В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования 2009 года внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей.
Значимость этой деятельности подтверждается и временем, отводимым на неё, - до 1350 часов на весь период начального обучения.
Я работаю уже 18 лет по системе Л.В.Занкова. Он придавал большое значение внеурочной занятости детей, указывая, что «внеклассная работа в самой школе, в данном детском коллективе очень существенна. Она способствует ещё большему сближению детей между собой, детей с учителем. Создаются ещё более благоприятные условия к тому, чтобы у них росла любовь и привязанность к школе».
Содержательное наполнение свободного времени поможет защитить современного ребёнка от разрушительного воздействия большинства компьютерных игр, телевидения, бесполезного времяпрепровождения. Возможность выбора учителем и учащимся того или иного вида деятельности создаёт дополнительные предпосылки для индивидуализации познавательного и воспитательного процесса во внеурочное время.
Я расскажу об одном из курсов внеурочной деятельности «Мой город». Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, знание его истории, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы.
С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Курс по краеведению «Мой город» рассчитан на 66 часов (2 часа в неделю).
Так как у детей этого возраста больше развита наглядно-образное мышление я создала презентации к каждому уроку (сноска)
При изучении применяются различные формы (экскурсии, практические занятия, викторины, праздники, инсценировки), методы, средства.
Сообщения детей и выступление родителей: улицы нашего микрорайона, моя школа – моя семья (выступления родителей)
Праздники: Новый год, Масленица, рождество (колядование)
Практические занятия: уроки-практикумы по изготовлению макета крепости, шлема, брони на грудь, налокотников и поножей, копья, щита)
Викторина:«Знаешь ли ты…»
Работа на компьютере (программа пейнт, см. ссылку): узоры крестьянского дома: резьба по дереву, посуда, прялка, ткачество, детские игрушки, узоры на одежде
Экскурсии(ссылка): экскурсия в школьный музей (тема: «Моя школа»), занятия по абонементу « Исторический калейдоскоп», куда входили и практические занятия. (показать фильм)
УУД:
· Развивать личностные учебные действия:
- знать:историю и географию своего края, его достижения и культурные традиции; ценности своей семьи; своих предков; свой город.
- иметь чувство патриотизма.
- уважать историю, культурные и исторические памятники.
- развивать познавательные интересы.
· Развивать регулятивные учебные действия:
- уметь учиться и организовывать свою деятельность (планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать);
· Развивать познавательные учебные действия:
- уметьискать и выделять необходимую информацию, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, моделировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений;
- развивать рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
· Развивать коммуникативные учебные действия:
- уметь: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, ставить вопросы, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.