повышению педагогической грамотности родителей в области оздоровления и физического развития детей
Submitted by Ольга Анатольевна Галицина on вс, 11/09/2011 - 22:13
"Дети - это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью".
В.А.Сухомлинский
Всё начинается с детства. Именно там источник успеха или неуспеха человека, его здоровья или нездоровья.
На современном этапе ситуация в обществе такова, что практически ни один ребёнок не рождается абсолютно здоровым. В подавляющем большинстве дети, начиная с раннего возраста, уже страдают дефицитом движений и незакалённостью.
Это оказывает отрицательное влияние на их организм. Помимо того, двигательный дефицит приводит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребёнка. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости, силы..
Родители много времени уделяют физическому воспитанию грудных малышей. При этом используют массаж, гимнастику, закаливание. Проходит год- полтора, и у родителей появляются новые заботы по воспитанию ребёнка. Многие родители считают, что ребёнок итак достаточно подвижен. Но даже при большой подвижности движения у детей обычно однообразны, в работу вовлекается часть мышц и, как правило, одни и те же группы. Это не дает достаточного физиологического эффекта.
Одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Воспитание и обучение ребёнка будет эффективным только в том случае, если усилия детского образовательного учреждения и родителей направлены на одну цель, если между педагогами и семьёй складываются отношения сотрудничества, сопереживания.
Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует доверительное общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: обсуждение успехов спортивной жизни страны, спортивные совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования в дошкольных учреждениях и на дворовых площадках.
Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды здорового образа жизни, вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Если меры по укреплению здоровья ребёнка проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях с учетом индивидуальности ребёнка, у детей развиваются положительные стереотипы поведения.
Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Исходя из общих целей нашего детского сада , я сформулировала свои так:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;
- общие и групповые родительские собрания;
- консультации;
- занятия с участием родителей;
- походы;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотомонтажей;
- совместное создание предметно - развивающей среды;
- семинар - практикум;
- семейный вернисаж.
С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи.
Наглядно - информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- папки - передвижки
- фотомонтажы
- фотовыставки
- семейный вернисаж .
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
Поэтому я решила уделить особое внимание ознакомлению родителей с постановкой физического воспитания в детском саду.
Составила перспективный план работы с родителями. На медико-педагогическом совещании, где присутствовали и члены родительского комитета, утвердили план мероприятий, наметили формы и методы работы.
Перспективное планирование
по повышению педагогической грамотности родителей в области оздоровления и физического развития детей.
Инструктор по физическому воспитанию: Галицина О. А.
№
Форма
мероприятия
Цель
Срок
2-ая мл. группа
1
День открытых дверей
-познакомить родителей с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Сентябрь
2
Консультация в форме беседы «Двигательный режим»
- познакомить родителей с двигательным режимом, обеспечивающим активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность детей в движении, с оздоровлением и профилактическим фактором общего режима дня
Октябрь
3
Анкетирование
«Какое место занимает физкультура в вашей семье»
- изучить особенности каждой семьи и установить контакты с родителями.
Ноябрь
4
Уголок здоровья
«Результаты диагностики физической подготовленности»
- помочь родителям глубоко узнать ребёнка «во всех отношениях», определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности.
Декабрь
5
Совместное оформление и изготовление атрибутов для занятия
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношениях
Январь
6
Открытый просмотр сюжетного занятия «Мишке холодно в лесу, стужа, детки на носу»
- дать возможность понаблюдать за своими детьми;
- познакомить родителей с результатом освоения детьми двигательных навыков.
