Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающегося
|
1.Организационный
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Объявляет тему, цели урока. Слайды 1, 2
|
Записывают в тетради тему урока
|
2. Актуализация знаний
|
Предлагает вопрос:
1. Какие вещества называются алкадиенами?
2. Какие алкадиены имеют наибольшее значение?
3. Что такое вулканизация?
|
Дают определение алкадиенам, отвечают на вопросы: Наибольшее значение имеют алкадиены, в молекулах, которых две двойные углерод - углеродные связи разделены одной одинарной. Процесс получения резины из каучука называют вулканизацией.
|
Приглашает двух учащихся к доске для выполнения индивидуальных заданий:
1 ученик - Написать уравнения химической реакции взаимодействия бутадиена-1,3 с бромной водой,
2 ученик - Написать уравнение реакции полимеризации бутадиена- 1,3
|
Записывают на доске уравнения химических реакций (взаимодействия бутадиена-1,3 с бромом 1-2 стадия) – 1 ученик
Реакции полимеризации бутадиена-1,3 – второй ученик. Делают вывод о химических свойствах алкадиенов
|
Проводит тестирование (демонстрация слайдов с вопросами). Слайды 3-7
|
Выбирают один правильный ответ из четырех предложенных вариантов
|
3.Изучение нового материала
|
Комментирует слайды по характеристике алкинов. Слайды 8-9
|
После просмотра слайдов делают записи в тетради (тройная связь, общая формула)
|
|
Предлагает ознакомиться с физическими свойствами ацетилена по учебнику стр. 47
|
Знакомятся с физическими свойствами ацетилена по учебнику.
|
Предлагает учащимя дать определение "Гомологи" и написать в тетради первых 4 гомологов класса алкинов, демонстрирует слайд 10
|
Дают определение "Гомологи", записывают в тетради формулы и названия первых 4 гомологов, исправляют ошибки
|
Предлагает учащимся дать определение "Изомеры", знакомит с особенностью составления названий алкинов по современной номенклатуре (Слайды 11-12), предлагает выполнить задание по выбору (Слайд 13):
на оценку "3" - Выберите формулы гомологов.
на оценку "4" - Выберите формулы изомеров.
на оценку "5" - Дайте названия всем алкинам по современной номенклатуре.
Предлагает провести самопроверку, демонстрирует слайды для самопроверки: Гомологи - Слайд 14, Изомеры - Слайд 15, Названия - Слайд 16
|
Дают определение "Изомеры", знакомятся с особенностью составления названий алкинов по современной номенклатуре.
Выполняют задания по способностям:
на "3" - выбирают формулы гомологов;
на "4" - выбирают формулы изомеров;
на "5" - дают названия всем алкинам по современной номенклатуре, комментируют названия, исправляют ошибки.
|
Предлагает посмотреть фрагмент видеофильма: Получение ацетилена карбидным способом http://sc.uriit.ru/dlrstore/caa549fd-1ce7-bbc9-672c-6802f3a2da5a/index.htm Слайд 17
|
Просматривают фрагмент видеофильма, записывают уравнения химических реакций получения ацетилена в лаборатории и в промышленности
|
Изучение химических свойств ацетилена: предлагает посмотреть фрагмент видеофильма: 1) горение ацетилена http://chemistry-chemists.com/Video1/Acetylene-Flask-1.html Сайд 18
|
Просматривают фрагмент видеофильма, записывают уравнения реакции горения ацетилена, делают вывод о применении данного процесса.
|
Химические свойства определяются строением. Какие химические свойства характерны для непредельных углеводородов, например для бутадиена-1,3?
Назовите несколько реакций присоединения. |
Для непредельных углеводородов характерна реакции присоединения. Называют реакции галогенирования, гидрирование, гидратации, полимеризации. |
2) Предлагает рассмотреть реакцию присоединения хлороводорода стр. 48, (Слайд 19) вводит понятие винил, записывает схему реакции полимеризации на доске, предлагает ознакомиться с применением ПВХ Рис.23 стр. 44. Предлагает прослушать небольшое сообщение учащегося "Вред и польза ПВХ".
|
Записывают уравнения реакции с НСI и реакцию полимеризации в тетрадь. Делают вывод, что ПВХ находит большое применение, изделия из ПВХ нельзя брать в рот (детские игрушки, ручки), п.ч. под действием слюны во рту образуется винилхлорид, который является канцерогеном. |
3) Объясняет механизм реакции гидратации ацетилена, предлагает записать уравнения реакции присоединения воды (реакция Кучерова) стр. 49 (Слайд 20)
|
Записывают уравнение реакции Кучерова, отмечают его применение
|
4) Предлагает посмотреть фрагмент видеофильма взаимодействия ацетилена с бромной водой http://sc.uriit.ru/dlrstore/74d656c4-ce58-a147-14bf-54b4108282d9/index.htm (Слайд 21)
|
После просмотра фрагмента видеофильма записывают уравнение реакции с бромом (1 стадия). Сравнивают свойства алкадиенов (на доске) и алкинов и делают вывод о качественной реакции непредельных углеводородов.
