Сапоги на нем с карманом.
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
(на мелодию «Деревня, деревня, четыре двора)
Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Дети окружают деда, не дают пройти, выкрикивая дразнилку
Лошадь ела сало. А мужик овес.
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Деревня, деревня – четыре двора.
Четыре двора, из ворот ворота
Четыре двора, из ворот ворота.
А на пятый двор едет дедушка Егор
ДЕД ЕГОР (машет кнутом). Вот я вас сейчас!
Дети отбегают на третий план. Лошадь убегает за кулисы. Дед выходит на первый план, садится на пенек.
ДЕД ЕГОР. Ах, озорники, лошадь из-за них упустил!
Дети, подходят ближе, вперед выходит девочка.
ДЕВОЧКА. Дед, а дед!
ДЕД ЕГОР. Чаво тебе? -
ДЕВОЧКА. Расскажи сказку.
ДЕД ЕГОР. Сказку?
ДЕВОЧКА. Пожалуйста.
Дети окружают деда и просят. Расскажи, расскажи сказку, дедушка Егор.
ДЕД ЕГОР. Цыц! (Все замолкают). Ну, ладно, слушайте.
Жили-были в одной избушке на краю леса Кот да Петух.
ДЕВОЧКА. Кот?
ДЕД ЕГОР. Ну да, Кот.
ДЕВОЧКА. Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.
МАЛЬЧИК. Выйдет котя из ворот —
Всполошится весь народ,
И петух, и курица -
С деревенской улицы.
ДЕТИ. Станут котю в гости звать,
станут котю угощать! -
КОТ. Мяу!
МАЛЬ ЧИК. А с ним Петух?
Дед ЕГОР. И Петух.
На авансцену выходит мальчик в маске петуха. Звучит на гармони «Барыня».
МАЛЬЧИК. Идет петушок
Красный гребешок,
Хвост-то узорами,
Сапоги со шпорами.
ДЕВОЧКА. Двойная бородка
Частая походка.
Утром рано встает,
Звонки песни поет.
ПЕТУХ. Ку-ка-ре-ку! (садится рядом с Котом.)
ДЕД ЕГОР. Славно жили, не тужили, не ругались, а дружили. Все друг дружке помогали да на ложечках играли.
ансамбль исполняет наигрыш на ложках
ДЕД ЕГОР. По утрам наш петух
Разбужал всех вокруг.
Только песню запоет —
Сразу солнышко встает.
Выбегут на двор ребятки,
Засверкают только пятки .
ПЕТУХ. Ку-ка-ре-ку!
Дети исполняют закличку.
СОЛНЫШКО
Солнышко, Солнышко
Выгляни в окошечко.
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись.
Выйди поскорей,
Будь к нам подобрей.
дай нам светичка,
Теплого летичка.
Рано-рано вставай,
Своих деток согревай!
IIЕТУХ. Ку-ка-ре-ку!
ДЕВОЧКА. И кота любили дети,
Нет его добрей на свете.
Днем на теплой печке спал,
Ночью байки распевал.
МАЛЬЧИК. В доме котю уважали
И сметанкой угощали,
Звали в дом мышей гонять,
Колыбельку покачать.
КОТ. Мяу!
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
ДЕТИ. Котя, котенька, коток
Котя — серенький хвосток.
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
дам кусочек пирога,
Полну миску молока.
КОТ. Мяу!
ДЕД ЕГОР. Вот однажды пошел Кот в лес дрова рубить.
КОТ. Я топор возьму, и в лес пойду
Надо печь топить и обед варить.
Я иду, иду - трава колых-колых.
Девчата хитрые. А мы хитрее их.
Огурчики, помидорчики.
Не стойте, девочки, в коридорчике.
Я пойду туда. Где густая рожь.
Буду с тем дружить, кто на меня похож.
Я НА КАМУШКЕ СИЖУ
Я на камушке сижу. Я топор в руках держу.
Ай ли, ай люли. Я топор в руках держу
Я топор в руках держу. Им я колышки тешу
Ай ли, ай люли Им я колышки тешу.
Уж я колышки тешу, изгород горожу,
Чтоб капусту не украли в огород не забегали.
Волк и лисица, бобёр и куница.
Заинька усатый, Мишка толстопятый.
дети окружают деда.
ДЕД ЕГОР. Проведала Лиса, что Кота дома нет.
ДЕВОЧКА. Лиса?
ДЕД ЕГОР. Она плутовка.
На авансцену выходит ребенок в маске лисы.
МАЛЬЧИК. Рыжая лисица
Бегать мастерица.
По лесу бежала,
Зайца догоняла.
ДЕТИ. В яму бух!
ЛИСА (подходит к избушке).
Да здесь Петух!
Петушок, Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка!
ПЕТУХ. Нет, Лиса, не обманешь меня, Да вон девки идут, уноси ноги.
«А я по лугу».
ЛИСА. Девки проходили,
Просо обронили.
Куры клюют,
Петухам не дают!
ПЕТУХ. Нет, Лиса, не обманешь меня!
Вон парни идут, уходи, покуда цела.
А МЫ ПРОСО СЕЯЛИ
ЛИСА. Парни приходили,
Орехов просили.
девок угощали,
Петушка зазывали:
Пойдем с нами играть,
Будем песни распевать!
Дети исполняют игровой хоровод Селезень и утица.
СЕЛЕЗЕНЬ И УТИЦА
Селезень ловил утицу,
Селезень ловил серую.
Пойди, утица, домой,
Пойди, серая, домой.
У тя семеро детей,
Восьмой селезень.
Петух выбегает из избушки и играет вместе с детьми. Лиса включается в игру, ловит Петуха и уводит за кулисы. Игра заканчивается, дети окружают деда.
ДЕВОЧКА. Дед, а дед, а дальше что было?
МАЛЬЧИК. Неужели Лиса его съест?
ДЕД ЕГОР. А дальше вот что...
Лиса тащит Петуха через сцену, Петух упирается и кричит.
ПЕТУХ. Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы.
Ку-ка-ре-ку!
На авансцену выбегает Кот.
КОТ. Никак мой дружок-петушок в беду попал. Возьму-ка я гусельки — золотые струночки, побегу скорей на выручку.
ДЕД ЕГОР (детям).
А вы что же сидите?
На подмогу друзьям не спешите?
Дети выстраиваются в полукруг, вперед выходит Кот и запевает
КОТ. Трень-брень, гусельки,
Золотые струночки.
Еще дома ли лиса,
Еще дома ли кума?
Во своей ли норочке,
Во своем ли гнездочке? —
ЛИСА. Выйду, выйду, посмотрю
Кто во двор ко мне идет?
Кто во гусельки бьет,
Кто так сладко поет?
Ведущий: Ну вот что, лиса! Хватит здесь командовать! Выпускай скорее петушка!
Сейчас ты не только о нем - обо всем забудешь!
ПЕТУХ. Вот спасибо вам, друзья! От лисы спасли меня.
Буду снова по утрам
Песни петь на радость вам. Ку-ка-ре-ку!
Ведущий: Спасибо вам, ребята, за сказку!
Друзья! Вряд ли вас стоит убеждать в том, что играть – это здорово! Игра, а особенно народная – это веселье, азарт, здоровье и радость общения! Наша программа русских народных игр, в которой мы предлагаем вам принять участие, называется «Тамбовская карусель». В ней есть игры и для маленьких и для больших участников. Большие побудут на время маленькими, а
Почему тамбовская? – Потому что мы живем в Тамбовском крае, изучаем его историю и традиции, в том числе и игры.
Почему карусель? – Потому что все наше действие будет проходить в кругу, и всё завертится и закрутится по кругу, как настоящая карусель!
А помогать мне будут участники ансамбля русской песни «Жаворонок», моя гармонь и… ваши улыбки! И я вас всех приглашаю в большой круг на программу «Тамбовская карусель»!
(под наигрыш гармони все присутствующие образуют круг)
Ведущий. 2.Скажите мне, что изображено на гербе Тамбовской области? Правильно: улей и пчёлы – трудолюбивые, неугомонные, но умеющие и ужалить! (ассистент показывает герб Тамбовской области).
Поиграем в игру «Пчелки». Сначала с помощью считалки выбираем цветок, с которого надо собрать нектар. (под считалку ассистент выбирает из играющих «цветок», вручает ему цветок и выводит в центр круга ).
Шла Марфуша по тропинке
И несла цветов корзинку.
В этой маленькой корзинке
Есть различные цветы:
Роза, ландыш, незабудки,
Голубые васильки.
Ведущий 2. Цветок у нас есть. Но пчел к нему не пускают сторожа. Сейчас сторожа выберут из вас «пчелок». (участницы-«сторожа» выбирают «пчёл» и, и взявшись за руки, встают в круг. «Пчелы» остаются за кругом), Сторожа, взявшись за руки, попытаются не пустить пчел к цветку. Задача пчел, после того как прозвучит «Жжи-жжи-жжи» – дотронуться до цветка. Если кто-то дотронулся до цветка, то все сторожа разбегаются, а пчелы догоняют их, жалят и жужжат в уши.
Игра «Пчелки». [4: С.322]
Пчелки, пчелки,
Жальца – иголки.
Серые, малые,
Крылышки алые.
Поверху летайте,
К цветам припадайте,
Медок собирайте.
В колоду таскайте. Жжи-жжи-жжи!
Ведущий. Больше всего пчел бывает, наверное, в кочетовских садах, потому что садов у вас очень много. А вы заметили, сколько в саду воробьев? Мы их сейчас всех поймаем, и пусть они, если хотят опять на волю, нас потешат-повеселят. Итак, те, кого из вас выберут наши участницы, будут воробейки. Покажите, воробейки, как Малаша ходит, как она работает, как дружит и пляшет. А мы за вами будем повторять.
Игра «Воробейко». [8: С. 12-13]
Покажи-ка, воробейко,(2раза)
Как Малаша ходит, ходит выступает.
Она эдак и вот эдак ,(2раза)
Ходит-выступает. (2раза)
(Участница идет по кругу, выбирает мальчика, покрывает ему платок, и он показывает движения под припев, остальные участники игры повторяют за ним.
В следующем куплете она выбирает другого мальчика и т.д.).
Покажи-ка, воробейко,(2раза)
Как она работает,(2раза)
Она эдак и вот эдак ,(2раза)
Так она работает (2раза).
Покажи-ка, воробейко,(2раза)
Как Малаша дружит,(2раза)
Она эдак и вот эдак ,(2раза)
Так Малаша дружит,(2раза
Покажи-ка, воробейко,(2раза)
Как Малаша пляшет,(2раза)
Она эдак и вот эдак ,(2раза)
Так Малаша пляшет. (2раза)
Ведущий. Весёлые у нас оказались воробьи, настоящие артисты! Чем и хороши народные игры – тем, что в них любой участник может показать свои актерские таланты и повеселить собравшихся.
А вот сейчас на ваших глазах мы разыграем драму, почти трагедию! Кто будет её участниками? Ответьте на вопрос - как в России называют жителей Тамбовской области? Правильно, тамбовские волки. (выносится рисунок с изображением волка). Даже есть такая поговорка - «Тамбовский волк тебе… товарищ».
Итак, первый герой у нас – волк (участница выбирает из старшеклассников «волка» и надевает на него маску). А какое животное «дружит» с городом Мичуринском? (Козел) (ассистент показывает герб города, на котором изображен козел). И старинное название города - Козлов. (участница выбирает из мальчиков «козла» и надевает на него маску (или бороду на резинке, или фуражку). А ещё нам нужна бабушка (участница выбирает из мальчиков «бабушку» и надевает на неё платок)
Ваша задача, дорогие артисты, слушать внимательно слова песни и с танцевальными движениями все это разыграть.
Эта песня записана в селе Черняное Тамбовской области.
Игровая песня «У бабушки был козёл». [1: С.102 ]
У бабушки был козёл,
У Варварушки другой.
Тинтель- винтель- винтель- винтель,
У Варварушки другой.
Он помоицы пивал,
Стару бабушку бивал,
Тинтель- винтель- винтель- винтель,
Стару бабушку бивал.
Пошел наш козел
По горам, по долам.
Тинтель- винтель- винтель- винтель,
По горам, по долам.
Навстречу козлу
Идет серый волк.
Тинтель- винтель- винтель- винтель,
Идет серый волк.
Ну, давай-ка , козел,
Мы поборемся.
Тинтель- винтель- винтель- винтель,
Уговоримся.
Чтоб под ногу не бить,
Чрез колено не валить.
Тинтель- винтель- винтель- винтель,
Чрез колено не валить.
Как волк козла
Ухватил со зла.
Тинтель- винтель- винтель- винтель,
Ухватил со зла.
Он грякнул его
Об дороженьку
Его ноги на дороге,
Голова в кустах.
Голова в кустах.
Борода в листах. Всё!
Ведущий. А кто из зверей больше всего боится волка? (Заяц). Поиграем в игру «Заинька»
Я вам сейчас её покажу. Идите по кругу и не пускайте меня.
Ведущий. Мы идем по кругу и поем. Зайка пытается выскочить из круга (идет противоходом). На словах « Ну-ка, зайка, скоком-боком» зайчик пританцовывает с закрытыми глазами, кланяется на последних словах и выбирает другого «зайца».
Игра «Заинька, серенький». [3: С.49 ]
Заинька серенький,
Заинька беленький.
Некуда заиньке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Замочки немецкие.
Ну-ка, зайка, скоком-боком
Перед нашим хороводом.
Ну-ка, зайка, повернись,
Кого любишь - поклонись!
Ведущий. Вы видите, какие крепкие замки на воротах?! А вот в замке короля, куда мы сейчас отправимся, растворёны ворота – у него сегодня праздник. Какой? Давайте узнаем у воевод.
(Выходят 2 участницы - «воеводы» с полотенцем в руках встают друг против друга и переговариваются с хороводом).
Игра «В короля». [4: С. 446]
– Что не идете в ворота?
– Мы боимся короля.
– Его дома нету.
Он сел в карету
И поехал в город.
– Зачем король поехал в город?
– Пряники закупать.
Леденцы с собою брать.
– На что вам? На что вам?
– То не нам, то не нам!
Вас кормить, угощать
И на свадьбу приглашать.
Король дочку замуж выдает.
– Кто её под венец поведет?
– Добрый молодец – вон тот!
(Со словами «Вон тот» – воеводы показывают на мальчика и поднимают над головой полотенца, образуя ворота).
Ведущий. Мальчик выбирает себе девочку – дочку короля. Эта пара проходит в ворота, и ведет за собой всех гостей на свадьбу. По окончании песни воеводы опускают полотенце, и ближайшая пара становится новыми «воеводами».
У нашего короля
Растворены ворота,
Растворены ворота
По самые верея.
Стоят терема
Шелком шиты,
Холстом крыты,
Гвоздями прибиты.
Ведущий. На свадьбе были и музыканты. А вот дударь, который был на свадьбе, совсем расхворался. И рука у него болит и спина, и голова. Кого вы выберем дударем, тот говорит, что у него болит, а когда он скажет «Всё!» мы убегаем от него. А он ловит нового дударя.
Ведущий. Какая же свадьба без танцев и плясок? И я предлагаю вам замечательную танцевальную игру «Чижичок». Сейчас мы выберем веселого деревенского мужичка, который всех вас, под самые простейшие движения заставит танцевать. Итак, когда припеваем – мы танцуем, а когда проигрыш – мы выбираем себе нового партнера.
(мальчик приглашает девочку, они делают простейшие движения под пение: приставные шаги, кружение и др. На проигрыше они расходятся и выбирают себе новых партнеров. Игра повторяется до тех пор, пока в зале не останется ни одного «свободного» участника).
Игра «Чижичок». [4: С. 446]
Чиж, чиж, чижичок,
Деревенский мужичок.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь.
Ведущий. Друзья! У нас в запасе ещё очень много игр! И в следующий раз мы снова приглашаем вас на программу «Тамбовская карусель»! До новой встречи!
|