МОУ Терская СОШ Мичуринского района Тамбовской области. Родительское собрание "Народные традиции русской семьи"
Submitted by Ольга Станиславовна Попова on вс, 25/09/2011 - 16:45
План родительского собрания:
Вступительное слово классного руководителя
Выступление учащихся 9 класса по теме собрания
Выступление родителей по теме собрания
Заключительная часть
Ход собрания.
Традиции семейного воспитания складывались веками. Они представляют собой нравственные законы и принципы человеческих взаимоотношений, выработанные русской культурой.Самое важное место среди богатого культурного наследия русского народа занимают традиции, связанные с воспитанием детей в семье.Именно в культурных традициях семейного воспитания находят отражение правила межличностного взаимодействия, которые передаются от родителей к детям.
Семья – хранительница традиций.
Учитель:В крестьянской деревне растущей детворе были заповеданы неписанные уроки круглый год. О них нам расскажут ребята.
Ученик 1: По утру рождественского дня отец водил сына, ещё совсем маленького, к сусекам с зерном. Мальчика торжественно одевали всем семейством, затем он с отцом шёл по глубокому снегу, и покуда сын был очень мал, отец поднимал его над зерном. Так уже в самом детстве мальчик узнавал о самом главном богатстве - собранном с поля урожае. Его душа наполнялась желанием поскорее вырасти, и стать самому опорой родителям.
Ученик 2: В полдень этого же дня старые люди вместе с детьми утаптывали снег вокруг своего дома, вокруг двора. Они внушали детям: пусть солнышко, пусть сам Господь, пусть все люди увидят, что жизнь в их роду не угасла.
Ученик 3: Процесс вхождения детей в мир взрослых осуществлялся требовательными, но ласковыми мудрецами семейства - бабушками и дедушками. Они открывали заветные дверцы в ребячьих душах и вкладывали в них добрые понятия о земле, о небе, о времени быстротечном.
Ученик 4: Дети были рядом со старшими всегда, им вверялись навыки сбережения семейного добра, уважения к родительскому труду.Все повадки зверей и птиц передавались от дедушки внуку, потому что дедушка славился в семье как отменный охотник, рыболов и знаток природы. Владеть топором, сохой учил отец. К 12 годам мальчик уже мог топором смастерить игрушку младшим братьям, ложку с чашкой к столу.
Ученик 5: А вот тайные «местечки»: где малина гуще да ягода слаще, знала бабушка. Как за домашними животными ходить, белье в реке мыть, половики ткать, учила она своих внучек. С нею они ходили в храм, читали молитвы, ставили свечи и просили Пресвятую Богородицу послать здоровья родителям. С нею они разучивали песенки – веснянки, кликали из-за моря куликов-жаворонков.
Ученик 6:Но самое главное - учились печь обрядовое печенье: 22 марта на день весеннего равноденствия- 40 колобков, чтобы почествовать 40 морозцев, которые, по народному поверью, если задобрить, то с этого дня будут один мягче другого. А чтобы скотинка велась и не переводилась, в три ведра доилась, да помекивала, да помукивала, 14 января на Васильев вечер внучки с бабушкой лепили и выпекали кренделя в виде коровок и козулек.
Учитель:На наше собрание пришла бабушка Алёши Сичкарь. Наталья Гавриловна сама мама 6 детей и бабушка 11 внуков. Она очень вкусные печёт пироги да пышки, пряники да коврижки. Сейчас она расскажет, как всему этому научилась.
Бабушка Наташа:Чтобы в дом пришла красота и радость, чтобы у детей и внуков засияли глаза, надо нам чаще печь пироги и пряники и всех собирать за одним большим семейным столом. Я с глубоким уважением отношусь к традиционной выпечке: по возможности стараюсь печь и пасхальные куличи, и рождественские калачи, и обрядовые пряники в виде птиц и животных. Меня всему этому в детстве научила моя мама, потом, встав взрослой, я стала пекарем и стала печь для всех душистый с хрустящей корочкой хлеб. Я считаю, что старшее поколение обязано сохранять народные традиции и передавать молодым.Мои дети и внуки учатся печь, и у них неплохо это получается.