Февраль
7
Спортивный досуг «Вместе с мамой»
- помочь мамам ощутить радость от совместной с детьми двигательной деятельности
Март
8
Семейный вернисаж
(фотовыставка)
«Семья - здоровый образ жизни»
- формировать здоровый образ жизни семьи
Апрель
9
Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее»
- активизировать каждого родителя, создать условия для того, чтобы они могли высказать своё мнение, проблемы и задать интересующие вопросы
Май
Средняя группа
1
Родительское собрание
- обсуждение и утверждение совместного плана работы
Сентябрь
2
Посещение семьи
- установление контакта с ребёнком, его родителями, выяснение условий физического воспитания
Октябрь
3
Уголок здоровья
«Результаты диагностики физической подготовленности»
- помочь родителям глубоко узнать ребёнка «во всех отношениях», определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности.
Ноябрь
4
Семейный дневник
- поддержание интереса к процессу двигательной деятельности детей
Декабрь
5
Открытый просмотр сюжетного занятия «Там на неведомых дорожках..»
- дать возможность понаблюдать за своими детьми;
- познакомить родителей с результатом освоения детьми двигательных навыков.
Январь
6
День здоровья
(совместно с родителями)
- укрепить детско-родительские отношения;
-усвоение родителями определённых знаний и умений
Февраль
7
Фотовыставка
«Растём здоровыми, крепкими, жизнерадостными»
- воспитывать стойкий интерес к здоровому образу жизни
Март
8
Папка-передвижка
«Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия»
- познакомить с основами профилактики и коррекции плоскостопия.
Апрель
9
Весёлые старты
(совместно с родителями)
- укрепление детско-родительских отношений
Май
Старшая группа
1
Анкетирование
«О здоровье всерьёз»
- выявить знания и отношения родителей к здоровому образу жизни.
Сентябрь
2
Оформление стенда «Мы хотим быть здоровыми»
- продолжать вовлекать родителей и их детей к здоровому образу жизни.
Сентябрь
3
Родительское собрание
«О здоровье всерьез»
- повышение педагогической культуры родителей и формирование родительской коллектива
Октябрь
4
Уголок здоровья
«Результаты диагностики физической подготовленности»
- помочь родителям глубоко узнать ребёнка «во всех отношениях», определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности.
Ноябрь
5
Спортивный праздник
(совместно с родителями)
«Мама, папа, я –спортивная семья»
- помочь ощутить единение со своими детьми и получить положительный опыт общения
Ноябрь
6
Папка-передвижка «Как выработать у детей правильную осанку»
- привлечь внимание родителей к проблеме профилактики сколиоза
- помочь родителям укрепить здоровье детей, вооружить их знаниями, конкретными рекомендациями, как осуществить эту работу дома, какие при этом использовать средства и методы.
Январь
8
Развлечение
«А ну-ка, папы»
- помочь папам ощутить радость от совместной с детьми двигательной активности
Февраль
9
Открытый просмотр занятия по обучению игре в баскетбол «Секреты настоящего баскетболиста»
- дать возможность понаблюдать за своими детьми;
- познакомить родителей с результатом освоения детьми двигательных навыков.
Март
10
Изготовление буклета
«Игры с мячом для родителей и детей»
- обучить приёмам игры с мячом.
Апрель
11
Весёлые старты
(совместно с родителями)
- формировать здоровый образ жизни
Май
Подготовительная группа
1
Анкетирование
«Ваше отношение к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»
- дать оценку работе, наметить и утвердить работу в соответствии с рекомендациями родителей.
Сентябрь
2
Поход «Вместе с мамой, вместе с папой отправляемся в поход»
- привлечение внимания родителей к спортивным формам семейного досуга;
- формировать здоровый образ жизни.
Сентябрь
3
Открытый просмотр
«Как научить ребёнка правильно дышать»
- обучение конкретным приёмам и методам дыхательной гимнастики
Октябрь
4
Уголок здоровья
«Результаты диагностики физической подготовленности»
- дать анализ динамики показателей физического развития и физической подготовленности, рекомендации по их улучшению.
Ноябрь
5
Информационная консультация
«Профилактика плоскостопия»
- вызвать у родителей осознанное отношение к проблеме, познакомить с путями её решения.
Декабрь
6
Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия