Официальный сайт janmille 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка "Экологизация школьного курса физики"

 

Экологизация школьного курса физики

Под экологическим образованием понимается процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты в целом. Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдалённые последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим, добровольное, свободное соблюдение моральных требований, связанных с бережным отношением к природе.

Задачи экологизации школьного курса физики состоят в том, чтобы сформировать у учащихся представления:

- о взаимосвязи явлений в природе и их изменении под влиянием антропогенной деятельности;

- о механизме антропогенного воздействия на природные явления и физических методах моделирования и прогнозирования результатов его воздействия;

- о роли физики в совершенствовании существующих и создании альтернативных технологий на основе рационального использования природных ресурсов;

- о физических методах защиты окружающей среды от загрязнений выбросами техносферы и быта; а также - умения:

- наблюдать природные явления, оценивать влияние на них антропогенного фактора;

- измерять параметры состояния среды;

- определять характеристики процессов в окружающей среде;

- делать выводы и принимать решения.

Роль физикив экологическом образовании связана с рассмотрением следующих основных идей экологического характера:

- энергетика и охрана окружающей среды, пути экологизации энергетики,

- изменение параметров неживой природы в результате антропогенного воздействия и воздействие этих изменений на человека и живую природу,

- важнейшие биосферные процессы и явления, имеющие физическую основу (парниковый эффект),

- физические принципы действия приборов очистки и контроля за состоянием окружающей среды.

У учащихся создаются представления об энергетической проблеме, изменениях физических факторов среды как следствиях антропогенного

 

 

влияния; развиваются умения устанавливать связь между изменениями физических параметров и глобальными природными процессами (разрушение «озонового слоя», усиление «парникового эффекта»), укрепляется способность анализировать современные технические ситуации, вызванные нарушением управления техническими процессами (аварии на АЭС, трубопроводах, химических заводах и др.).


Методика изучения экологических вопросов предполагает их органическое включение в учебный процесс на различных его этапах, организацию как учебной, так и внеучебной деятельности учащихся. В старших классах школы возможно проведение междисциплинарного урока с участием учителей физики, химии, географии, биологии.

При составлении работы была проанализирована следующая литература:

1. Экологическое образование: концепции и методические подходы \ Под ред. Н.М. Мамедова.-М.:Агентство «Технотрон», 1996.

2. Брейгер Л.М.,Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия. Физика. - Волгоград: Учитель, 2003. - 45 с.

3. Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внгеурочной работы по экологическому воспитанию \ Сост. Г.А. Фадеева, В.А. Попова.-Волгоград: Учитель, 2005. - 74 с.

 

 

 

 

 

Вопросы экологии в преподавании физики

Одним из условий экологического воспитания школьников является информация и пути решения проблем окружающей среды. На первый взгляд кажется, что интересы физики и экологии антагонистичны: экология - наука о взаимосвязях в природе, физика - наука, лежащая в основе научно-технического прогресса, который внёс нарушения в многочисленные природные взаимодействия. Однако, в переводе с греческого слово «физика» означает «природа»!

Включение элементов экологических знаний на уроках физики сопряжено с рядом трудностей: отсутствие времени, которое можно отвести на данный материал, отсутствие опыта учителя, сложность программного материала по физике, большое количество дидактических целей урока. Тем не менее надо находить время для ознакомления учащихся с экологическими сведениями.

 

Дидакты выделяют следующие условия результативности использования на уроках экологических знаний:

1) вопросы экологии должны быть органически связаны с содержанием изучаемого материала;

2) они должны излагаться в информационном плане;

3) их следует использовать для возбуждения интереса учащихся к изучаемому материалу;

4) при ознакомлении школьников с вопросами экологии необходимо привлекать их знания, приобретённые на других уроках.

В монографии «Экологическое образование школьников» (под ред. И.Д. Зверева и И.Т. Суравегиной) содержание экологических знаний в курсе физики предлагается сгруппировать в три раздела:

1. Методы освоения и использования чистых источников энергии и принципы организации чистых производств. К чистым источникам энергии относят реки, ветер,солнце и др. А для чистых производств характерно отсутствие отрицательного вличяния на природные системы, для этого они должны использовать чистые источники энергии и иметь замкнутые производственные циклы.

2. Рациональное использование природных ресурсов, или уменьшение затрат энергии и материалов на каждую единицу полезного эффекта. Это предполагает развитие знаний: а) о методах повышения КПД механического устройства и технологических процессов, б) о путях осуществления безотходной технологии, в) о методах использования вторичных ресурсов, г) о способах уменьшения потерь энергии и материалов.

3. Принципы действия защитных сооружений. В разных типах производств используются различные защитные сооружения (бетонные, стальные оболочки, специальные резервуары), консервирующие сооружения (контейнеры, природные резервуары), к очищающим относятся пылегазоуловители и водоочистные сооружения, они улавливают загрязнения из газов или воды.

 

Успешная реализация возможностей экологического образования может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, факультативные занятия, решение физических задач с экологическим содержанием, исследовательская работа учащихся по экологии.

 

 

 

 

 

Рассмотрим темы физики, при изучении которых затрагиваются вопросы экологии.

 

Тема курса физики

 

Затрагиваемые вопросы экологии

 

 

 

7 класс

 

Физика и техника

 

Проблема безотходных производств. Проблема утилизации отходов. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду. Взаимосвязь природы и человеческого общества.

 

Молекулы. Диффузия

 

Распространение вредных веществ, выброшенных промышленными предприятиями, путём диффузии и конвекции. Опасность неправильного хранения и применения минеральных удобрений, гербицидов. Влияние нефтяной плёнки на поверхности водоёмов на процессы диффузии газов(кислород не поступает в водоём, СС>2 и метан не выводится).

 

Три состояния вещества

 

Круговорот воды в природе. Загрязнение атмосферы различными примесями и его последствия

 

Притяжение и отталкивание

молекул

 

Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц обычной водой и смачиваемость его нефтью

 

Явление тяготения. Сила тяжести

 

Явление выпадения вредных частиц пыли и дыма на Землю и его возможные последствия

 

Взаимодействие тел. Сила, возникающая при деформации тел

 

Деформация плодородного слоя почвы тяжелыми сельскохозяйственными машинами

 

Сила трения

 

Вредные последствия посыпания наледи песчано-солевой смесью (гибель растительности, разъедание  автомобильных шин, коррозия трубопроводов)

 

 

 

автомобильных шин, коррозия трубопроводов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Давление твёрдых тел

 

Давление на почву тяжёлых тракторов, грузовых машин, массивных зданий, механизмов

 

Энергия ветра и рек

 

Перспектива использования безотходных и возобновляемых источников энергии. Рациональное использование энергии рек и ветра. Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением

 

Давление в газе и жидкости

 

Единый воздушный и водный океаны. Перенос загрязнений воздушным и водным путями

 

Сообщающиеся сосуды

 

Системы орошения и осушения, их влияние на микроклимат. Нарушение природного равновесия при строительстве каналов. Последствия «поворота рек» (уменьшение запасов пресной воды на Земле, необходимость её экономии)

 

Атмосферное давление

 

Изменение состава атмосферного воздуха под действием антропогенного фактора. Уменьшение озонового слоя. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений.

 

Насосы

 

Орошение земель, рациональное использование земель

 

Архимедова сила. Условия плавания тел

 

Необходимость экономии воды. Образование нефтяной плёнки на поверхности воды. Сплав древесины по рекам

 

Плавание судов

 

Пагубные последствия судоходства: разрушение берегов, глушение рыбы, загрязнения водоёмов. Аварии нефтяных танкеров.

 

Воздухоплавание

 

Разрушение озонового слоя атмосферы. Экономическая неэффективность и экологический вред сельскохозяйственной авиации. Влияние воздушного транспорта на чистоту атмосферы Земли

 

Работа и мощность

 

Экологическая безопасность различных механизмов

 

 

 

8 класс

 

Конвекция в природе и технике

 

Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и океане. Образование конвекционных потоков в производственных зонах. Теплоизоляция в быту и технике как способ энергосбережения

 

Водяное отопления

 

Экологические аспекты водяного отопления                    | (загрязнения от ТЭЦ)

 

Излучение

 

Парниковый эффект на Земле и возможные последствия его усиления. Использование солнечной энергии

 

Удельная теплоёмкость

 

Широкое применение воды во всех сферах производства. Ограниченность запасов пресной воды.

 

Топливо. Горение топлива

 

Органическое топливо как основной источник энергии на современном этапе. Ограниченность запасов

 

 

 

 

 

органического топлива, загрязнение атмосферы продуктами его горения. Сравнение эффективности и экологической безвредности различных видов топлива (газ, жидкое топливо, твёрдое топливо). Переход автотранспорта на газовое топливо, электродвигатели.

