Тема урока: Отношения между понятиями (соподчинение, противоречие, противоположность).
Урок № 19.
Тип урока: комбинированный.
Цель: закрепитьпредставления об общих подходах к сравнению понятий.
Задачи.
Познавательные:
познакомить с понятиями соподчинение, противоречие, противоположность.
Развивающие:
учить детей абстрактно и логически мыслить;
развиватьвнимание, четкость выражения своих мыслей;
способствовать расширению кругозора учащихся;
совершенствовать навыки работы с графическим редактором Paint;
развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
воспитывать чувство уверенности у учащихся;
воспитывать активность;
воспитывать уважение друг к другу.
Основные понятия:
отношение соподчинения;
отношение противоречия;
отношение противоположности.
Ход урока:
1) Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с отношениями между понятиями, такими как, соподчинение, противоположность, противоречие.
2) Актуализация ранее изученного материала. Проверка домашнего задания.
Учитель:Назовите, пожалуйста, какие отношения между понятиями мы уже изучили.
Учащиеся: Называют отношение тождества, пересечения, подчинения.
Учитель: С помощью чего удобно представлять отношения между понятиями?
Учащиеся: Содержания и объема.
Учитель: Какими словами выражаются отношения между объектами реальной действительности?
Учащиеся: Больше – меньше, длиннее – короче, ближе – дальше,…
Учитель: Какие понятия считаются несравнимыми?
Учащиеся: Несравнимыми – называются понятия далекие друг от друга по своему содержанию, не имеющие общих признаков.
Учитель: Что былозадано на дом?
Учащиеся: Перечисляют задания: §2.3 с. 45-48, в рабочей тетради № 25(12-18) с. 56, № 27(1) с.59, №31 с.64.
Учитель визуально проверяет наличие домашней работы, разбирается №31.
3) Изучение нового материала
Изучение нового материала сопровождается демонстрацией презентации «Отношения между понятиями» ресурса на CD ««Л. Л. Босова. Информатика 5-7».
Учитель: Вспомним с вами, что сравнимые понятия делятся на…
Учащиеся: Совместимые и несовместимые.
Учитель: К совместимым относятся …
Учащиеся: Тождество, пересечение, подчинение.
Учитель: Проверим. (Слайд 8 презентации «Отношения между понятиями» ресурса на CD«Л. Л. Босова. Информатика 5-7»)
Учитель: А к несовместимым понятиям относится: соподчинение, противоположность, противоречие.
Отношение «соподчинение».
Учитель: Отношение между несколькими понятиями, объемы которых не пересекаются, но принадлежат более общему понятию, называются «соподчинение». Эти виды одного и того же рода. Пусть понятие А – «береста», В – «папирус», С – «глиняная дощечка», D – «бумага», Е – «магнитный диск», F– «носитель информации». А, В, С, D, Е соподчинены F.