Труд кормит, а лень портит
Учитель:Основу жизни наших предков составлял труд. «Труд кормит, а лень портит», - говорили в народе. Поэтому воспитание детей в русской семье без труда не представлялось. Раньше отец с детства внушал сыну – ты мой наследник. А это значит, что сын должен принять ремесло от отца. Всему от него научиться. Научить сына держать молоток. Пользоваться отвёрткой, умению починить и поправить, приговаривая: «С ремеслом не пропадёшь; ремесло пить-есть не просит, а само кормит». И, главное, одобрить, поддержать: «Да ты теперь, сынок, на все руки мастер!» В семье дети обучаются совместному труду с родителями, так они готовятся к жизни. Например, от матери девочкам передавались все навыки о наведении порядка и чистоты. У матери одна забота: не встала б в доме работа. И то верно говорят в народе: «Хозяйкою дом стоит». Поэтому внушала она дочерям: «Дом - корень, а сторона – похвальба». Народной педагогикой было установлено, что дети склонны к подражанию, особенно родителям и старшим в семье: «У хорошей матери и дочь хорошая», «Яблоко от яблони не далеко падает». Самым важным высоким качеством человека на русской земле было всегда его трудолюбие. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах: «Не суди человека по словам, суди – по делам». Особое слово хочется сказать о материнском труде, как о жизненном подвиге. «Всю жизнь день и ночь трудись – труд матери не возместить», «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют», - говорят в народе. И наши мамы, присутствующие на собрании, большие труженицы. Где они берут силы любить, воспитывать, с утра до ночи трудиться?! Давайте об этом спросим маму Зотовой Жени. На её плечах лежит самый неблагодарный домашний труд. Марина Вячеславовна - домохозяйка.
Марина Вячеславовна Зотова:Семья – школа любви
Учитель:В старые добрые времена за большим семейным столом по праздникам собиралась вся родня. Поэтому про стол в народе говорилось: «В дом пришёл – всех вокруг собрал». Ведь за родительским столом, как говорится, и каша гуще, и пироги слаще, и разговоры захватывают сердце, пробуждают воспоминания о детстве. Именно за столом старшие показывают детям пример добросердечия, почитания престарелых родителей, которым отводится почётное место, и оказывают большее внимание. Чтобы наши дети в будущем стали добропорядочными отцами и матерями своих семейств, они должны учиться на примере своих родителей. «В семье дети не учатся жить, а живут». (Е.А.Аркин) Уже в первые годы жизни у ребёнка, воспитывающегося в семье, формируется её образ. И если в семье царит любовь в христианском её понимании, любовь, которая питает, исцеляет, спасает и защищает душу человека от злобы, ребёнок с младенчества впитывает её, чтобы в будущем бескорыстно делиться этой любовью с окружающими. Из такого ребёнка вырастает отличный семьянин. Любящая мама свою нежность, любовь передаёт малышу через колыбельную песню, не замечая, как уже воспитывает в нем веру. Звучит колыбельная песенка.
Духовные традиции русской семьи
Губительно сказались на русском человеке разобщение, разделение со своими родными и близкими, утрата традиций ведения родства. С верою в семейные идеалы должно начаться духовное выздоровление современного общества. Мы все родом из Православия и этого забывать нельзя. Традиция составления родословной в России существует испокон веков. Материал для составления родословной черпали из семейных историй, которые передавались из поколения в поколение; и из поминальников. В поминальниках часто сохранялось до нескольких сотен имён предков, за предшествующие сто – сто пятьдесят лет. В каждой русской семье в прежнее время были небольшие тетрадочки или переплётные книжечки, которые подавались священнику для молитвенного поминовения. Сегодня имена родных чаще упоминаются в записках, которые подаются в церкви. Если традиция поминовения вот уже в течение тысячелетия не угасает среди русского народа, то, наверное, стоит и нам возродить эту традицию в своей семье. При составлении родословной вам пришлось восстановить список умерших родственников и составить список ныне здравствующих. Таким образом, в каждой семье можно сделать поминальник. Вот так мы возродим древнюю традицию православной русской семьи.