 

Агрегатные состояния вещества

 

Испарение с поверхностей морей и океанов. Круговорот воды в природе

 

Плавление и отвердевание

 

Влияние засоленности воды на температуру кристаллизации. Экологические аспекты литейного производства

 

Испарение и конденсация

 

Образование кислотных дождей. Опасность накопления в атмосфере фреона и аммиака для жизни на Земле

 

Тепловые двигатели. Двигатели внутреннего сгорания. Паровая турбина

 

Загрязнение окружающей среды выбросами в атмосферу и сточными водами. Контроль за выхлопными газами. Сравнение тепловых двигателей по их влиянию на экологическую обстановку.

 

Электрическое поле

 

Влияние статического электричества на биологические объекты. Электризация жилых помещений.

 

Гальванические элементы и аккумуляторы

 

Необходимость осторожного обращения с ними. Проблема утилизации аккумуляторов.

 

Сила тока, напряжение, сопротивление проводов.

 

Применение фотоэлементов и термоэлементов, солнечных батарей.

 

Магнитное поле

 

Влияние магнитного поля на биологические объекты (магнитные бури, магнитные браслеты, ориентация птиц)

 

Постоянные магниты

 

Экологические аспекты добывания железной руды открытым способом (образование завалов)

 

Электродвигатель

 

Перспективы развития электротранспорта. Электродвигатель как экологически чистый двигатель

 

Электрификация и охрана природы

 

Экологические аспекты получения и передачи электроэнергии. Отрицательное воздействие на природу различных типов электростанций (ТЭС,ГЭС,АЭС). Тенденция развития альтернативных способов выработки электроэнергии (термальные, приливные, ветровые станции)

 

Световые явления

 

Изменение прозрачности атмосферы под действием антропогенного фактора. Изменение климата.

 

 

 

 

 

                                 9 класс

Сила тяжести

 

Притяжение вредных частиц пыли и дыма из атмосферы на Землю

 

Движение ИСЗ

 

Использование ИСЗ для глобального изучения влияния производственной деятельности людей на природу нашей планеты

 

Закон сохранения импульса. Реактивный двигатель

 

Физические процессы, сопровождающие работу реактивного двигателя и загрязнение окружающей среды (выброс газов, шум). Роль космических аппаратов в контроле за состоянием окружающей среды.

 

Энергия

 

Гидроэнергетические ресурсы России. Экологические проблемы использования энергии рек (потеря плодородных земель, заболачивание местности, изменение климата, влияние на рыболовство)

 

Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения полной механической энергии. Мощность

 

Экологичность аэро- и гидроэнергии. Рациональное использование гидроресурсов. Экологические требования к ГЭС. Перспективы развития гидроэнергетики. Достоинства и недостатки ветроустановок, перспективы их использования.

 

Инертность тел. Масса. Движение тел по окружности

 

Создание очистительных устройств. Инерционные пылеуловители. Пылеуловитель «Циклон»

 

Механические колебания. Звуковые явления

 

Роль вибраций в технике. Вредное влияние вибрации на организм человека. Шум как экологический фактор.

 

 

 

10 класс

 

Основы молекулярно-кинетической теории

 

Распространение различных веществ в атмосфере путём диффузии. Зависимость степени загрязнения         | атмосферного воздуха от высоты

 

Газовые законы

 

Состав атмосферы. Антропогенная деятельность человека.

 

Температура

 

Изменение температуры экосистем под влиянием деятельности человека

 

Влажность воздуха

 

Значение влажности воздуха и её влияние на биологические системы.

 

Поверхностное натяжение

 

Загрязнение поверхностей водоёмов.

 

Капиллярные явления

 

Структура почвы, причины её нарушения и меры предупреждения. Капиллярные явления в почве и растительном мире

 

Основы термодинамики

 

Тепловые двигатели и загрязнение атмосферы. Защита воздуха от загрязнения

 

 

Электрическое поле

 

Атмосферное электричество, электрическое поле электроприборов, его влияние на человека

 

Магнитное поле. Магнитные свойства вещества.

 

Магнитное поле Земли и приспособление к нему организмов. Магнитная очистка воды от примесей -магнитная «сепарация».

 

Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Электролиз

 

Очистка воды при электролизе (электрофлотационный способ очистки). Метод определения засоленности почв и грунтовых вод по их электропроводности.

