I. Введение
Существенной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования (НОО) является ориентированность на образовательные результаты нового типа, в том числе метапредметные, которые представляют собой универсальные учебные действия, и могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в которых может оказаться ребенок. Достижение новых образовательных результатов не может быть гарантировано только наличием соответствующих образовательных программ и внутришкольных локальных актов по реализации ФГОС. Необходимо ввести кардинальные изменения в педагогическую практику, создать такие условия, при которых учитель сможет и захочет работать по-новому.
С целью оценки эффективности введения ФГОС Министерством образования и науки РФ планируется проводить ежегодный мониторинг (Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2011 г. № 03-114 «О мониторинге ФГОС общего образования»). Разработчики мониторинга, понимая риск заинтересованности на местах в получении «благополучной» картины введения ФГОС, закладывают в него механизмы для его преодоления. В том числе за счет расширенного контингента участников мониторинга и особой формулировки вопросов. Таким образом, каждый педагог, приступивший к работе по ФГОС, административные работники ОУ, заполняя анкеты, должны, в том числе указывать конкретные факты наличия инструментария для формирования и оценки универсальных учебных действий. Согласно ФГОС НОО определены 11 универсальных учебных действий (УУД). Для формирования и оценки большей части из них предусмотрены изменения в учебно-методических комплексах, составлены специальные комплексные работы.
Значительное внимание в требованиях к результатам, а также к условиям реализации образовательной программы предъявляется к умениям создания и осмысленного использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при условии организации свободного доступа участников образовательного процесса к ресурсам школы и Интернета. В формулировках УУД эти результаты описаны следующим образом:
- Ребенок может записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и обмениваться ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог).
- Ребенок умеет осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
- Ребенок может представлять информацию средствами ИКТ в графическом виде: как таблицы, графики и прочее.
Сформировать эти УУД будет под силу тому педагогу, который сам в совершенстве владеет этими умениями, а также вооружен методикой их формирования.
А первым шагом по созданию оптимальных условий для информационного обеспечения реализации ФГОС является наличие информационной образовательной среды в образовательном учреждении, свободного доступа в Интернет, ведение электронной документации (дневников и журналов), а также использование Интернет-ресурсов для размещения детских образовательных продуктов и обсуждения образовательной программы с участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми). Но это лишь организационные условия, они создают возможность для эффективной работы педагога по формированию указанных УУД. Объективной сложностью для учителя остается методическая составляющая. Педагогу нужны ясные и четкие инструкции, на основе которых он сможет создать собственные методики, которые будут способствовать формированию УУД, касающихся ИКТ, в условиях конкретного классного коллектива.
Федеральный мониторинг реализации ФГОС предполагает релевантную оценку эффективности работы. Например, в анкете для педагогов описаны 53 показателя, из них 16 (30%) имеют отношение к вопросам формирования УДД, касающихся ИКТ. Причем сформулированные с разных точек зрения относительно одних и тех же проблем они непременно покажут «разрывы» в том случае, если возникнет то самое желание в получении «благополучной» картины введения ФГОС. Таким образом, каждое образовательное учреждение, каждый педагог должны быть заинтересованы не в формальных признаках благополучия, а в наличии качественного инструментария по формированию УУД. А учитывая объективно возросшую сложность работы учителей начальных классов, необходимо предусмотреть всевозможные меры их методической поддержки, причем не только и не столько в форме выдачи разовых инструкций и рекомендаций, сколько в постоянном сопровождении, оказании помощи в организации работы по формированию УУД, в частности касающихся ИКТ.
II. Основная идея
Модель методического сопровождения предполагает организацию круглогодичной формы работы с учителями начальных классов, в результате чего каждый педагог сможет создать собственный Интернет ресурс, организовать на нем взаимодействие с учениками, их родителями, коллегами, создать условия для проведения разнообразных сетевых мероприятий с учениками, что будет способствовать формированию УУД. Для реализации модели методического сопровождения создается сетевое сообщество педагогов, реализующих ФГОС в пределах определенной территории, что снимает риски и «страхи» начала работы в Интернете. Личное очное знакомство с коллегами, работа над единым планом, но с возможностью индивидуальной траектории – все это создает благоприятную атмосферу как для профессионального роста учителей в направлении ИКТ-компетентности, так и для повышения эффективности в достижении учащимися образовательных результатов нового типа.
III. Цель методического сопровождения
Реализовать в повседневной педагогической деятельности информационное обеспечение реализации ФГОС, создать условия для формирования у учащихся УУД, в первую очередь относящихся к вопросам ИКТ.
IV. Задачи методического сопровождения
Для достижения обозначенной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- передача педагогам знаний в следующих областях:
- блог в деятельности учителя: роль, место и возможности применения;
- этические и юридические аспекты использования Интернет-ресурсов;
- основы создания и применения цифровых ресурсов для формирования у учащихся УУД, для описания и распространения педагогического опыта;
- формирование у педагогов умений применять средства ИКТ, в частности блог учителя в решении педагогических задач по реализации ФГОС:
- использование блога для организации эффективного образовательного процесса;
- использование блога для формирования у учащихся УУД;
- использование блога для организации обратной связи с участниками образовательного процесса;
- формирование у педагогов необходимых умений для использования социальных сервисов для создания цифровых образовательных ресурсов.
V. Целевая аудитория
Методическое сопровождение нацелено на учителей начальных классов общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС.
VI. Планируемые результаты
Педагоги познакомятся и будут иметь представление об:
- образовательном потенциале различных сервисов и инструментов социального Интернета;
- этических и юридических аспектах при работе в Интернете.
Педагоги получат опыт:
- осознанного выбора среды и инструментов сетевого взаимодействия с участниками образовательного процесса;
- разработки и применения новых методов и форм обучения с использованием ресурсов Интернет (личные блоги, социальные сервисы и сети);
- организации сетевой работы с учениками с целью формирования у них УДД.
В результате методического сопровождения педагоги будут уметь:
- создавать и сопровождать личный блог как площадку для организации взаимодействия участников образовательного процесса;
- создавать цифровые образовательные ресурсы и применять их для организации эффективного образовательного процесса в рамках реализации ФГОС и распространения передового педагогического опыта.
VII. Средства организации модели
Вся методическая помощь и накопление материалов осуществляется в сетевом профессиональном сообществе http://www.openclass.ru/node/237386.
В течение учебного года осваивается работа с социальными сервисами Интернет с возможностями публикаций материалов (текст, презентация, фото, видео), создания цифровых образовательных и информационных ресурсов, организации обратной связи и коллективной деятельности.В качестве ресурса для создания личных блогов учителей используется социальный сервис http://blogger.com.
VIII. Технология организации методического сопровождения
Модель методического сопровождения согласована с текущим образовательным процессом, для нее характерны следующие черты:
- Распределенный на учебный год методический материал с наращиваем сложности используемых инструментов для организации информационного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
- Чередование очных встреч и практической самостоятельной, в том числе дистанционной деятельности педагога на рабочем месте.
- Совместная коллективная деятельность учащихся и их родителей, практико-ориентированный характер взаимодействия, направленность на выполнение условий и требований ФГОС, в частности информационного обеспечения реализации стандартов и создания условий для формирования у учащихся УУД.
- Открытый характер взаимодействия: все создаваемые педагогами образовательные ресурсы публикуются в открытых блогах, сообществах. Ресурсы открыты для оценивания, комментирования всеми участниками образовательного процесса, а также иными представителями профессионального сообщества.
- Интерактивный характер взаимодействия: консультант, являясь постоянным читателем блогов учителей, имеет возможность корректировать деятельность педагогов, оказывает им постоянную методическую помощь.
- Включение в модель федеральных методических ресурсов, в частности проекта апробации предметных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и творческих конструктивных сред для начального общего образования (http://www.openclass.ru/node/232743).
- Погружение педагогов в реальную среду сообщества учителей, объединенных общими профессиональными интересами.
IX. Кадровое обеспечение реализации модели
Реализацию модели методического сопровождения обеспечивают специалисты службы информационно-аналитического обеспечения (в рамках функционала), также привлекается кадровый ресурс (эксперты, консультанты) социального профессионального сообщества «Открытый класс». Таким образом, педагоги получают возможность межрегионального взаимодействия, расширяются горизонтальные связи.
X. Критерии достижения результатов
Особенностью модели является то, что все освоенные педагогами умения отражаются в публикациях на их личном блоге, что обеспечивает постоянную обратную связь, позволяющую своевременно корректировать и направлять деятельность педагогов. Таким образом, в течение всего периода взаимодействия формируется Интернет-представительство педагога (блог), которое включает в себя результаты выполнения отдельных общих рекомендаций, их дополнение и творческое развитие.
Итогом круглогодичной методической работы с учителями может стать конкурс или фестиваль Интернет-представительств (блогов) педагогов, для оценивания которых используются следующие критерии:
- соответствие содержания блога основным положениям реализации ФГОС;
- актуальность и значимость содержания для всех участников образовательного процесса – посетителей блога;
- стиль, грамотность и ясность изложения материала;
- оперативность и регулярность публикаций сообщений;
- глубина и обоснованность рефлексивных отчетов;
- корректность в использовании источников;
- посещаемость, комментируемость;
- культура сетевого взаимодействия авторов, в том числе оперативность реакции на комментарии посетителей;
- технологичность блога (разнообразие используемых мультимедийных объектов);
- сбалансированность применения инструментов дизайна и редактирования для удобства чтения постов.
|