- воспитывать в ребятах любовь к родному языку и желание культурно общаться.
Оборудование:мультимедийный проектор, презентация к теме, авторучки, листы бумаги.
Анкетирование на тему: «Сквернословие в моей жизни».
Ход занятия.
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Отгадайте загадку.
Приходит к нам на помощь тьютер,
Когда им заражён компьютер.
Гораздо хуже, еслион
К нам попадает в лексикон.
Язык он делает неверным,
А слов значенье просто скверным.
Ответ: вирус сквернословия 2.Введение в тему.
- Что такое вирус? Например, компьютерный?( Ответ детей). Вредоносные самораспространяющиеся программы.
- Чем опасен вирус? Заражает. - Что мы делаем? Узнаём, какой вирус, чистим, лечим, уничтожаем. Представьте, что у нас в доме, в нашей речи появился вирус сквернословия и нам нужно его изжить из нашей речи.
3.Тема нашего занятия:«Вирус сквернословия».
Давайте вместе составим план. 1.Что такое сквернословие?
2.История возникновения нецензурных слов.
3.Какой вред наносит мат?
4.Как избавиться от сквернословия?
5 .Чем опасен вирус для здоровья?
4.Предъявление нового материала.
- Что такое сквернословие? (ответ детей) Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. (Слайд)
Как вы думаете, откуда пришло к нам это явление? (ответ детей) Корни этого явления уходят в далекую языческую древность.Мат зародился на огромной территории между Гималаями и Междуречьем, где на бескрайних просторах жили племена пращуров индоевропейцев, которые должны были размножаться, чтобы расширить свой ареал обитания, поэтому огромное значение придавалось детородной функции. А слова, связанные с детородными органами и функциями, считались магическими. Их запрещали произносить вслух, чтобы не сглазить, не навести порчу. К этим словам относились трепетно, с опаской. И только табу нарушали….. Вопросы:
- Что такое ареал? Табу? (Слайд)
- Как вы думаете, кто нарушал табу (запрет)? (Ответ детей) - Колдуны, ведуны, маги.
Колдуны – это такие люди, которые умели воздействовать на силы природы, людей, исцелять или наводить порчу таинственными, магическими приёмами.(Слайд )
Прошли тысячелетия. Значение этих слов с тех пор сильно изменилось. Они стали бранными. Их стали употреблять для оскорбления личности. Нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. Мат несётся на нас из автобусов и такси, из радиоприёмников и с телеэкранов. Основные слова стали обрастать множеством производныхот нецензурной брани.
Работа в малых группах.
Разделимся на группы. Задание на группы. 1.Какой вред наносит сквернословие? (ответы детей) 2.Чем опасен мат для здоровья? 3.Какая основная мысль содержится в этих пословицах и поговорках?
1.Лишает человека уважительного отношения со стороны его окружения:
• оскорбляет другого человека;
• портит ему настроение;
• создает негативную энергетику, которая нарушает правильное функционирование всего организма;
• разрушительным образом воздействует на генетический код и наследственность;
2.Сильно колотиться сердце:
• обида приводит к стрессам, стресс - к нервным расстройствамвплоть до инфаркта и инсульта;
• развиваются такие болезни как: экзема рук и ног, язва желудка;
• снижается иммунитет.
3.Острое словечко колет сердечко.
- Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
- Слово толковое стоит целкового.
- Встречают по одёжке, провожают по уму.
Вывод. Мат вреден и опасен, употребление его в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах.
- Как же так получается: ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается? Как избавиться от этой весьма вредной привычки.
Делимся на две группы. Одна команда « Причины сквернословия», Вторая «Избавление от сквернословия» .
В наше время мат используется:
• для повышения эмоциональности речи;
• эмоциональной разрядки;
• оскорбления, унижения человека;
• для демонстрации агрессии;
• демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;
• демонстрации принадлежности к определенной группе людей;
• для связки слов из-за неразвитого словарного запаса.
Вторая команда: «Как избавиться от сквернословия?»
• Принять решение не сквернословить.
• Использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний.
• Принять уважительное отношение к себе и людям.
• Научиться позитивным методам расслабления.
• Быть уверенным в себе.
- Давайте проведем с вами тренинг. Придумайте ответы в следующих ситуациях. Карточки с ситуациями.
1.Представьте, что вы сидите и рисуете. Сосед, сидящий рядом, повернулся и подтолкнул вас. Чем вы ответите? Наверняка мы услышим брань. А как можно обойтись без нее?
2.Представьте себе, что вы подошли к группе знакомых ребят. Они курят и предлагают вам сигареты. Вы отказываетесь. Что же вы слышите в ответ? (- До сих пор не куришь? - Что ты мудришь? - Ты что, не мужик что ли?) Мы намеренно опускаем матерщинные слова. Вы не хотите курить, зная, что это очень вредно. Как вы им ответите?
3.Вы решительно избегаете нецензурной брани. И, конечно же, слышите в ответ: - Не ругаешься? - Говорить по-русски разучился? – Ты не пацан! Что вы им ответите?
Давайте посмотрим, удалось ли нам реализовать тот план, который мы составили в начале занятия.
Итог.Любой вирус несёт в себе разрушение. Так давайте избавим нашу речь, и без того насыщенную, прекрасную и красивую, от матерных слов, тем более, что эти древние слова, призванные оберегать человека, не заслуживают такого к ним обращения. Они должны уйти в историю того времени, когда их использовали не для оскорбления. Я призываю вас пользоваться только теми словами, смысл которых вы знаете наверняка.