Занятие элективного курса «Условия успешной коммуникации». Тема: «Основные правила убеждения».
Размещено: Ольга Викторовна Перевозная - ср, 21/09/2011 - 22:06
Слово учителя:
В современном мире знание речевого общения, умение владеть приёмами ведения диалога и угадывать за словами собеседника его мысли – важнейшие составные успеха в жизни и карьерном росте человека.
Сегодня у нас очередное занятие курса «Условия успешной коммуникации»,
основной целью которого является развитие коммуникативной способности, готовность к успешному, позитивному общению.
Что значит быть коммуникабельным? Определим лексическое значение данного слова. Обратимся к толковому словарю Ожегова.
-Это значит быть склонным к общению, проявлять в речевых контактах инициативу, уметь и хотеть с кем-то общаться. А некоммуникабельный человек старается избежать общения, быть в нем чрезмерно лаконичным, любит уединение
Да, в настоящее время на коммуникабельного человека особый спрос. Обратимся, к примеру, к объявлению в газете. Читаем: Требуется оператор сотовой связи. Основное требование - знание ПК, коммуникабельность
-Что же является основной целью общения? (Воздействие на собеседника.)
- О каком воздействии на собеседника мы говорили на прошлом занятии? (Об убеждении.)
1-й СЛАЙД : В качестве эпиграфа к занятию возьмём высказывание В.Гюго:
«Не победить, а убедить – вот, что достойно славы.»
2-й СЛАЙД Гипотеза нашего исследования на данном занятии такова:
Из всех речей по целеполаганию наиболее сложной и важной считается убеждающая.
Вспомним основные правила, помогающие убедить. Они довольно просты, но эффективны в своей совокупности.
3-й СЛАЙД ПРАВИЛО ГОМЕРА.
- Как вы поняли это правило?
Из этого правила следует: начинайте не с просьбы, а с аргументов. Слабыми аргументами лучше не пользоваться. От них вреда намного больше, чем пользы.
Обратимся к определённой ситуации. По причине плохого самочувствия вы не можете присутствовать на следующих уроках. Вам необходимо отпроситься у классного руководителя с уроков. Ваши действия? Как вы убедите учителя, пользуясь данным правилом, разрешить вам уйти с уроков?
4-й СЛАЙД. ПРАВИЛО СОКРАТА.
Обратимся к приложению 1. (на столе)
Как известно, слово НЕТ вызывает негативные эмоции. Проанализируйте способы его избежать и предложите свои. Работу проведём в парах.
ЧТО НЕ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ. ЧТО СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ.
Меня не интересует ваше предложение.
Я ничего об этом не знаю.
Сколько можно звонить! Я еще не получил такой информации.
Сейчас я не хочу об этом говорить.
5-й СЛАЙД. А теперь предлагаю вам варианты возможных ответов.
Что не следует говорить
Что следует говорить
Меня не интересует ваше предложение
В данный момент мы не рассматриваем подобные предложения, но мы обязательно позднее с Вами свяжемся.
Я ничего об это не знаю.
К сожалению, в данный момент я пока не располагаю этой информацией.
Сколько можно звонить! Я еще не по-
лучил такой информации.
Возможно, имеет смысл немного подождать: информация будет получена позже.
Сейчас я не хочу об этом говорить.
Я предпочел бы обсудить этот вопрос в другое время.
6-й СЛАЙД. Убедительность аргументов зависит от того, кто нас убеждает.
Обратимся к приложению 2. Выберите из отрывков произведений тот пример, который подтверждает данное правило.
(рассказ А.П.Чехова «Хирургия»)
7-й СЛАЙД. Не загоняйте себя в угол.
Выберите из приложения соответствующий пример. (Рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника»)
8-й СЛАЙД. Правило приятного собеседника.
Выберете из предложенных отрывков соответствующий данному правилу и зачитайте его.
9-й СЛАЙД. Не унижайте собеседника.
Какой из приведённых примеров может проиллюстрировать данное правило.
Один из учеников выходит на минуту из класса. Остальные ученики называют три лучшие черты характера или внешности ученика, вышедшего из класса. «Хранитель информации» записывает, кем и что было сказано. Задача ученика, вернувшегося в класс, ориентируясь на мимику, глаза, определить, кто же назвал ту или иную черту, о которой сказал ему «хранитель информации».
Группа может подсказывать подсказками : «горячо», «тепло», «холодно».
11-й СЛАЙД. Будьте хорошим слушателем.
- Что значит быть хорошим слушателем?
- По каким причинам чаще всего происходят споры?
(когда спорящие говорят о разных вещах.)
Проверить себя на умение слушать и на коммуникабельность можно с помощью соответствующих тестов, вот один из них.
ТЕСТ.
Умеете ли вы ладить с людьми?
Это зависит от того, как мы уже говорили, умеете ли вы находить с ними общий язык, способны ли слушать и слышать собеседника. Получить ответ на этот вопрос вы сможете, когда ответите на вопросы теста. Отвечаем на вопросы: да или нет.
Не отвлекаетесь ли Вы, когда говорят другие?
Не мешают ли вам слушать собеседника возникающие у вас эмоции?
Прекращаете ли вы слушать, когда встречаются трудности в понимании?
Занимаете ли вы негативную позицию, когда слушаете?
Может быть, вы только притворяетесь, что слушаете?
Ставите ли вы себя на место говорящего, чтобы понять его?
Следите ли вы за тем, что для вас и говорящего слова могут иметь разный смысл?
Возникает ли у вас непреодолимое желание прервать собеседника или вставить своё слово за него?
РЕЗУЛЬТАТ: если на все вопросы, кроме 6 и 7 , вы искренне ответили «нет», значит, вы умеете слушать и слышать. Для тех же, кто не столь уверен в своих ответах, этот тест по сути, является перечнем советов, как нужно слушать, чтобы слышать.
12-й СЛАЙД. Избегайте конфликтогенов.
Делайте чаще друг другу комплименты!
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
13-й СЛАЙД. Следите за мимикой, жестами и позами.
Презентация «Из истории жестов и мимики».
А теперь предлагаю Вам решить несколько ситуативных задач.
С помощью жестов и мимики изобразите действия и состояние участников этих ситуаций
(работа ведётся по группам; один ученик читает ситуацию, другой- изображает, всё одновременно)