 

Электрический ток в газах

 

Ионизация атмосферного воздуха.

 

 

 

11 класс

 

Производство, передача и использование электрической энергии. Успехи и перспективы развития электроэнергетики

 

Загрязнение атмосферы ГЭС. Меры защиты окружающей среды от теплового и химического загрязнения

 

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

 

Биологическое действие электромагнитных волн сверхвысокой частоты и защита от них

 

Электромагнитные излучения разных диапазонов длин волн

 

Биологическое действие ультрафиолетового, инфракрасного, рентгеновского излучений и защита от них

 

Спектры поглощения

 

Влияние загрязнений атмосферы на изменение спектрального состава солнечного света у поверхности Земли

 

Состав ядра атома. Спектральный анализ

 

Естественный радиоактивный фон и его действие на природу Применение спектрального анализа для контроля за состоянием окружающей среды

 

Радиоактивность

 

Загрязнение биосферы продуктами ядерных взрывов. Атомная энергетика. Проблемы захоронения радиоактивных отходов АЭС. Техника безопасности на ядерных установках

 

Радиация и биосфера

 

Воздействие радиоактивного загрязнения на организм человека. Радиоактивное загрязнение природных сред

 

 

 

При изучении соответствующего школьного раздела физики можно использовать следующие качественные задачи.

1. Почему нефть растекается по поверхности воды тонкой плёнкой? Как влияет нефтяная плёнка на биосферу водоёма?

Ответ: плотность нефти меньше, чем плотность воды, слой нефти затрудняет диффузию кислорода в водоём и диффузию углекислого газа из водоёма в атмосферу. Нефтяная плёнка уменьшает освещенность водоёма, затрудняя процесс фотосинтеза в нём, нарушает теплоизоляцию слоя перьев у водоплавающих птиц.

2. Где нужно установить вытяжной вентилятор, если в цехе скапливаются хлор, аммиак, углекислый газ или пары воды?

Ответ: если молярная масса газа меньше молярной массы воздуха, вытяжной вентилятор нужно установить ближе к полу цеха.

3. Питьевой воды во многих местах на Земле не хватает. Её приходится получать из морской либо выпариванием, либо вымораживанием. Какой способ выгоднее?

Ответ: зимой - вымораживанием, летом - выпариванием.

4. Почему ветровые и солнечные электростанции не получили широкого распространения в нашей энергетике?

Ответ: ветровые и солнечные электростанции маломощны и работают нестабильно: первые зависят от силы ветра, вторые не «работоспособны» в ночное и пасмурное время.

5. Присущи ли экологически нежелательные факторы гидроэлектростанциям ?

Ответ: Да:

1) Под водохранилище отводится большая площадь пахотной земли;

2) Осложняется воспроизводство рыбы - плотина мешает её свободному перемещению по реке;

3) Искусственное море изменяет местный климат, причём не всегда в лучшую сторону.

6. Загрязнение атмосферы отходами промышленности

приводит к уменьшению ледников на горах. Почему? Каковы возможные последствия этого?

Ответ: Промышленные отходы оседают в виде пыли на поверхности ледников, что ускоряет их таяние под действием солнечных лучей. Уменьшение льда может привести к изменению климата.

 

 

 

 

7. Промышленные центры, расположенные в зоне влажного климата, сильно загрязняют атмосферу. Почему?

Ответ: Пылинки промышленных отходов, частицы дыма при большой влажности воздуха служат центрами конденсации водяных паров. В результате этого масса таких частиц увеличивается, уменьшается их скорость диффузии. Поэтому пылинки создают вокруг промышленного центра дымовые облака.

5. В настоящее время остро встаёт вопрос о борьбе с засоленностью почв. Почему?

Ответ: засоленные почвы поглощают воду из растений, и последние засыхают,

9. Почему овощные культуры, боящиеся заморозков, лучше сажать рядом с водоёмами?

Ответ: Около водоёма содержится большое количество пара. Во время заморозков он конденсируется, выделяя тепло.

10. Ядерные реакторы имеют преимущества в экологии над другими реакторами. Каковы они?

Ответ: не потребляют кислорода, не выделяют дыма выхлопных газов.

На внеурочных мероприятиях (кружковых занятиях) возможно использовать экспериментальные задачи следующей тематики:

1. Сравнить степень засоленности нескольких образцов воды или почвы с помощью электрических измерений.

2. Сравнить количество нитратов в овощах и фруктах.

Теория: электрическое сопротивление проводника падает по мере

увеличения концентрации солей (нитратов).

3. С помощью фотоэлемента сравнить степень загрязнения нескольких

образцов воды.

Теория: при прохождении тока через более мутную среду фототок уменьшается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал для проведения внеклассного мероприятия по т.

«Действия электрического тока»

В настоящее время сельскохозяйственные культуры зачастую загрязняются вредными для здоровья людей веществами уже на полях. Как правило, это свинцовые примеси из выхлопов автомобилей или соли азотной кислоты - нитраты. Остановимся на последних.

Азот входит в состав белков растений. При его недостатке задерживается образования зелёной массы, растения плохо растут, желтеют. Однако, если азота слишком много (при внесении излишнего количества удобрений), то при хорошем внешнем виде растения становятся буквально ядовитыми - в них накапливаются нитраты. Знание физики поможет нам выяснить в домашних условиях, содержат ли овощи нитраты.

Все овощи содержат воду, и нитраты, растворяясь в ней, образуют электролит, хорошо проводящий электрический ток. Соберём цепь , состоящую из омметра и соединительных проводов. О количестве нитратов можно судить по показаниям омметра. Чем больше нитратов, тем меньше сопротивление электролита и больше сила тока. Большое сопротивление, наоборот, скажет о низком содержании нитратов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологические проблемы

(материал для проведения уроков физики)

Экологические проблемы являются частью глобальных проблем человечества. Причин возникновения экологических проблем много, наиболее значимы следующие:

1) демографический взрыв, в результате которого в течение каждых 10 лет население Земли вырастает на величину, равную населению Китая. Это во многом провоцирует продовольственную, энергетическую, сырьевую проблемы - и как следствие - экологическую проблему;

2) Колоссальные масштабы человеческой деятельности. В результате научной и технократической деятельности человека изменяется окружающая среда;

3) Нерациональное потребление первичных природных ресурсов, наиболее активно используемых в общественном производстве и мировом хозяйстве;

4) Технократическое мышление. Древний культ природы заменился

культом техники. Самое широкое распространение получила идеология покорения природы, предельно высокой её эксплуатации.

Истощение природных ресурсов

Эта проблема занимает ключевое место. Она возникла как результат давления человека на биосферу.

Невозобновляемые ресурсы - это ресурсы, затратив которые, человек уже не в состоянии их восстановить или рассчитывать, что они восстановятся естественным путём. К ним относятся все виды ископаемого сырья и топлива, то есть то, что возникло в процессе формирования и развития Земли в течение сотен миллионов лет (нефть, газ, уголь, торф)

 Возобновляемые ресурсы - это ресурсы, которые возобновляются в результате естественных процессов, происходящих в природе, или могут быть восстановлены человеком с определёнными затратами (объекты охоты, рыболовства, собирательства, вода, лес, плодородный слой почвы, энергия ветра и приливов, гидроресурсы электростанций). Они могут восстановиться, но скорость их потребления намного выше, чем скорость возобновления.

 

Парниковый эффект

Подобно тому, как в парнике стеклянная крыша и стены пропускают солнечную радиацию, но не дают уходить теплу, так и углекислый газ вместе с другими газами практически прозрачны для солнечных лучей, но задерживают длинноволновое тепловое излучение Земли, не дают ему уходить в космос. В результате температура приземного слоя воздуха повышается.

Во второй половине 20в. В атмосфере резко увеличилось содержание так

называемых парниковых газов за счёт:

1) сжигания ископаемого топлива;

2) увеличения количества метана и оксидов азота вследствие интенсивного производства;

3) массового сведения лесов. Отрицательные последствия:

- повышается уровень Мирового океана в результате таяния материковых и горных ледников;

- резко увеличивается процесс опустынивания, меняется климат в Сибири и Скандинавии;

- Вследствие таяния ледников и перераспределения водных масс от полюсов к низким широтам скорость вращения Земли будет замедляться на незначительную величину. Тем не менее, это должно вызвать изменение её формы. Уменьшится «сплюснутость» Земли, в связи с этим могут усилиться вулканическая активность и землетрясения.

Истончение озонового слоя

Растительный и животный мир начал своё развитие лишь после образования охранного озонового слоя Оз, который надёжно укрыл Землю от опасного ультрафиолетового солнечного излучения. Несмотря на малую концентрацию Оз, он поглощает 99% ультрафиолетового излучения Солнца.