|
Еще одной качественной реакцией на ацетилен и непредельные углеводороды является обесцвечивание раствора перманганата калия ( можно предложить в сильных классах посмотреть фрагмент видеофильма http://edu.sar-roo.ru/catalog/res/4ab30a8b-f667-6f71-b732-cfae0c4ab042/?from=528b6fb1-98e4-9a27-5ae1-2f785b646a41&interface=themcol ) (Слайд 22). )). |
|
Предлагает ознакомиться с схемой применения ацетилена (Слайд 23).
|
Знакомятся с областями применения ацетилена, делают вывод, что ацетилен важнейший продукт химической промышленности, который имеет широкое применение.
|
Закрепления знаний
|
Предлагает найти выигрышный путь, определив формулы гомологов ацетилена (Слайд 24).
|
Определяют выигрышный путь, называя формулы алкинов.
|
Предлагает сильному ученику отметить в таблице (слайд 25) области применения перечисленных в ней реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам, получится название радикала, формула которого СН2=СН-.
|
1 ученик раскрывает буквы правильного ответа на компьютере и получает правильный ответ: винил
|
Домашнее задание
|
Объяснение домашнего задания
|
Записывают в дневнике домашнее задание: §6, вопрос 2,9 на стр.52
|
Подведение итогов
|
Объявление итогов урока
|
|
На: Алкины. Ацетилен
Химические свойства ацетилена
С уважением, Лариса Александровна
На: Алкины. Ацетилен
Для удобства размещаю скачанные фрагменты видеофильмов. Для проведения урока желательно скачать фрагменты
С уважением, Лариса Александровна
На: Алкины. Ацетилен
Спасибо, Лариса Александровна, за подробный конспект урока. Хотелось бы посмотреть презентацию о ПВХ.
На: Алкины. Ацетилен
Может понравится, Татьяна Ивановна?
С уважением, Лариса Александровна
На: Алкины. Ацетилен
Лариса Александровна, здравствуйте! Разработка урока понравилась очень. Все логично выстроено, продумано, уместно.
Тщательно подобран видеоматериал, и ссылки даны, и файлы прикреплены. Все для нашего удобства!
Другой положительный момент - вариативность: уровневая дифференциация заданий. И для сильных ребят есть работа, и слабые учащиеся не будут скучать.
Отмечаю для себя технические идеи по оформлению тестов и творческих заданий на закрепление. Здорово! Возьму на вооружение.
И, конечно, молодец ребенок, сделавший презентацию о ПВХ.
Спасибо за серьезный подход и отличный ресурс!
Дорогу осилит идущий!
На: Алкины. Ацетилен
Спасибо, Елена Александровна, за комментарий! Не так часто пишут комментарии учителя (у каждого своя причина), тем более подробно. Мы все здесь учимся друг у друга, подсказываем, звоним, если что не получается. Оформлению тестов научилась в мастер-классе http://www.openclass.ru/wiki-pages/157360, проведенной Яковлевой О.А. Все, что находим по данной теме нужно будет прикреплять на этой странице, чтобы учителя смогли использовать материал к данному уроку, потратив минимум времени. Нужно экономить время. У меня МЕЧТА, наверное, не сбудется: чтобы я пришла на урок без флешки, включила компьютер и провела урок. Для этого нужно разработать конспекты (которые всегда легко пределываются) уроков общими усилиями в сообществе.
С уважением Алексеева Л.А.
С уважением, Лариса Александровна
На: Алкины. Ацетилен
Мне понравилась закрепляющая часть урока! Хочу научиться создавать тригеры! Лариса Александровна, подскажите, к кому можно обратиться! А за урок,спасибо! Разрешите воспользоваться!
ZdG
На: Алкины. Ацетилен
Здравствуйте Яна Валентиновна!
Нас научила Яковлева О.А., обращайтесь к ней! Пожалуйста, воспользуйтесь. Здесь, в ОК, никто не возражает!
С уважением Алексеева Л.А.
С уважением, Лариса Александровна
На: Алкины. Ацетилен
Лариса Александровна! Спасибо за подробный урок. Согласна с Вашим желанием иметь все материалы к уроку в одном месте. Как технически организовать это? Я новичок в сообществе, подскажите. Буду рада поделиться своими наработками. Посмотрите слайд 15, на прикрепленном файле вкралась опечатка - два пропина-2. Предлагаю на 13 слайде пронумеровать вещества, появится вариант для устной проверки в сильных классах это сэкономит время. С уважением, Марина Игоревна.
Вода камень точит
На: Алкины. Ацетилен
Спасибо, Марина Игоревна, за подсказку! Исправила, на 13 слайде вещества пронумеровала. Работаем, создаем, все времени не хватает.
С уважением Алексеева Л.А.
С уважением, Лариса Александровна