Submitted by Светлана Георгиевна Козлова on вс, 04/09/2011 - 02:13
Урок 7. Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые. Класс Жгутиконосцы.
Тип Инфузории, или Ресничные.
Цель урока: Изучить особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных.
Задачи урока:
Образовательная – сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности.
Развивающая–сформировать знания о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях царств живой природы.
Воспитательная– организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации; создание позитивного микроклимата, искренности и открытости общения. Воспитание твёрдости характера, умения высказывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: география, биология, экология, литература.
Домашнее задание:
С. 96-97, 99. Вопросы.
Для рукодельных - макеты представителей Простейших.
Для творческих – стихотворение, музыкальное сопровождение.
Для знающих – кроссворд.
Для любознательных - сообщение о морских простейших.
1. Экспозиция урока.
Педагогическая экспозиция- этап, на котором учитель устанавливает и реализует первичный контакт с учащимися; формирует творческую, психологически комфортную атмосферу, мотивирует учащихся на активную позицию в урочной деятельности.
Сегодня классная доска
учитель показывает на доску
Сказала мелу свысока:
берёт в руки мел
- Смотри, с меня не сводит глаз
Весь класс! А ты - пачкун!
Спасибо мокрой тряпке,
Что стерла за тобою грязь:
Твои каракули, крючки, царапки!
- Эх ты, хвастунья! -
берёт тряпку
Тряпка возразила. -
В тебе ли сила?
Когда бы не писал слова и цифры Мел, -
пишет «Что такое мел?»
Никто бы на тебя и не смотрел!
Агния Барто
Ученики: отвечают на вопрос «Что такое мел?»
Учитель: почему «пачкун», оставляет грязь, откуда «царапки»?
2.Завязка действия.
Завязка арт-урока - начальный этап, где учитель формирует первые представления о теме урока, о предполагаемых проблемах, задачах и целях, требующих своего разрешения в ходе урока, определяет ход мыслительной деятельности участников урока, систему событий.
Слайд 1.
Учитель: что общего между изображением на фото слайда и кусочками мела:
Оказывается, самая большая пирамида мира состоит из остатков раковинок одноклеточных организмов! Древние храмы городов России тоже сложены из плит известняка, образованного раковинками одноклеточных. Из остатков крошечных раковинок состоит и обычный школьный мел! Только они настолько маленькие, что и в микроскоп их разглядеть трудно. Кусочек мела размером с ноготь содержит десятки миллиардов таких «скорлупок»!
Учитель: сформулируйте тему урока.
Ученики: «Одноклеточные организмы».
Протозоология – наука, изучающая одноклеточных животных.
Протистология– наука, изучающая простейших.
Просмотрите видеофрагмент и назовите признаки одноклеточных организмов.
Микроскопические, различные по форме, одноклеточные.
Обитают в жидкой среде: вода, увлажнённая почва, организмы растений и животных.
Органы движения.
Клетка выполняет все функции организма – перемещается (движется), питается, перерабатывает пищу, дышит, удаляет ненужные вещества, размножается.
Достойны звания «животные»- почему их относят к животным?
3. Действие урока (развитие его сюжета)
Кульминация арт-урока- высшее напряжение мыслительной деятельности учителя и учащихся, достижение поставленных целей и разрешение задач, т.е. обогащение учащихся новыми знаниями, умениями, позволяющими в дальнейшем сформировать на их базе необходимые навыки.На данном этапе применяется педагогическая интрига- обострение сюжета, хода урока с помощью использования различных случайностей, совпадений, обманных ходов, стимулирующих творческий ход мысли учащихся.
Слайд 2.
Одноклеточные образуют Подцарство Простейшие, которое включает в себя несколько типов животных, тело которых состоит из одной клетки.
В настоящее время известно около 70 тыс. видовпростейших.
План характеристики одноклеточных организмов.
Среда обитания
Строение:
размеры
форма тела
органоиды движения
ядро
пищеварительная вакуоль
сократительная вакуоль
светочувствительный глазок
хлоропласты
Питание
Дыхание
Выделение
Размножение
Реакция на внешние раздражители
Слайд 3.
Учитель: прочитав стихотворение «Амёба» Андрея Черникова, определите признаки амёбы – представителя класса Саркодовые. Запишите их в таблицу.
Амёба обыкновенная (лат. Amoeba proteus - амёба протей).
Амёба обитает в пресных водах,
На самом дне, где илистая муть.
В среде, где очень мало кислорода
Амёба ищет свой особый путь.
Движениепосредством ложноножек
Увидеть можно только в микроскоп:
Течёт в мешочкеиз мембраннойкожи
Густая цитоплазма, как сироп.
Обычные амёбы меньше точки,
Но делятся, однако, и живут.
Притом морские мелкие комочки
И горы меловые создают.
В растворе соли клеточка сжималась,
Как будто тельце ощущало боль,
При этом учащенно сокращалась,
Выталкивая жидкость, вакуоль.
Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда:
интерактивное средство из коллекции LAT2.0: «Amoeba proteus» - ядро;
питание – анимации «Питание амебы»,
образование пищеварительной вакуоли путём фагоцитоза;
выделение – анимации «Сократительная вакуоль»,
образование сократительной вакуоли;
Закрепление знаний:
Работа с интерактивным рисунком «Строение амёбы» в режиме тестового задания.
Самостоятельное изучение нового материала:
Вариант I
Вариант II
характеристика класса Жгутиконосцы
характеристика типа Инфузорий
строение эвглены зеленой
строение инфузории-туфельки
учебник с. 97
учебник с. 99
Слайд 4.
Эвглена зелёная (Euglena viridis).
Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда.
Закрепление знаний:
Работа с интерактивным рисунком «Строение эвглены зеленой» в режиме тестового задания.
Слайд 5.
Инфузория-туфелька (Paramecium caudatum).
Проверка заполнения таблицы, дополнение характеристики по ходу просмотра фрагментов слайда.
видеофрагмент «Инфузория туфелька» - движение.
интерактивное средство из коллекции LAT2.0: «Paramecium» - ядро, сократительные вакуоли действуют поочерёдно, движение цитоплазмы;
Закрепление знаний:
Работа с интерактивным рисунком «Строение инфузории-туфельки» в режиме тестового задания.
Размножение Простейших.
Сравните способы размножения амебы протея и эвглены зеленой. Кратко охарактеризуйте их. Размножаются амёба и эвглена путем продольного деленияклетки.
Слайд 6.
Реакция на внешние раздражители.
Цель работы: рассмотреть особенности реакции на внешние раздражители у различных простейших.
Ход работы:
Амёба – назвать реакцию из стихотворения «Амёба»;
Эвглена и инфузория - просмотр слайда в режиме «Запись страницы».
Поместите две капли воды с инфузориями на предметное стекло, соедините их водяным "мостиком". На край одной капли положите кристаллик соли. Понаблюдайте за происходящими явлениями. Объясните их.
На какие внешние раздражители реагируют простейшие?
Фототаксис – реакция на свет. Эвглена движется по направлению к свету с помощью светочувствительного глазка.
4. Развязка.
Развязка арт-урока - духовно и нравственно окрашенное завершение урока,содержащее в себе рефлексию всего того, что произошло на уроке, его оценку, итоги.
Слайд 7 - 8 – 9.
На протяжении миллионов лет после гибели создавших их обитателей раковинки опускались на морское дно, где постепенно спрессовывались, образуя осадочную породу — известняк. В некоторых местах дно моря постепенно поднимается, и тогда обнажившиеся известняки можно использовать для построек.
Слайд 10 - 11.
Известняк, мел под микроскопом.
Контроль знаний:
Слайд 12.
Признаки одноклеточных животных – интерактивный тест на соответствие.
Слайд 13.
Интерактивный тест – 8 вопросов.
Одновременно учащиеся выполняют тестовые задания, заполняя бланки ответов.
5. Эпилог.
Эпилог- краткий взгляд в будущее, в то, что может стать продолжением творческой работы учителя и учащихся, что станет импульсом к дальнейшему более глубокому освоению темы.