Поэтому очень важно не допускать утончение этого слоя, а между текм оно идёт очень активно. Разрушают Оз:

1. оксиды азота, образующиеся при полётах сверхзвуковых самолётов на большой высоте, ракет (при работе двигателей содержащиеся в воздухе азот и кислород при температуре сгорания топлива образуют оксиды азота)

2. фтористые и хлористые соединения, которые широко применяют в        настоящее время в холодильниках, кондиционерах, пенообразователях, аэрозолях. Эти соединения поднимаются вверх, разрушают озон, сами же распадаются десятилетиями. Над Антарктидой находится «знаменитая» озоновая дыра, однако озоновый слой утончается везде. 6-9 тысяч человек ежегодно заболевают раком от ультрафиолетового излучения.

 

 

Кислотные дожди

Кислотность выражается показателем рН, который в нейтральной среде равен 7. Под термином «кислотный дождь» имеются в виду все осадки дождь, снег, туман, роса, рН которых ниже 5,6. Даже в чистом девственном лесу дождь уже обладает кислотностью, т.к. вода впитывает углекислый газ из атмосферы. В загрязнение атмосферы основной вклад вносят антропогенные источники:

- массовое сведение лесов;

- сжигание большого количества топлива;

- выхлопные газы транспорта;

- промышленные выбросы и т. д.

Это привело к большим выбросам в атмосферу оксидов азота и серы. В последние годы рН осадков достигают в промышленных районах 4,1-4,3. Следствия этого:

- ухудшается состояние почвы;

- снижается урожай;

- гибнет растительность, уничтожается жизнь в водоёмах;

- ускоряется процесс коррозии металлических конструкций зданий, мостов, плотин, линий электропередач;

- разрушаются памятники архитектуры.

 

Проблема чистой пресной воды

По данным ООН, в настоящее время четверть населения Земли испытывает недостаток в питьевой воде.

Естественный круговорот воды, её режим изменился в результате распашки земель, сельскохозяйственного освоения, создания сети каналов и водохранилищ, бесхозяйственного, варварского отношения к воде как к ничейному бесплатному природному ресурсу. Всё это привело к тому, что пресной воды не хватает.

Загрязнение подземных источников - это беда, которая только начинает рассматриваться, ведь многие подземные скважины не годны для питья из-за свалок мусора, неумеренного применения пестицидов, минеральных удобрений.

Почва

Почва - основной компонент наземных экосистем, среда обитания организмов, источник вещества и энергии для жителей суши. На всех этапах

развития человеческого сообщества земля была, есть и будет важнейшим,

ничем не заменимым средством производства.

Однако площадь земельных ресурсов весьма ограниченна. В настоящее

время ежегодно в мире безвозвратно теряется в результате различных

процессов деградации около 7 млн. га пахотных земель, т.е. база жизни для

21 млн. человек. К основным причинам деградации почв можно отнести

следующие:

- чрезмерное пастбищное животноводство;

- оскудение и исчезновение лесных ресурсов;

- нерациональная сельскохозяйственная деятельность;

- эрозия, вызванная водой и ветром;

- засоление почв при орошении и др.

 

Проблема мусора

Полностью безотходное производство также невозможно, как и вечный двигатель. В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобильных шин. Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:

- рост численности населения;

- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

- увеличение количества упаковки;

- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи

заменять новыми.

Самый распространённый и дешёвый способ захоронения - это городские

свалки. Однако, это и самый опасный способ. Свалками занято 250 тыс. га

земель.

Проблема Мирового океана

Океан - колыбель всего живого. Именно в его глубинах зародились первые органические соединения, давшие начало бесконечному разнообразию живых организмов.

Океан выполняет важную средообразующую функцию - формирование климата и газового состава атмосферы. Он также имеет и энергетическое значение - является источником нефти, минерального сырья. Возможно использовать для получения энергии океанические течения, приливы, волны прибоя.

Океан выполняет транспортную функцию, используется для рыболовного

промысла.

Важнейшей проблемой Мирового океана является его загрязнение:

- промышленными, сельскохозяйственными и городскими отходами - реки выносят в моря неочищенные стоки, а это сотни миллионов тонн цинка, ртути, меди, кадмия, различных ядов;

- нефтью - настоящим бичом океана. От 6 до 10 млн. тонн нефти выливается ежегодно;

- радиоактивными отходами;

- механическими отходами;

- биологическими отходами.

 

 

 

 

 

 

Вопросы энергетики

Электрическая энергия заставляет работать всё вокруг нас - от домашних утюгов до поездов метрополитена. Электричество вырабатывается на электростанциях и посылается по всей стране по высоковольтным проводам линии передачи.

Приливные электростанции

Энергия морских приливов огромна. Однако практическое использование затруднено, поэтому моря и океаны могут удовлетворить только 1 % мировой энергопотребности. Достоинства:

1. Минимум поверхности на суше;

2. Не загрязняется атмосфера;

3. Даровой источник. Недостатки:

1. В море занимает очень большие пространства, опасно для судоходства.

Геотермальная энергетика

Геотермальная энергия - это теплота, которая генерируется внутри Земли в источники огромной силы (внутренняя энергия Земли). В Исландии много геотермальных электростанций. Они вырабатывают электричество, используя энергию гейзеров - горячих подземных источников, которые выбрасывают на поверхность мощные фонтаны воды и пара. Достоинства:

1. Практическая неиссякаемость;

2. Полная независимость от условий окружающей среды, времени суток,

года.

Недостатки:

  1. Необходимость обратной закачки отработанной воды ( в геотермальных водах содержится много токсичных металлов - цинк, свинец, кадмий, мышьяк и химических соединений — аммиак, фенол) - это исключает сброс этих вод в природные водоёмы, расположенные на поверхности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гидроэнергетика

Гидроэлектростанции работают за счёт того, что вода под действием сил тяготения течёт по трубам внутри тела плотины сверху вниз и вращает турбину, вырабатывающую электрический ток. Обычно ГЭС располагаются у плотин, чтобы получить максимальный напор воды. Чем больше уровень воды водохранилища, тем с большей высоты ей предстоит упасть и тем больше её энергия.

Достоинства:

-не загрязняется атмосфера;

-создаются новые водоёмы;

-увлажняется атмосфера, меняется климат;

-гидроресурсы не надо добывать или как-то обрабатывать.

Недостатки:

-затапливаются огромные пространства, создаются водохранилища;

- разрушается естественная среда обитания флоры и фауны;

-отчуждаются плодородные пойменные земли;

-плотины отрицательно влияют на ценные породы промысловых рыб;

-по мнению многих учёных, последствием строительства ГЭС является «наведённая сейсмичность» - в зоне расположения мощных гидроузлов и больших по объёму водохранилищ. В 1967 году в Индии была разрушена плотина высотой 103 м. Причина - землетрясение, эпицентр -- под телом плотины.

 

Теплоэнергетика

Более 80% всей электроэнергии в нашей стране вырабатывается на ТЭС, на всех видах топлива. Самая первая электростанция, работающая на угле, начала действовать в 1882 г. Уголь, нефть и газ называют природным или ископаемым топливом. Уголь представляет собой спрессовавшиеся останки древних растений. Нефть и газ образовались из скоплений древних крошечных морских организмов. Огромные буровые платформы применяют для добычи нефти, природный газ добывают из-под земли с помощью буровых скважин и по трубопроводам перекачивают на перерабатывающие заводы.

90% энергии мы получаем за счёт сжигаемого топлива, около 40% за счёт сжигания нефти, 27% - угля, 21% - природного газа. Эти источники невозобновляемые, поскольку для образования горючих ископаемых требуются миллионы лет.

 

Достоинства:

-под станции используются небольшие площади;

-высокая удельная теплота сгорания топлива (уголь, нефть, природный газ);

-простота хранения угля, пригодность к непосредственному использованию

топлива.

Недостатки:

- сильно загрязняют атмосферу сернистыми и азотистыми соединениями, углекислым газом - создают парниковый эффект, кислотные дожди.

-используются большие площади для добычи угля, рельеф местности портится шахтами;

-с охлаждающей водой ТЭС в ближайшие водоёмы сбрасывается большое количество теплой воды, что повышает температуру водоёма. По данным МАГАТЭ, электростанция мощностью более 1млн. кВт, работающая на угле, выбрасывает в атмосферу ежедневно 400т сернистого газа, 60т окислов азота и углерода. Вместе с этими газами в атмосферу выбрасываются ещё и радиоактивные вещества, содержащиеся в большей или меньшей степени в топливе.

Гелиоэнергетика

Солнце - источник всех видов топлива на планете. Оно посылает миллионы килокалорий энергии на Землю. Т.к. абсолютно чистой атмосферы не существует, половина солнечной энергии рассеивается, до поверхности доходит лишь 50%. И даже это количество грандиозно и превышает все остальные виды энергии. Всю солнечную энергию использовать нельзя -часть её переходит в тело морей и океанов, часть обеспечивает круговорот воды в природе, часть идёт на фотосинтез. Кроме того, 30% отражается поверхностью Земли и возвращается в космос.

На крышах некоторых современных домов установлены солнечные батареи. Одни используются для нагревания воды в отопительной системе дома. Другие состоят из множества электронных фотоэлементов, которые преобразуют солнечный свет в электроэнергию, необходимую для работы техники и освещения. Первым действующим механизмом, работающим на солнечной энергии, стал паровой двигатель, построенный французом Огюстеном Муше в 1861 г.

Солнечные коллекторы собирают солнечное тепло и нагревают, например, воду. Фотоэлементы - это светочувствительные химические элементы, которые под воздействием света вырабатывают электричество. Достоинства:

-солнечные электростанции не загрязняют атмосферу;

-солнечная энергия бесплатна.

 

Недостатки:

- проблема связана с циклическим характером поступления;

-под солнечные батареи используются большие площади Земли;

-КПД солнечных установок пока очень низок (около 10%)

Ветроэнергетика

Попытки использовать силу ветра своими корнями уходят в далёкие времена. Силу ветра можно считать базой развития будущей энергетики. Современные ветряные мельницы (ветряки) используются для приведения в движение турбогенераторов, которые вырабатывают электроэнергию. Первый крупный ветряной турбогенератор построил в 1940 г. американец Палмер Путнэм.

Достоинства:

- используется даровая энергия;

- экологически чисты, не влияют на тепловой баланс атмосферы Земли. Недостатки:

- низкая интенсивность, поэтому занимают большие площади;

- портят ландшафт (выглядят некрасиво)

- работа ветровых установок неблагоприятно влияет на работу телевизионной сети;

- является источником шума (этот район покидают птицы);

- ветровая энергия равна нулю, если наступает затишье, а приток энергии нужен постоянный.

АЭС

Несмотря на микроскопические размеры атомного ядра, скрытая в нём энергия поистине колоссальна. Благодаря этому атомные электростанции вырабатывают огромное количество энергии всего из нескольких тонн ядерного топлива. Этим же обстоятельством обусловлена столь мощная разрушительная сила атомных бомб.

Внутри реактора располагаются топливные стержни с диоксидом урана. Во время работы станции в этих стержнях происходит реакция деления атомных ядер. В реакторе за счёт распада ядер выделяется огромное количество тепловой энергии. Этот процесс замедляется управляющими стержнями, которые поглощают нейтроны так, что произведённое тепло равномерно поступает к паровым турбинам, которые и вырабатывают электроэнергию. В мире существует около 420 атомных реакторов. У нас в стране вырабатывается 14% всей энергии на АЭС. Первая в мире АЭС была пущена в 1954 г. в г.Обнинске.

 

Сейчас у нас их 9:

1. Балаковская.

2. Калининская.

3. Кольская.

4. Нововоронежская.

5. Курская.

6. Ленинградская.

7. Смоленская.

8. Белоярская.

9. Билибинская ( на Чукотке - самая маленькая)

10. Обнинская - маленькая, существует как экспериментальная. Только в черте г. Москвы работает 8 реакторов, 7 из них - в институте Курчатва.

 

Достоинства:

-небольшая площадь под АЭС;

-при отсутствии утечек    никакого загрязнения атмосферы;

-относительная независимость от места расположения сырья.

Недостатки:

-образуются радиоактивные отходы (глобальная проблема);

-дорогое строительство, ещё дороже размонтировка. Сырьём для АЭС являются уран и торий - их запасов в земной коре хватит на 50 тыс. лет. В морской воде урана в 1000 раз больше, чем в земной коре. В 1979 г. В Америке произошла самая тяжёлая до Чернобыля авария. После этого в Америке не ввели ни одного нового реактора. В Швеции принято решение о постепенном закрытии АЭС. Лишь Великобритания, Франция и Россия планируют строительство новых АЭС, несмотря на активное сопротивление общественности. Во Франции 74% энергетики - АЭС.


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн