Submitted by Ольга Владимировна Овчинникова on Tue, 06/09/2011 - 10:17
Изучение ролевого репертуара учителя
Современному учителю важно обладать широким репертуаром эффективных педагогических ролей, позволяющим ему быть творческим, гибким и мобильным.
В концепции профессионального развития учителя выделяются две модели профессионального труда. При адаптивном поведении происходит нарушение ролевого баланса в целостной жизнедеятельности педагога. Роль учителя становится настолько характерной, что в другой ситуации педагог не способен перестроить свое поведение сообразно изменившимся условиям. Данное явление сопровождается истощением ресурса (физического, психологического, временного и пр.) в процессе реализации профессиональных и внепрофессиональных ролей.
Для педагогов в модели развития характерны высокий уровень развития интегральных характеристик личности и профессионального самосознания, стремление к творчеству и саморазвитию.
В связи с этим становится актуальным изучение ролевого репертуара учителя.
Данная анкета представляет собой список более чем тридцати педагогических ролей. Список не является законченным, поэтому можно дополнить, указав те роли, которых нет в списках. Отметить роли: наиболее характерные лично для каждого; роли, которых нет в собственном ролевом репертуаре, но которыми хотелось бы овладеть в педагогической деятельности; «перетруженные» роли, т.е. те, на исполнение которых уходит большое количество жизненной энергии и выполнение которых вызывает чувства усталости и истощения; нежеланные роли; роли, которые характерны для успешного педагога, профессионала, мастера своего дела.
Оцените и проанализируйте свой собственный ролевой репертуар. Рассмотрите возможности его развития за счет сведения к минимуму неадекватных ролей и освоения новых эффективных, актуальных для современного педагога ролей. Уменьшите количество «перегруженных» и «непривлекательных» ролей.
Ролевой репертуар педагога
N
Характеристика
роли
Название
Роли
Характерная для меня
Хотелось бы овладеть
«Перетруженная»
Не хотелось бы исполнять
Характерная для успешного педагога
1
Врач
2
4
3
1
2
Кумир
1
3
2
5
3
Воспитатель
11
1
8
5
4
Просветитель
11
1
8
5
Психотерапевт
7
4
9
6
Любимый человек
5
4
2
7
Опекун
5
4
1
8
Наставник
10
1
9
9
Утешитель
9
1
1
1
4
10
Друг
7
3
9
11
Нянька
4
6
6
12
Руководитель
3
5
1
6
13
Ученый
4
2
1
3
14
Товарищ
2
5
15
Советник
5
2
4
16
Организатор
8
7
4
2
8
17
Исследователь
4
1
1
4
18
Наблюдатель
5
1
2
2
2
19
Лидер
2
2
1
4
20
Проповедник
1
1
1
6
21
Оратор
5
1
4
22
Информатор
5
1
23
Артист
8
2
3
1
6
24
Рассказчик
11
1
1
3
25
Консультант
7
1
26
Клоун
2
12
27
Оценщик
2
2
4
2
28
Контролер
3
1
1
5
1
29
Инструктор
4
1
2
30
Эксперт
4
5
31
Шут
2
2
10
32
Критик
1
1
3
1
33
Надсмотрщик
2
1
3
8
34
Тренер
4
1
35
Судья
1
1
4
2
36
Дрессировщик
3
6
3
10
1
37
Вдохновитель
7
2
7
38
Транслятор ценностей
7
6
39
Пользователь ПК
1
40
Завхоз
1
41
Уборщица
1
Из сводной таблицы, отражающей результаты анкетирования всех участников тренинговой группы, видно, что, оценивая свой собственный ролевой репертуар, учителя представляют его в виде достаточно пестрой картины разнообразных ролей, место в котором не нашлось разве что тоько роли шута. Эта роль, наряду с ролью клоуна, характеризуется негативной оценкой со стороны учителей и получила большое количество выборов в колонке нежеланных ролей. Вероятно, это связано с тем, что учитель, как никто другой из профессионалов, боится оказаться в нелепой ситуации, показаться смешным и некомпетентным в разнообразных вопросах.
При ответе на вопрос «Какие роли наиболее свойственны лично Вам?» наибольшее количество выборов получили роли воспитателя, просветителя, психотерапевта, наставника, утешителя, друга, организатора, артиста, рассказчика, консультанта, вдохновителя, транслятора ценностей. Наименьшее количество выборов получили роли кумира, проповедника, критика, судьи.
«Перетруженными», по мнению учителей, являются роли воспитателя, опекуна, няньки, организатора, артиста, надсмотрщика, дрессировщика. Обращает на себя тот факт, что роль воспитателя большинством педагогов относится к разряду «перегруженных» ролей и, соответственно, ее выполнение вызывает сопротивление. Это и отрицание воспитательной функции вообще и замена воспитания образованием, социализацией и т.п. Кроме этого, учителя дополнили список тремя ролями, отнесенными ими к разряду «перетруженных» - пользователя ПК, завхоза и уборщицы.
При ответе на вопрос «Какие роли Вам не хотелось бы исполнять в своей педагогической деятельности?» учителя отмечали роли няньки, проповедника, клоуна, контролера, шута , надсмотрщика, дрессировщика.
Ролевой репертуар успешного педагога, профессионала, мастера своего дела, по мнению учителей, составляют роли кумира, воспитателя, просветителя, психотерапевта, наставника, руководителя, друга, товарища, организатор, эксперта, вдохновителя, транслятора ценностей, артиста.
Анализируя собственные недостающие роли, которыми хотелось бы овладеть, педагоги отмечали среди них роли врача, кумира, психотерапевта, любимого человека, друга, руководителя, организатора, вдохновителя. Данные роли относятся к области «неосвоенных» педагогами ролей.
Таким образом, в результате заполнения анкеты каждый педагог увидел свой собственный ролевой репертуар, начал рассматривать возможности его развития за счет сведения к минимуму неадекватных ролей и освоения новых эффективных, актуальных для современного педагога ролей.