Говоря о духовных традициях русской семьи, мы не имеем права умалчивать о значимости русского языка в воспитании детей. Одухотворенный русский язык – душа России, её святыня. Нет ничего глубже родного слова, и не следует охотиться за чужими словами: всегда есть нужное слово в родной нашей речи. С ранних пор через родное слово мы приобщаем детей своих к зримой красоте мира, подвигаем к высоким чувствам благоговения и восхищения перед природой, перед человеческим в человеке, способствуем формированию любви к ближнему, к семье к своему отечеству. Этому помогает внутрисемейное общение: во время беседы с детьми, и не важно о чём, во время домашнего чтения, особенно, когда читаются произведения отечественной литературы. Своими мыслями по этому поводу делится с нами Толстенок Галина Николаевна: «У меня трое детей – все уже выросли с младенческого возраста, но я помню, конечно, как их нянчила. С первых дней их жизни с моих уст не сходили стишки - потешки, песенки-пестушки… И забава вроде, и знакомство с родным языком. Вот я вспомнила некоторые. Когда умывают малыша, то приговаривают:
Водичка, водичка,
Умой моё личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Или играя с ребёнком, теребя его, перекатывая с бока на бок, похлопывая по спинке и поглаживая животик, приговаривают:
Две старушки старыя
Пирожки поставили.
Поставили на дрожжах-
Не удержишь на вожжах.
Подбавили гущи-
Они киснут пуще…и т. д.
Ставя на ножки и подтягивая ручки, припевали:
Сел сверчок на шесток,
Таракан в уголок.
Сели – посидели
Песенку запели… и т. д.
А сколько мы с детьми считалочек учили: «Сорока – белобока», «Андрей – воробей» «Еду- еду к бабе и деду», а песенка «Баба сеяла горох» с приплясом. Поёте и танцуете с ребёнком на руках:
…Она встала на мысок
А потом на пятку.
Стала русского плясать
И пошла вприсядку.
Через песенки, пестушки, сказки и былины ребёнок входит в мир непонятных вещей и предметов. В этом ему помогает родной наш русский язык. Сначала играть, потом читать вслух. Делиться своими впечатлениями - это и будет традицией семьи.
Учитель: Но я бы ещё добавила к вышесказанному, Силу, мощь русского языка оценили американские и израильские учёные: « Дети, владеющие русским языком, учатся успешнее, причём во всех сферах знания. Это объясняется тем, что при усвоении норм русского языка ребёнок преодолевает огромные трудности. Однако впоследствии всё это, преодолённое и усвоенное, может окупиться…качеством мышления. Поэтому во время чтения в кругу семьи родители пробуждают в ребёнке уверенность в том, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого изучения мудрости и силы …
Есть семьи, в которых традицией является сама память. В этих семьях хранятся старинные вещи и дороги они, как светлая память об ушедших. История вещи – это история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Эта замечательная традиция есть во многих семьях.
Например, я храню праздничную скатерть, ей очень много лет. Она появилась в середине прошлого века. Застилали её только по большим праздникам: на Пасху, Рождество, на День Победы. Вокруг стола собиралось очень много однополчан моего Крёстного. Они воевали на всех фронтах Великой Отечественной. Я слушала, затаив дыхание, рассказы боевых солдат и офицеров. Мне эта вещь дорога как память о детстве, о том времени, когда все ещё были живыми. Эта замечательная традиция есть во многих семьях.
Для нас теперь очевидно, что, только вернувшись к своим традиционным духовным ценностям, семья России вновь обретёт радость, семейное благополучие и подтвердит народную мудрость:«Не нужен клад, если в семье лад».
Заключительная часть. Прослушав выступления, проанализировав изложенное выше, можно сделать выводы:
народные традиции в семейном воспитании подростков необходимы, чтобы совершенствовать и закреплять знания и навыки по воспитанию трудолюбия, нравственности, уважения к старшим и своим предка;
традиционные народные праздники, объединяющие в себе нравственные и эстетические представления, формируют у подростков знания об окружающей действительности;
должны сберечь свой родной язык, так как язык – основа средоточения духовного и одновременно основа культуры.